О том, кто такие байкеры, каким духом они дышат и куда держат путь по жизни, рассказывает духовник кавминводского отделения мотоклуба «Ночные волки», настоятель храма Архистратига Божия Михаила в селе Покойном Ставропольского края протоиерей Иоанн Кузнецов.
Как и когда у Вас появилась идея духовного окормления байкеров?
– Ко мне обратился президент отделения «Ночные волки КавМинВоды» Александр Шмаков с просьбой осуществлять пастырское духовное окормление православных членов клуба. Решение данного вопроса было оставлено на благоусмотрение правящего архиерея нашей епархии. После получения положительного ответа от епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона я стал «своим» священником в местном мотоклубе.
И давно Вы общаетесь с ними?
– Все началось со 2 апреля 2016 года, когда в город Будённовск приехали представители Черногорского отделения мотоклуба «Ночные волки». После общения с ними у меня сформировалось положительное отношение к байкерам. Тем более, что и сам я уже практиковал езду на мотоцикле. Вскоре после этого на территории храма Архистратига Михаила села Покойного состоялось освящение мототехники байкеров Буденновского района.
А в московской «головной организации» Вы бывали?
– Да, удалось побывать московском байк-центре 31 мая, в день рождения мотоклуба «Ночные волки». Тогда для меня устроили целую экскурсию по «логову» «Ночных волков». На территории байк-центра находится много необычной техники – автомобилей и мотоциклов. В ангаре, где представлены образцы ретро-техники, постоянно кипит реставрационная работа, а некоторые из этих транспортных средств используются в различных театрализованных зрелищных шоу.
Но главной моей целью было знакомство с мотосообществом. В тот день я познакомился с байкерами, приехавшими на праздник из разных стран мира. Представилась возможность пообщаться даже с главным «Ночным волком» – Александром Залдостановым, которого в клубе называют Хирургом.
Суммируя впечатления, полученные от общения с байкерами, могу засвидетельствовать, что эти люди весьма вежливы, доброжелательны, гостеприимны. Особенно меня поразила атмосфера открытости и радушия, царящая в большом многонациональном коллективе мотоклуба. Вечером на собрании отделения «Номад» меня приняли в его состав и вручили так называемые «цвета» – специальные нашивки на одежду, свидетельствующие о членстве в клубе. Уже ночью, после праздничного концерта и шоу с салютом, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла байкеры организованной мотоколонной проехали к Храму Христа Спасителя, где приложились к мощам святителя Николая Чудотворца.
А их кто-то из православных священников окормляет?
– Священники, состоящие в мотоклубе, осуществляют духовное пастырское окормление своих православных собратьев-мотоциклистов. В подразделении «НИ-КА» отделения «Номад», в котором я имею честь состоять, также есть священники из Москвы, Ростова-на-Дону и даже Японии.
Есть мнение, что дух, обитающий в человеке, творит себе соответствующие внешние формы. Наверное, именно поэтому в традиционном обществе к байкерам сформировалось подозрительное и в целом негативное отношение. Антураж этих всадников на железных конях вынуждает думать, что для них характерны отсутствие культуры как таковой, демонические настроения, пьянство, беспорядочные половые связи и групповые хулиганские выходки. Насколько это мнение соответствует действительности?
– В первую очередь, я бы не стал обо всех байкерах судить огульно. Сообщество байкеров разнородно, и разные мотоклубы имеют порой противоположные мировоззренческие позиции. Познакомившись с историей мотоклуба «Ночные волки» и его старейшими членами, я увидел, что этот коллектив за 28-летний срок своего существования постоянно развивался, перерастая все те юношеские болезни, о которых Вы упомянули. Сохраняя внешние признаки байкерского движения – атрибутику, символику, стиль – «Ночные волки» теперь видят в них не демонические знаки, а, наоборот, напоминание о смерти и покаянии, побуждение к духовной борьбе. Думаю, что такой подход исторически оправдан. Ведь и храмы когда-то строили на месте языческих капищ, чтобы наполнить языческие, явно бесовские праздники новым – христианским – смыслом.
И еще одно наблюдение: члены мотоклуба «Ночные волки» не обязаны соглашаться со всеми высказываниями своего руководителя, как это бывает в тоталитарных сектах. Все ключевые решения байкеры принимают коллегиально на общих собраниях.
Как бы Вы сформулировали духовные идеалы и стремления известных Вам байкеров?
– Патриотизм, служение народу, стремление к правде и справедливости.
Как Вы относитесь к такому явлению, как мотопаломничество? Для чего это нужно?
– Мотопаломничество как разновидность православного паломничества – это совместная молитва, укрепление в вере через общение и знакомство с единоверцами, поклонение святыням, помощь ближним в преодолении тягот путешествия. Таким образом, традиционные формы клубной байкерской жизни наполняются новым душеспасительным содержанием, и у носителей малопонятной субкультуры появляется удобная возможность воцерковления.
В связи с открытием в нашем крае отделения «Ночные волки КавМинВоды» и назначением духовника совместные экскурсионные и паломнические поездки становятся регулярными.
У кавминводского отделения «Ночных волков» есть какие-то местные особенности по сравнению с московскими байкерами?
– Из того, что мне удалось заметить: наши байкеры не всегда обладают таким количеством свободного времени, чтобы оставить свои дела и семьи ради участия в клубных мероприятиях.
А другие байкерские мотоклубы Ставрополья – «Номад», «Русские мотоциклисты», «Миротворец»? Они по своей сути отличаются от «Ночных волков»?
Отделение «Номад» всероссийского мотоклуба «Ночные волки», в котором состою я, – это отделение межрегиональное. В отличие от региональных, оно присутствует в разных городах и странах, в том числе на территориях региональных отделений мотоклуба. Структурно оно состоит из двух частей — Российской и Европейской. Особое место занимает подразделение, называемое «НИ-КА», куда входит духовенство. Организовано оно специально, чтобы избавить священников от подчинения президентам региональных отделений и мирских забот. Президент и основатель отделения «Номад» – Евгений Строгов, он же председатель Федерации мототуризма России. Ответственный за подразделение «НИ-КА» – насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Гурий (Гусев). Одновременно отец Гурий возглавляет Комиссию мотоциклетных паломничеств при Федерации мототуризма России. Основная деятельность – организация мотопаломничеств клуба. На сегодняшний день у отделения «НИ-КА» налажено взаимодействие с Паломническим центром Московского Патриархата.
Мотоклуб «Русские мотоциклисты» – это дружественное «Ночным волкам» сообщество. Члены этого клуба потенциальные кандидаты на вступление в мотоклуб «Ночные волки».
О мотоклубе «Миротворец» я впервые узнал в ходе паломничества «Святыни Кавказа», когда посещал Ставрополь. Знаю, что духовно окормляет этот мотоклуб протоиерей Александр Гомзяк, секретарь Ставропольской епархии.
К чему в итоге этих людей должна привести Ваша деятельность?
– Моя деятельность среди байкеров – это своего рода миссионерство. Когда ко мне обратились мотоциклисты с просьбой о духовном пастырском окормлении, я крепко задумался о целесообразности данного шага. Но в итоге все-таки решился. Потому что деятельность священника не должна ограничиваться стенами храма, и проповедовать о Христе мы призваны на всяком месте, каждому человеку – тем более, желающему услышать евангельское слово Истины. Поэтому стремлюсь показать байкерам путь ко спасению в Иисусе Христе, научить их основам христианской жизни. И чтобы не быть голословным, вместе с ними преодолеваю тяготы этого пути, не изменяя при этом своему основному священническому призванию.
В плане духовного окормления мне бы хотелось привлечь братьев-байкеров к полноценной церковной жизни, чтобы они осмысленно участвовали в богослужениях и приступали ко Святым Христовым Таинам. Но форсировать этот процесс нельзя, так как может получиться обратный эффект. Да и пословица есть: «Невольник – не богомольник». Считаю, что в деле духовного просвещения необходимы вера, молитва и терпеливый труд, и тогда Сам Отец наш Небесный только Ему ведомыми путями приведет Своих чад ко спасению.
Вопросы задавал иерей Владимир ШАЛМАНОВ
В основе материала – публикация сайта Георгиевской епархии
Использованы фотографии пресс-службы Ставропольской епархии