Home / Православие повсюду / Зачем нужен диакон?

Зачем нужен диакон?

Диакон в переводе с греческого языка – «служитель». В представлении многих людей это лишь подготовительная ступенька к служению священника. Так ли это, и в чем особенность диаконского служения? Об этом – беседа с клириком Никольского кафедрального собора Бобруйска (Белоруссия) диаконом Аркадием Андреевым.

Уста и сердце

Отец Аркадий, расскажите, в чем заключается служение диакона в Православной Церкви?

– Суть его состоит в помощи священнику во время богослужения. В «Последовании диаконского служения» есть следующие слова, заповеданные еще апостолами: «Диакон да будет ухом, глазом, устами, сердцем и душею, ангелом и пророком епископа и пресвитера». Поэтому диаконы, по Преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1. 14).

Один диакон совершать службу не может, он только помощник. В его обязанности входит, в первую очередь, организация богослужения: правильно заложить евангельское и апостольское чтение, согласовать какие-то нюансы совершения службы с архиереем, настоятелем или, в их отсутствие, – со старшим священником, дать соответствующие указания пономарям. Также в числе обязанностей – потребление Святых Даров после окончания Литургии, содержание в чистоте престола и самого алтаря. Важно, чтобы в чистоте находились престол, жертвенник, священные сосуды, предметы и книги в алтаре.


«Ну, ребятки, как в последний раз»

А как Вы приняли решение стать диаконом?

– Богу было угодно, чтобы я родился в семье священнослужителя, и родители готовили меня с детства к служению Богу в священном сане. Но после окончания школы захотелось по примеру моего крестного отца, протоиерея Виктора Волощука, поступить в музыкальное училище на духовое отделение. Только он окончил Новополоцкое музыкальное училище, а я поступил тогда в музыкальное училище города Витебска. Благодарю Бога за то, что он послал мне настоящих учителей: семью Ефимовых Игоря Владимировича и Ирины Викторовны. В лице Игоря Владимировича я увидел идеал педагога, который не уйдет даже после окончания урока, но будет со своим учеником и до самого закрытия учебного заведения, жертвуя своим личным временем, пока ученик не усвоит урок.

Спустя несколько лет изменились взгляды на жизнь, и появилось желание идти учиться в семинарию. Мой выбор пал на Московскую духовную семинарию, расположенную в Троице-Сергиевой Лавре. Во многом мой выбор предопределило трепетное отношение к преподобному Сергию, игумену Радонежскому, чьи нетленные мощи почивают в Троицком соборе Лавры, возведенном на месте, где, по преданию, находилась келья преподобного Сергия.

В школьные годы учеба давалась мне с трудом, и пример этого великого святого вдохновил на новый этап жизни, дал надежду на помощь в учении. В житии преподобного Сергия говорится, что в отрочествеон, тогда еще отрок Варфоломей, испытывал сложности с учебой, отставая от своих сверстников, о чем очень печалился. Но после встречи со старцем, который дал ему вкусить просфоры, все изменилось. Варфоломей пригласил старца домой, и перед вкушением пищи старец открыл Псалтирь и сказал: «Вкусим прежде пищи духовной, читай». Варфоломей стыдливо посмотрел на старца и сказал, что не умеет читать внятно и понятно. Но старец повторил: «Читай». После этих слов отрок стал читать, на удивление окружающим и самому себе, без ошибок и запинаний.

Таким образом, по благословению нашего правящего архиерея я направился учиться в Московскую духовную семинарию. Там, в Лавре, я впервые увидел красоту богослужения, понял, что молитвенное настроение службы во многом зависит от старания диакона, сослужащей братии и церковного хора.

– Кого бы Вы могли назвать своими учителями в служении?

С большой благодарностью вспоминаю годы, проведенные в Лавре Сергиевой. Господь свел с интересными людьми, на которых захотелось равняться. Первым из таких людей был ставший впоследствии старшим протодиаконом московского Храма Христа Спасителя Константин Барган. Поразило в нем то, что несмотря на прекрасный и мощный бас, он не кичился этим, но был всегда скромен и со всеми общался на равных.

Самым лучшим примером для нас, диаконов, наверное, является Патриарший архидиакон Андрей Мазур. Более 60 лет он поныне достойно несет диаконское служение, украшая его своим мощным голосом и придавая торжественность богослужениям. Он участвовал в хиротониях 137 архипастырей, которых выводил из алтаря к кафедре Предстоятеля для произнесения архиерейской присяги. Поистине, он являет собой уникальный случай мировой истории Православия и является примером следования своему призванию.

Радуюсь, что моим наставником в пении был игумен Никифор (Кирзин) – кандидат богословия, регент первого Академического хора, в котором я и нес свое послушание во время учебы. Он преемник покойного архимандрита Матфея (Мормыля) – музыкальной души Лавры. У игумена Никифора нет никакого музыкального образования, как и у архимандрита Матфея, но это не помешало им трудиться и прославлять Бога в этой области церковного искусства. И поверьте мне, их имена и ноты известны во всей Русской Православной Церкви и за рубежом. Связаны они, конечно, навсегда с Лаврой Сергиевой. Были случаи, когда люди приходили к вере в Бога не из-за красноречивой проповеди батюшки, а потому что слушали во время богослужения хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).

Помню, отец Никифор говорил: «Церковное пение – это богословие в звуках». Очень много внимания уделялось тому, чтобы во время пения и чтения богослужебных текстов четко выговаривались слова, подчас на самом деле трудновыговариваемые. «Ведь мы службу Богу приносим словесную», – наставлял нас о. Никифор. Особое молитвенное чувство охватывало, когда под управлением нашего наставника мы исполняли «Херувимскую песнь» и песнопение евхаристического канона «Милость мира», положенное на ноты самим батюшкой Никифором. «Ну, ребятки, как в последний раз», – настраивал он нас перед исполнением песнопения. И ведь так оно и должно быть. Дόлжно полагать все свои силы для служения Богу и ближним, «ибо не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).

В Священном Писании есть такие слова: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3. 8). Легко ли Вам соответствовать этим высоким требованиям в наше время?

– Апостол Павел обращается с такими требованиями не только к диаконам. Исполнять его слова должны все христиане, а священнослужители особенно. Ведь неверно предполагать, что только лишь диаконы должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину и так далее, а другие христиане могут быть и нечестными, и не хранить таинство веры в чистой совести. В данном случае стоило бы привести иные слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12). Жизнь христианина – это постоянная борьба, невидимая брань. Приходится прикладывать много усилий, чтобы держаться на плаву в духовном плане. Нужно стараться в священническом служении, в пении и молитве все делать так, словно это последняя служба в жизни.

Диакону обязательно пропускать через сердце и ум все, что поется и читается во время богослужения – иначе до людей не донести смысла службы. Это относится не только к диаконам, но и к священникам, и к клиросу, и к чтецам, иными словами ко всем, кто участвует в богослужении. «Пойте Богу нашему, пойте: пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно» (Пс. 46. 7-8).

Продолжая династию

Отец Аркадий, Вы являетесь представителем семейной династии священнослужителей. Преемственность поколений помогает Вам в жизни?

– Конечно, в первую очередь, это огромная ответственность перед своими родными, и почившими, и ныне здравствующими. Быть священослужителем – это уже само по себе ответственно, потому что нужно отвечать не только за себя, но и за паству и своих домашних. Нет ничего выше, чем служить «единому сильному Царю царствующих и Господу господствующих…» (1 Тим. 6. 15). А если к тому обязывает потомственная династия, то это увеличивает степень ответственности перед Богом и предками.

Расскажите, пожалуйста, о своем роде подробнее.

– Мой отец, протоиерей Сергий Андреев, служит настоятелем Благовещенского храма в г. Кличеве Бобруйской епархии. Мамин отец – мой дедушка – митрофорный протоиерей Аркадий Волощук. Его родитель Иоанн Волощук также был священником, протоиереем.

У отца Аркадия супругой была Валентина Волощук-Раина. Ее отец, мой прадед протоиерей Косьма Раина, известен тем, что во время Великой Отечественной войны возглавлял на территории Беларуси партизанский отряд, будучи в священном сане.

Брат же моей бабушки Валентины Волощук-Раины – протоиерей Петр Раина – в свое время был преподавателем Московской духовной академии, и по сей день его фотография в качестве преподавателя висит на стене академии.

У протоиерея Аркадия Волощука и его супруги Валентины родилось шестеро детей – три девочки (одна из них моя мама) и три мальчика. Все их дети мужского пола являются священнослужителями и несут свое послушание в разных уголках Беларуси.

Как продолжается Ваш род? Расскажите о своей молодой семье.

– Нашей маленькой семье всего три года. Свою супругу Юлию я встретил во время учебы в Московской духовной семинарии в 2012 году, и вскоре вступил с ней в брак, родились дети. Всегда стараюсь свободное от служения время посвящать своим домашним. В выходной день могу разгрузить супругу и приготовить что-нибудь на завтрак и даже на обед, но так бывает редко, потому что по части кухни мне Бог даровал помощницу в лице моей матушки, которая, как и другие благочестивые жены, всегда старается приготовить что-нибудь вкусненькое для своей семьи.

Несмотря на то, что опыт семейной жизни у меня невелик, я понял, что брак – это труд, труд кропотливый, тяжелый и жертвенный, поэтому и спасительный. «Царствие небесное силою берется» (Мф. 11. 12), говорится в Священном Писании, и люди, живущие в браке, спасаются терпением и любовью при содействии Божественной благодати.

«Чем отличается умный от мудрого?»

Отец Аркадий, Вы успешно совмещаете служение Богу в чине диакона с должностью директора воскресной школы. В чем особенность такого учительства?

– По благословению настоятеля вот уже два года я возглавляю воскресную школу. С этого учебного года веду уроки в старшей группе. Должен признаться, что это занятие изначально пришлось мне по душе, – со взрослыми проще говорить о серьезных вещах.

Долго присматривался к детям, размышлял, чем отличается нынешнее поколение от нас в детстве, как современные дети рассуждают о жизни. К большому удовольствию обнаружил, что дети остались прежними: такими же непосредственными и любознательными. Несмотря на то, что некоторые вещи в мире меняются, человек по своей природе остается все тем же.

Интересно, как дети выражают свои мысли. Недавно вместе размышляли над вопросом, чем человек умный отличается от мудрого. Общими усилиями пришли к правильному ответу: «Умный знает много, а мудрый – главное».

Беседовала Елена ВАБИЩЕВИЧ

В основе материала –
публикация сайта кафедрального собора Бобруйска

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *