В Чите в Православной гимназии имени святителя Иннокентия, епископа Иркутского, открыт кадетский класс, в программу обучения которого введен так называемый казачий компонент. Как рассказала директор православной гимназии города Читы Мадина Себиханова, впервые в кадетском классе ребята занимаются верховой ездой, строевой, огневой и военно-медицинская подготовкой, рукопашным боем.
– Мы заключили договор с воинской частью в Песчанке, их офицеры будут к нам приезжать, и наши дети будут выезжать в воинскую часть на учения, будут знакомиться с военной техникой. Сейчас наши юные кадеты проходят так называемую огневую подготовку – занимаются сборкой и разборкой автомата. А на занятиях по верховой езде с ними работают специалисты из конно-спортивного клуба «Дети ветра», – рассказала Мадина Рамадановна.
Конно-спортивный клуб находится близ Читы, в селе Сивяково. Сегодня в его хозяйстве есть 27 лошадей, так что хватает всем даже с избытком. На первых уроках ребятам преподали самые азы: объясняли, как почистить лошадь, как оседлать, как сидеть в седле. А научиться этим элементарным навыкам им помог документальный фильм «Мой друг Бандит», который показали педагоги из конно-спортивного клуба. Этот кинофильм – о дружбе человека и лошади, о том, как зарождаются эти необычные взаимоотношения, из чего складываются. И какой преданностью отличается такая дружба. А еще этот фильм о воинском искусстве – джигитовке. Ведь, как выясняется, «казачий компонент» предполагает не просто верховую езду.
Желтые лампасы
Родоначальниками забайкальских казаков стали донские и оренбургские казаки, которые вызвались на переезд в неосвоенные еще новые русские земли в конце первой половины XVIII века. Именно их силами были присоединены к Российской империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев был казак и мореплаватель Семен Дежнев.
За Байкалом для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Нужно было охранять границы с не очень мирными восточными соседями, а лучше казаков это вряд ли кто мог сделать. Пришедшие быстро осваивались, налаживали быт, организовывали все новые казачьи полки, которые постепенно сформировались в пограничное войско. Кстати, буряты в силу своей воинственности принесли славу обретенной родине, поскольку из них были созданы и обучены многие полки специально для усиления пограничного контроля. В то время отсутствовали официальные границы с Монголией, да и Манчжурия не приветствовала появление русских в этих местах, поэтому такой шаг был просто необходим. Так было создано полноценное и по тем временам беспрецедентное по качеству казачье войско.
С юных лет детей из казачьих семей, даже девочек, приучали к верховой езде и оружию. Женщины, оставшиеся в крепости, когда все мужское население находилось на войне, неоднократно с успехом отражали набеги из-за границы. Равенство в казачестве было всегда: традиционно на руководящие посты выбирались люди умные, талантливые и обладающие большими личными заслугами. Знатность, богатство, происхождение никакой роли при выборах не играли. И подчинялись атаманам и решениям казачьего круга беспрекословно все, от мала до велика.
Духовенство тоже было выборное, состояло из наиболее религиозных и грамотных людей. Священник был учителем для всех, и его советам следовали всегда. Казаки были весьма веротерпимыми, несмотря на то, что сами глубоко, даже истово, преданы Православию. Их веротерпимость объясняется тем, что всегда в казачьих войсках были и старообрядцы, и буддисты, и магометане. Казачьи храмы имели дорогое убранство: украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями оклады икон, хоругви, церковная утварь, посуда. Свою жизнь казаки понимали как служение Богу, Царю и Отечеству, поэтому никогда не служили вполсилы, любое дело выполняя безупречно.
Город Чита сразу стал столицей Забайкальского казачьего войска. Форма забайкальского казака отличалась желтым лампасом, который сравнивают с уходящим в синеву Байкала ярким солнечным лучом.
К 1917 году казачье войско за Байкалом насчитывало уже 260 тысяч человек. Стояли двенадцать больших станиц, 69 хуторов и пятнадцать выселок. На протяжении многих лет забайкальские казаки преданно защищали царя, служили ему верой и правдой до последней капли крови. Именно именно поэтому революцию они не приняли и в гражданской войне решительно сражались против Красной армии.
В 90-е годы ХХ века началось возрождение забайкальского казачества.
Атамана избирали в Чите, в 2010 году им стал Сергей Бобров. А на следующий год было широко отмечено 160-летие со времени появления казачества за озером Байкал.
Казачата с шашками
– В наших планах – казачья джигитовка, «лошадь-казачонок-шашка». Понятно, что при взаимодействии с лошадью и шашкой надо быть предельно осторожным, ведь это оружие обоюдоострое – при неловком движении можно лошади и уши отсечь. Поэтому детей с первых шагов обучают аккуратности в управлении лошадью, вырабатывают умение правильно держать шашку. Ну, и держаться в седле, конечно. А этому они научились уже за четыре занятия, – пояснила директор гимназии.
Кадетский класс при православной гимназии начал работать с 1 сентября этого года. В первый набор вошли учащиеся гимназии с четвертого по восьмой классы. Условие для всех одно: поступить в него могут только гимназисты, начиная с одиннадцати лет. Желающих стать кадетами немало, но, к сожалению, не все родители могут позволить своим детям обучение в этом классе, потому что нужно пошить специальную форму, а она ныне стоит недешево.
По материалам газеты «Православное Забайкалье»