Home / Православие повсюду / Традиции Афона среди благословенных кавказцев

Традиции Афона среди благословенных кавказцев

Какие православные и народные традиции свойственны Благословенному Кавказу, в чем уникальность приходских общин данной территории, а также как открыть при храме сыроварню рассказывает протоиерей Вячеслав Фомин, настоятель храма во имя Трех святителей в Пятигорске.

Отец Вячеслав, ваш приход находится в уникальном полирелигиозном и многонациональном регионе. Это каким-то образом отражается на жизни общины?

– Конечно! Мы волею Божией осуществляем свое служение в регионе, где христиане не составляют большинство и уж точно не могут говорить о себе как о «главенствующей конфессии». Поэтому мы стараемся культивировать важную добродетель – уважение. Мы родились и выросли здесь, мы видим вокруг себя представителей разных народов, разных религий, видим разные обычаи, традиции, а значит, просто не можем игнорировать окружающее нас разнообразие. Когда мы слышим, как мулла пять раз в день призывает мусульман к молитве, мы не пугаемся этого, а напротив, радуемся за наших братьев. Мы не просто вдохновляемся их религиозным рвением, но и стараемся им подражать. Я часто говорю прихожанам: «Посмотрите, мусульманин, ваш сосед, пять раз встает на молитву. А вы часто ли в течение дня повторяете ту же Иисусову молитву?» Еще раз повторю: без уважения, без принятия религиозной, этнической инаковости в нашем регионе жить и молиться просто невозможно.

Что, на ваш взгляд, выделяет Благословенный Кавказ среди других регионов страны? Может быть, какие-то особенности в традициях среди других кавказских и южных регионов?

– Я бы сказал, что для нашего региона свойственно вообще очень глубокое уважение к традиции как таковой, глубокое проживание, прочувствование ее. Здесь как-то по-особенному уважают старших, здесь по-особенному почитают духовенство. Здесь очень важен передаваемый из поколение в поколение бытовой ритуал, который охватывает самые разные стороны жизни: рождение, свадьба, похороны, застолье. Кто-то скажет, что это архаика, отголоски первобытности. А на мой взгляд, когда ты делаешь то, что делал твой отец, твой дед, твои далекие предки, то ты лучше их понимаешь, ты чувствуешь близость с ними. Тебе легче молиться о них, легче быть ближе к ним в духовном плане.

Расскажите, пожалуйста, о своей приходской общине. Как давно она появилась, в намоленном ли месте, или это абсолютно новый приход времен «второго Крещения Руси»?

– Храм, в котором я служу, построен одиннадцать лет назад. Это, пожалуй, самый молодой храм Пятигорска и один из самых больших деревянных храмов Северо-Кавказского федерального округа. Хотя нам совсем немного лет, у нас достаточно молитвенных, литургических традиций. Мы сильны людьми. Приход у нас многонациональный: русские, армяне, грузины, греки. И потому даже внутри нашей общины невозможно существовать без слышания другого. Это не осложняет, не отягощает нашу жизнь. Напротив, мы обогащаемся в общении – и культурно, и духовно. Мы стараемся слышать друг друга, знать о тяготах, трудностях друг друга и сообща решать проблемы. К слову сказать, это с особенной силой проявилось в «ковидном» 2020 году. Мы сплотились. Мы доказали, что мы не собрание индивидуальностей, а настоящая община. Мы не боимся, но мы сопереживаем, чувствуем боль друг друга.

Какие традиции других религиозных общин региона вы считаете важным популяризировать в своем приходе?

– Есть простой критерий: если та или иная традиция способствует объединению людей, объединению общины, и если она ведет ко Христу, то мы с радостью ее принимаем.

Приведу два примера, связанных с Новым годом и днем Василия Великого. Мы с радостью принимаем традицию хлеба василопита («хлеб святого Василия»), который подается в новогоднюю ночь. Эта традиция – вклад греческой части нашего прихода. Грузины ставят в домах на новый год не елку, а дерево чичилаки, которое изготавливают из стружек орехового дерева и украшают разными вкусностями. Это дерево напоминает бороду святителя Василия, так что грузины говорят, что святой Василий достает подарки из-под своей бороды. Чудесный обычай, и он у нас на приходе тоже прижился. В нем и любовь к святителю, и уют, и народный добрый юмор.

Как возникла идея создать сыроварню при приходе, и почему именно сыроварню? Тоже влияние местных традиций?

– Большое спасибо за вопрос! Эту идею я привез… с Афона. Я был на Святой Горе в паломничестве и беседовал с одним монахом – не скажу, что со старцем, просто опытным подвижником. И он спросил меня: «Как ты трудишься?» Я не знал, что ответить. Сказал, что молюсь, служу, езжу в паломничества. А он продолжил: «Нет, ты не понял. Каждый христианин должен трудиться, должен находить такой образ жизни, чтобы он формировал внутреннего человека». И тогда я понял, что таким делом, деланием для меня должно быть сыроварение. С одной стороны, я влюблен в эту профессию. С другой стороны, понимаю, что это дело сложное и потому полезное для души. Оно требует постоянства, самоотдачи, сосредоточенности, внимания – как раз тех качеств, которые требует и христианская жизнь. Судите сами: нужно тщательно отслеживать весь путь – от приемки молока (через производство проходит 500 литров пять дней в неделю) до того, как покупатель получит вкусный и полезный продукт. Это тот труд, который меня дисциплинирует, удерживает от многих искушений, заставляет просыпаться в шесть утра. Но это ведь и радость: каждое утро обонять аромат свежего молока, погружаться в любимое дело и осознавать, что ты приносишь пользу не только как пастырь. Если уж я молитвенник никакой, то может быть, хотя бы труженик из меня выйдет.

Кстати, все сыроварни в Европе, где я бывал, – это не просто производства, это образ жизни, чем-то отдаленно напоминающий монастырь. Это место, где жизнь течет спокойно, размеренно, тихо. Многие говорят о том, что нужно найти тишину, внутреннее спокойствие. Для меня покой – это когда я остаюсь наедине с любимым делом. Как это ни странно, но именно сыроварение позволяет мне лучше сосредотачиваться на священническом служении, на том, чтобы безраздельно отдавать себя Господу. И правда: ведь труд – это время молитвы, время сосредоточенности, время умственного покоя, когда ты можешь услышать глас Божий.

Что касается местных традиций… Вот я бы как раз хотел уйти от местных традиций. У нас на Кавказе сыр – это нечто очень простое. На рынке продается домашний или сыр сулугуни – мне хотелось чего-то большего. Хотелось принести культуры сыроделания и потребления сыра. Ведь культура питания не сводится к вкусовым ощущениям, не сводится к удовольствию. Это, как ни странно, скорее труд, дисциплина, тонкая технология. Мой любимый сыр – это самый тяжелый в производстве сыр.

Можно ли назвать сыроварню некоторой формой приходского промысла, промысловой мастерской? Кто трудится в сыроварне, как выбирались технологии по изготовлению сыра? У кого перенимался опыт?

– На сыроварне трудится десять человек, и все они являются нашими прихожанами. Они работают не полный рабочий день, но у них есть постоянный заработок. Но дело не только и не столько в этом, а в том, что приход ощущает, что сыроварение – это конкретное общее дело, которое сплачивает общину. Перефразируя кота Матроскина, совместный труд – он объединяет…

Что касается конкретных технологий, то наши потребители немного скорректировали наши изначальные планы, переориентировав нас с сыров Испании, Франции и Италии на традиционные сыры Кавказа, хотя, конечно, мы и с этими сортами сыра стараемся работать на новом уровне.

Я перенимал опыт у сыроваров Испании, Франции и Италии – был там на обучении, стажировке. Считаю, что для христианина очень важно быть причастным какой-то культурной традиции, которая требует от него самодисциплины, терпения, высокого профессионализма.

Есть ли в планах освоение новых-старых традиций и народных промыслов? Что интересно лично вам и вашим прихожанам?

– Наши прихожане больше всего любят сыр буратта (итальянский свежий сыр из сливок и молока), мы его готовим два раз в неделю. Все мы занимаемся земледелием, у каждого есть огород, а там, скажем, помидоры. Элементарный, легкий и вкусный перекус: нарезал сыра, нарезал помидоров, нарезал хлеба – вот и стол накрыт. Скромное счастье и большая радость от того, что это сделано своими руками и во славу Божию.

Публикация журнала «Юрист предприятия»

Материал подготовлен в рамках реализации
проекта «Правовое сопровождение возрождения ремесленных традиций православных приходов»,
ставшего победителем конкурса «Православная инициатива»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *