Мало что так ощутимо, почти вещественно соединяет между собой православные народы, как святые, в том числе те, кто, будучи сыном одного народа, подвигом своим просиял на чужбине и с особой любовью почитается как на родине, так и в том месте, где Господь судил ему послужить. За примерами далеко ходить не надо – равноапостольные Кирилл и Мефодий объединяют славян и греков в общей благодарной молитве Богу.
Порой при именовании святого упоминается место его происхождения. Вспомним, например, преподобного Максима Грека или угличского чудотворца Кассиана Грека. А к имени одного из всенародно любимых греками святых добавлено слово «Русский».
Святой Иоанн Русский был солдатом петровской армии. В ходе Прутского похода 1711 года он был взят в плен татарами, которые потом перепродали Иоанна турецкому военачальнику. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Уркюп (его греческое именование Прокопий Кесарийский). Уговорами, различными посулами, моральным давлением и даже пытками его пытались обратить в ислам, но ничто не могло подвигнуть святого, на то, чтоб отступиться от христианской веры. В конце концов, от него отступились и отправили ухаживать за скотом. Прямо в углу стойла была устроена и постель святого Иоанна. Праведный Иоанн с усердием выполнял порученную работу и ни на что не жаловался, не гневался на тех, кто его оскорблял и обижал, готов был всем помочь и каждого утешить. По ночам он молился у своего ложа, а по праздникам причащался в христианском храме Прокопии. Даже когда ставший ценить Иоанна как верного слугу хозяин хотел дать ему свободу, чтоб тот жил в нормальном жилище, праведник отказался и до конца жизни оставался в конюшне и исполнял свою работу.
Завершилась земная жизнь святого в 1730 году. С разрешения хозяина его погребли на христианском кладбище, а через несколько лет святые мощи Иоанна Русского были обретены нетленными и перенесены в местный храм. Слава об угоднике Божием распространилась далеко вокруг, множество людей обращалось к нему за помощью, и молитвы их не оставались неуслышанными.
В 1924 году греки – жители города Прокопия Кесарийского – были вынуждены покинуть родные места. Переселяясь на остров Эвбею, они принесли с собой мощи святого Иоанна. На острове в городе Новом Прокопии в 1951 году был построен храм во имя Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции. А день его памяти, 27 мая, в городе проходит торжество, на которое собираются многие тысячи людей.
Этому святому посвящена и нижняя церковь строящегося в одном из районов Афин храма Панагия Сумела. Здесь проживают несколько тысяч выходцев из стран, народы которых окормляются Русской Православной Церковью. Ядро приходской общины , созданной в 1994 году, составляют переселившиеся из стран бывшего Советского Союза понтийские греки, предки которых в начале XX века из-за угрозы истребления турами были вынуждены покинуть Малую Азию и расселились на Кубани, в Малороссии, Закавказье. Впоследствии немалая часть их переселилась в Грецию.
Службы в этом приходе совершаются по юлианскому календарю, частично на церковно-славянском языке. Сначала общину приютил собор великомученика Пантелеимона, предоставивший для нее маленькую церковь в крипте.
С течением времени община, возглавляемая протоиереем Григорием Пигаловым. все больше увеличивалась, к ней присоединялись русскоязычные люди, приехавшие в Грецию на временное или постоянное проживание. Маленький храм уже просто не мог вместить всех, кто собирался на службы. Именно поэтому в 2002 году Священный Синод Элладской Церкви благословил начало строительства в районе Ахарнэ в северной части Афин соборного храма в честь иконы Божией Матери «Панагия Сумела». Мэрия выделила участок земли, и уже на следующий год начались строительные работы.
Постоянная община храма Панагия Сумела состоит примерно из 1200 семей, проживающих в Афинах. Уже сейчас, во время строительства, приходом ведется просветительская деятельность, катехизация детей и взрослых. Для школьников проводятся праздники с конкурсами и призами. Участниками подобных мероприятий становятся порядка пятисот детей.
Очень важна и социальная сторона приходской работы: тем, кто сильнее всех пострадал от экономического кризиса, раздают горячее питание, неимущие могут получить продовольственные товары, одежду, детям и старикам стараются организовать бесплатную медицинскую помощь, ухаживают за больными, самым обездоленным помогают оплатить коммунальные услуги. Среди добрых дел прихожан — сдача донорской крови для больниц.
В 2006 году в построенном и благоукрашенном нижнем храме, освященном во имя одинаково дорогого двум народам святого Иоанна Русского, стала совершаться Бескровная Жертва. Люди, собирающиеся на Литургию в этот храм, представляют собой, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, живой мост между русским и греческим народами, являясь носителями сразу двух великих культур.
Святыней этого храма стала частица мощей еще одного глубоко почитаемого греками русского святого – преподобного Серафима Саровского. Ковчежец с мощами передал в дар общине Предстоятель Русской Православной Церкви, несколько дней назад посетивший Грецию.
Наталия Бубенцова