Стремительно завершаются детские каникулы, а значит, пора собирать детей в школу. Покупать новые ранцы и портфели, запасаться тетрадками, ручками, карандашами и… терпением. Почему терпением? Потому что снова начнется учеба, и усилятся наши переживания об успеваемости чада, его опрятном виде в школе и т.д. И кажется, что невозможно укротить эту волну волнений, обрушивающуюся на нас с наступлением нового учебного года. Поделиться своим богатым опытом мы попросили родителей шестерых детей – клирика Свято-Троицкого кафедрального собора Перми диакона Андрей Тихомирова и матушку Ольгу.
Семья, в которой воспитывается много детей, в наше время большинством воспринимается как некий феномен. Что, по вашему мнению, многодетная семья? Может быть, это посланный Богом большой подарок?
– Семья – это маленькое государство, в котором свои законы, свои традиции и праздники, только населения поменьше… Поэтому, возможно, в нем законы формулируются более четко, и традиций больше.
Конечно, рождение ребенка – это дар Божий, поэтому в семье, где есть ребенок, живет счастье. Если детей трое, четверо или даже пятеро, то, конечно, много забот, случаются болезни и разные неприятности, но и счастья соответственно в таких семьях больше.
Счастья больше – и, наверное, заботы друг о друге тоже? В вашей семье помогают ли старшие дети делать уроки младшим?
– Все дети разные, и способности у всех разные. При подготовке домашних заданий у детей нередко возникают вопросы, которые нам приходится решать вместе. И, конечно, ребенку проще спросить сначала у своего старшего брата или сестры, и уж если с ним не получается, тогда подключаются родители.
Сегодня у нас в стране такая система образования, когда родители принимают активное участие в образовательном процессе. Домашние задания нередко задают на творческие темы, где нужно размышлять самому, и ребенок волей-неволей обращается к старшим. Старшим детям даже нравится, когда младшие обращаются к ним за помощью в подготовке уроков, и они начинают активно объяснять непонятое младшими. Младшие тоже с не меньшим старанием и радостью помогают в выполнении каких-то простых творческих заданий.
Много детей – много забот! Наверное, нужно забыть о кружках, факультативах и тренировках? Где найти время «учить» всех и всему?
– Совсем нет. Если много детей, это совсем не значит, что они сидят дома и не посещают никакие кружки помимо занятий в школе и в детском саду. Мы с нашими детьми заранее договорились, что до определённого возраста они будут посещать спортивную секцию, так как это необходимо для здоровья. Получается, что это проще и нам, родителям – отводить детей в одно место, выбранное недалеко от дома. Кроме того, наши дети могут раз в год сами выбрать по одному творческому кружку. Как правило, их желания совпадают, и два раза в неделю водить их в одно и то же место нам несложно.
Хорошо, с досугом и творчеством разобрались, но вот наступает время учебы – и как же обстоят дела на этом «поле боя»? Можно ли сказать, что в больших семьях «не до пятерок», а золотая медаль по окончании школы – вообще неосуществимая мечта?
– Ну почему же не может быть золотых медалей и пятёрок? Наоборот, дети, у которых несколько братьев и сестер, как правило, более ответственные, рано становятся самостоятельными, поэтому если у них есть желание учиться и старание, то вполне реально получать хорошие отметки и стать отличником.
Как, собирая портфели, собрать к школе детские умы, души и сердца?
– Само собой, после трех месяцев летнего отдыха нелегко настроить детей на учебу, да и взрослым тоже приходится приложить немало усилий, чтобы правильно организовать весь процесс… Сначала приходится самим настроиться на школьный и детсадовский режим, а потом детей потянуть за собой.
Мы начинаем с начала августа устанавливать правила по более раннему отходу ко сну, нежели в июне и июле, дети садятся за выполнение упражнений, которые были заданы на лето, читают книги. А во второй половине августа начинается сбор портфелей (покупаем канцтовары), шитье школьных форм и прочее, и это само по себе постепенно настраивает детей на учебу.
Беседовал Юрий КИЩУК