Невозможно представить православный храм без пения. И трудно найти человека, которого оно может оставить равнодушным. Даже невоцерковленного христианина многоголосие a cappella настраивает на молитвенный лад, дает почувствовать реальность живого духовного мира. С первых веков христианства всю службу пел приход. Потом эту роль отдали хору. Раскрыть глубинный смысл происходящего в храме, создать молитвенное настроение – в этом состоит непростая роль современного церковного хора. Из каких нот состоит жизнь такого музыкального коллектива, посмотрим на примере Архиерейского епархиального хора Югорска в Ханты-Мансийском автономном округе.
До
До приезда в город епископа Югорского и Няганского Фотия в храме преподобного Сергия Радонежского на церковных службах пел приходской хор. С образованием Югорской епархии весной 2015 года на свет появился Архиерейский хор, ставший ныне украшением церковных служб и концертных площадок в городе. В годовом плане у него – более десятка значимых мероприятий: фестиваль «Пасха Красная», «Димитриевская суббота», участие в благотворительных концертах и городских праздниках.
Весной 2017 года Архиерейский хор объединился с лучшими коллективами в уникальном проекте под руководством главного хормейстера Мариинского театра Андрея Петренко. Шестьдесят шесть человек составили сводный хор Югорской епархии. В необычном концерте звучали произведения духовной и народной музыки.
Ре
Регент (от лат. regens, род. падеж regentis – правящий) – руководитель церковного хора. Регент Елена Шибаева и трое певчих прибыли вместе с епископом Фотием из Иркутска. Владыка поставил перед регентом нелегкую задачу: в незнакомом городе собрать хор не менее чем из пятнадцати человек.
На быстрый результат никто не рассчитывал. «Я так думала: годик будем собирать. Написали объявление, отправили нашего референта в Дом культуры, музыкальную школу… и через пятнадцать минут пошли звонки. Я, признаться, сначала не поверила. Это было какое-то чудо», – вспоминает регент Архиерейского епархиального хора Елена Шибаева. – У меня создалось впечатление, что люди ждали нас, нашего приглашения, они просто созрели для этого. И мы очень быстро нашли общий язык, спелись… Люди пришли очень профессиональные, поющие, способные на любой репертуар. Югорск оказался богат талантами». В считанные дни был собран коллектив профессионалов. Разнобой индивидуальностей превратился в слаженный хор.
Ми
Мирское и духовное. Любая музыка, которая заставляет задуматься о вечном, которая говорит о красоте творения, согревает сердце, хороша для души, но духовная музыка – особая.
«В Иркутске мне рассказывали старые прихожане одного кафедрального собора, что в советское время там был великолепнейший хор, – рассказывает Елена Шибаева. – Люди специально приходили в собор, чтобы послушать певчих, и аплодировали им во время службы. Это абсолютно недопустимо. Со светской точки зрения тот хоровой коллектив был прекрасным. Но это была филармония, а не церковный хор. Хор церковный – не то, что светский, которому нужно произвести впечатление на публику, он и сам должен молиться – тогда сможет подключить к этой молитве и прихожан… Хоровое пение, как камертон, настраивает душу на молитву».
Фа
Фактически петь в церковном хоре сможет не каждый. Кроме голоса от певчего требуется немало умений и навыков: читать с листа ноты и церковный текст, знать традиционные распевы и ход службы, понимать стилистику и манеру исполнения духовной музыки. Пение в церковном хоре – это постоянная работа, ежедневное совершенствование, настоящая школа для певцов. Профессионализм церковного музыканта должен быть бесспорен.
Хорошая новость в том, уверена Елена Шибаева, что у любого человека есть слух, но может не быть координации между слухом и голосом. «Однако каждый слышит фальшь в пении. Может, он не может высказать, что не так, но слышит, что хор поет плохо. Каждый человек может сказать, фальшиво хор поет или правильно. И вот эту координацию между слухом и голосом можно наладить. Я убеждена в том, что каждого человека можно научить петь», – говорит регент Архиерейского хора.
Соль
Сольную партию в югорском Архиерейском хоре могут исполнить многие, в его составе почти все – профессионалы. Здесь преподаватели певческого мастерства городских домов культуры, учителя музыкальной школы, опытные хоровики. В числе певчих Архиерейского епархиального хора есть известные музыканты города: Светлана Молокова, Надежда Кузнецова, Борис Хохлов, Олеся Рожкова и другие… Елена Шибаева признается: «Народ пришел удивительно профессиональный, репертуар сложный, большой. Я даже им говорю: «Ребята, я перед вами преклоняюсь, потому что у меня такого еще не было». У академического хора десять, ну, пятнадцать произведений в год. А здесь десятка два уже на хорошем счету».
Ля
Ляпы недопустимы. Уровень мастерства певчих церковных хоров, не только Архиерейского, растет. Для этого с осени 2015 года в Югорской епархии организованы церковно-певческие курсы. На основе семинарской певческой программы была создана своя – короче оригинальной, пять этапов по две недели, рассчитанная на разный уровень подготовки. В течение учебного дня студенты занимаются сольфеджио, изучают теорию музыки и церковнославянский язык, постигают устав богослужения.
«С одной стороны церковное пение носит эстетический характер, рассуждает протоиерей Алексий Туров, духовник Югорской епархии. – Оно воспитывает то прекрасное, возвышенное чувство, которого в обществе катастрофически не хватает. С другой стороны, церковное пение – это передача божественного начала в нашу человеческую реальность».
Си
Сила воздействия. «Церковный хор настраивает душу на молитву, – утверждает регент Архиерейского епархиального хора Елена Шибаева. – Когда человек только входит в церковь, делает свои первые шаги, на этом этапе церковное пение особенно важно. Если человек приходит в храм, где поют и читают что-то непонятное, он поворачивается и уходит. Так часто бывает. Люди эмоционально воспринимают окружающую действительность. Современному человеку очень трудно в бушующем мире, он ищет отдушину, и, приходя в храм, хочет ощутить мир и покой в душе. В этом человеку помогают церковная живопись и церковная музыка».
Исполняет коллектив и церковные песнопения во время служб, и авторские произведения русских композиторов для церковных хоров.
«Из современных композиторов очень люблю обработки Трубачева, кое- что берем из монастырских распевов… и, конечно, таких авторов, как Дегтярев, – это добавляет задор в праздничную службу… Любимое произведение – всегда то, которое хочу взять в работу. У меня в голове столько мелодий, столько прекрасной музыки, что вряд ли я успею за жизнь все это спеть», – делится Елена.
Любовь КОХАН
Публикация сайта Югорской епархии