Home / Православие повсюду / Русский приход венгерской столицы

Русский приход венгерской столицы

На Троицу престольный праздник отмечает Свято-Троицкий приход Будапешта. Настоятель прихода священник Димитрий Корнилов рассказал о том, какие испытания пришлись на долю общины в связи с ремонтом Успенского собора, являющегося местом пребывания прихода, а также из-за продолжающейся уже чуть ли не полтора года пандемии коронавируса. Читайте в интервью о жертвенности прихожан и некоторых разочарованиях, о том, что такое в условиях пандемии «молебен лицом к лицу» и с какими словами священник обращается к своим прихожанам в это тяжелое время, как встречи с православным пастырем в тюрьме чужой страны порой меняют жизни тех, кто попал в заключение, а также о многом другом.

Отец Димитрий, Вы начали своё священническое служение Свято-Троицком приходе Будапешта с января 2009 года, а в январе 2011 года стали его настоятелем. За эти годы в Венгерской православной епархии сменилось довольно много правящих архиереев. Кто из них оставил свой самый заметный след в развитии прихода и Вашем как священника?

– Все правящие архиереи вносили свой особый, заметный вклад в дело окормления и укрепления прихода, никто не обошел нас вниманием, заботой, отеческим наставлением. Однако мне особенно хочется вспомнить владыку Павла (Пономарева), который в марте 2002 года подписал указ о создании русского прихода в честь Святой Троицы в Будапеште, определив место его пребывания в Успенском кафедральном соборе.

Приход до сих пор поддерживает с ним связь, а те прихожане, с которыми владыка Павел начал создавать приход, поддерживают личные отношения с ним, чем очень дорожат, тем более, что с 15 апреля 2021 года основатель нашего прихода митрополит Крутицкий и Коломенский Павел является наместником Московской митрополии.

Лично я, конечно, вспоминаю тот день, когда после разговора с владыкой Иларионом (Алфеевым), ныне митрополитом Волоколамским, принял решение стать священником, посвятить свою жизнь служению Богу и Православной Церкви. Владыка Иларион совершил священническую хиротонию 4 января 2009 года в венском кафедральном соборе святителя Николая Чудотворца и благословил меня на служение. Этому предшествовали диаконская хиротония 14 января 2007 года, а также служение около года алтарником, во время которого я находился под пристальным вниманием владыки Илариона и его окормлением.

С февраля 2010 года по 2015 год нашим правящим архиереем был архиепископ Марк, который своими отеческими наставлениями и поддержкой в трудные минуты очень помог мне в те годы становления меня как священника и настоятеля прихода. Я испытываю чувство благодарности, вспоминая то время. Владыка Марк посвятил диакона Святослава Булаха в священнический сан, и появление второго священника в приходе позволило расширить круг богослужений.

Во время моей болезни (а я целый месяц болел ковидом) иерей Святослав продолжал совершать службы и окормлял верующих. Это время показало, как важно наличие второго священника в приходе.

Владыка Марк и сейчас является нашим правящим архиереем, однако введенные Венгрией ограничения при пандемии коронавируса не позволяют ему, к сожалению, приезжать в Венгрию. Конечно, клирики епархии поддерживают с ним самую тесную связь и всегда могут рассчитывать на его руководство и помощь, особенно в условиях ремонта Успенского кафедрального собора.

С огромной теплотой также вспоминается мне владыка Антоний (Севрюк), ныне митрополит Корсунский и Западноевропейский. Очень интересный и открытый для общения человек, к которому всегда можно было обратится за советом в любой ситуации.

Владыка Тихон (Зайцев), ныне архиепископ Рузский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Берлинско-Германской епархией, не так долго управлял Венгерской епархией. Он освятил для нашего прихода в 2017 году деревянный резной престол для служения – событие, важность которого трудно переоценить.

Какие коррективы в жизнь прихода внесли ремонт храма и пандемия?

– Клирики епархии прекрасно понимали, что богослужения, исполнение треб и окормление прихожан должны совершаться в полном объеме даже при ремонте помещения храма, поэтому после обсуждения ситуации было принято решение перенести службы в трапезную, где нашлось место и для алтаря, и даже для приходской церковной лавки.

Ремонт внутреннего помещения храма был начат в январе 2020 года, а через несколько месяцев разразилась первая волна пандемии, которая принесла новые трудности и карантинные ограничения. Священники прихода и верующие строго соблюдали меры безопасности, предписанные владыкой Марком как правящим архиереем и властями Венгрии, что позволило избежать массового вирусного заболевания среди прихожан, несмотря на небольшое помещение трапезной. Единичные случаи заболевания среди верующих не были связаны с посещением ими служб.

Не скрою, что первые месяцы богослужений в трапезной были очень тяжелыми: резко уменьшилось число прихожан, что меня, священника, обязанного доносить до людей слово Божие, не могло не огорчать. Упала доходность приходской лавки, которая является для нас единственным источником финансов, из которых выплачивается зарплата духовенству, регенту, продавцам и покрываются все расходы на содержание прихода. Верующих пугала опасность заразиться вирусом в небольшом, по сравнению с храмом, помещении трапезной.

Однако строгое соблюдение всех правил и норм санитарной безопасности, отсутствие заболевших в приходе COVID-19 привели к тому, что на службах прихожан становилось все больше и больше.

Главные православные праздники — Пасха и Рождество Христово – в прошлом году и, особенно, в этом году привлекли так много верующих, посетивших богослужения, что это не могло не радовать меня как настоятеля прихода. Праздничное Пасхальное богослужение 2021 года транслировалось во двор церкви, где стояли те, кто хотел приобщиться к празднику, но не смог найти себе места внутри. Более 150 человек в этом году молились на Пасхальной Божественной литургии, при том, что трапезная – наш временный храм – вмещает около 40 человек.

Понимая всю сложность ситуации и важность молитвы для людей, я с апреля 2020 года начал совершать молебны о здравии при закрытых дверях. У такого молебна даже появилось название: «молебен лицом к лицу», потому что в отсутствие прихожан я служил без маски. Такое название возникло в связи с тем, что во время обычных богослужений люди не могли видеть лица священника, «закупоренного» в маску, люди не могли слышать то, что он говорит, а поддержка и слово священника были особенно нужны в это время для верующих. Молебен транслировался в прямом эфире на приходской страничке в Фейсбуке. В конце службы наши прихожане слышали проповедь и информацию о текущих событиях в приходе. Такая форма общения, наряду с Божественными литургиями, оказалась очень востребованной.

На сайте прихода молебен потом можно было посмотреть всем желающим в записи и помолиться вместе со мной. Таким образом, наше единство на молитве определялось не столько единым временем, сколько единым сердцем! Люди чувствовали заботу, внимание.

Да, ещё на молебне читались все поминальные записочки, которые подавались в течение недели, и поминальные книжечки, которые хранятся в храме.

В результате я с радостью видел, что последующий просмотр записи молебна набирает несколько сот человек, что говорило о том, насколько необходима моя молитва людям. Очень много положительных откликов, благодарностей «собрал» такой формат молитвы. Их писали люди во время прямой трансляции и после нее. Практика организации прямых трансляций так понравилась верующим, что тогда же начались прямые трансляции воскресных и праздничных литургий; эта практика продолжается и поныне. Специально для верующих многие молитвы во время Божественной литургии читаются вслух, произносятся интересные проповеди. Все трансляции сохраняются в YouTube и на странице нашего прихода в сети Facebook. Таким образом, Божественные литургии стали доступны не только верующим Будапешта, но и тем, кто живет далеко от него.

Что вы можете сказать о количественных и качественных изменениях в основном составе прихода в это непростое время?

– Не обошлось, к сожалению, и без потерь. Нас покинули некоторые постоянные члены прихода, которые, как мне казалось, никогда не оставят приход в трудные времена. Конечно, каждый верующий вправе посещать любой православный храм, но учитывая то обстоятельство, что за рубежом православный приход – это еще и содружество русскоязычных людей, нуждающихся во взаимной поддержке и помощи, объединённых верой и дружескими связями, такие потери огорчают и просто разочаровывают. Конечно, человеку свойственно придумывать различные отговорки, оправдывая тем самым себя, но предательство (а оно всегда видно, и его не утаишь, как бы не пытался это сделать человек) – это всегда то, что ранит и уничтожает то полезное, что сделал этот человек в течение своего пребывания в приходе.

А много ли людей в этот период помогали приходу в его «выживании» в связи с переездом во временное помещение, а также в возвращении к полноценной церковной жизни?

– Как я сказал, именно этот период показал тех людей, которые «живут» жизнью прихода, любят наш приход и готовы помогать во внезапно возникших трудностях; и таких людей большинство. А также показал людей, не захотевших помогать приходу, живущих своими «прошлыми заслугами» и должностями. Мне же хотелось бы, пользуясь случаем, поблагодарить всех, кто помогал при «эвакуации» прихода из внутреннего помещения собора в трапезную в связи с его ремонтом. А это и перенос утвари, и оборудование нашего уютного временного храма, алтаря, приходской лавки. И это только малая, видимая часть той работы, которую срочно пришлось проделать. Некоторые работники отказывались от зарплат, помогали, чем только могли. Кто- то начал печь просфоры, кто-то жертвовал деньги на поддержание прихода, кто-то оставался убирать, украшать храм к праздникам, кто-то помогал советом и добрым словом. Все это сплотило наш приход. Он стал сильнее, дружнее. И обстановка в приходе стала еще более доброжелательной.

Верующих каких национальностей объединяет ваш приход?

– Основная часть прихожан – это, конечно, русские, россияне. На втором месте – украинцы, в большинстве своем выходцы из западных областей Украины и Закарпатья. Сейчас там тяжелое финансовое положение, безработица, зарплаты небольшие, и люди стремятся в Венгрию на заработки. В приходе появилось много молодых мужчин, да и женщин тоже. Я вижу их часто – в основном, в выходные дни на Божественной литургии. Они молятся, исповедуются, причащаются, заказывают требы, то есть активно участвуют в жизни прихода. Это особенно важно и приятно, так как в Украине происходит попытка вытеснить Украинскую Православную Церковь, находящуюся в каноническом единстве с Московским Патриархатом, и заменить ее на раскольническую «Православную церковь Украины».

Кроме того, у нас в приходе есть венгры, белорусы, грузины, армяне. И всех нас объединяет общая вера и общая соборная молитва. Наш приход – наглядный пример того, что многовековую духовную связь между народами разорвать невозможно.

Многие прихожане отмечают, насколько изменились ваши проповеди. Они стали более интересными, живыми. А как к лучшему изменилась ваша речь! Чувствуете ли вы это? Что важно, по-вашему, в проповеди?

– Моя речь, наверное, никак не изменилась. Хотя… если я стал говорить тише после того, как принял сан священника, то, значит, какие-то изменения все-таки произошли. С возрастом стараешься больше молчать. А если серьезно, ещё в то время, когда я учился в школе, в лётном училище, в университете, уже старался не употреблять грубых и неприличных выражений. Поэтому я не могу сказать, что моя речь изменилась. За своей речью надо, конечно, следить, и мы знаем, что неосторожно сказанным словом можно очень сильно обидеть человека. В этом смысле приход к глубокой вере означает то, что ты очень осторожно, очень аккуратно стараешься говорить, оценивая тон, громкость голоса, а также те выражения, которые используешь.

Кстати, могу рассказать вам, что, приехав сюда, я допустил серьезную ошибку. Но только потому, что доверился некоторым людям из нашего прихода. Мне было сказано, что венгры обращаются даже к незнакомым людям на «ты» – таков у них этикет, так они общаются. Что я и допустил в первое время по отношению к себе, но это, конечно, недопустимо по отношению к православному священнику, своему духовному учителю и пастырю. Таковы правила и культура обращения в нашей вере и Церкви. Сейчас, когда я более или менее знаю венгерский язык, понимаю, что просто слепо доверился тем людям, которые, может, и сами не понимали этого. Пришлось исправлять. Но самое интересное, что у моей супруги на работе (она работает преподавателем английского языка и истории в гимназии) директор даже требует всех разговаривать с ним на «ты»! Супруга говорит, что у них на работе это нормально, чем меня удивляет. Но здесь, в Венгрии, так принято.

К каждой проповеди я готовлюсь. Нет ничего зазорного выписать что-то интересное, подготовиться и воспользоваться заготовленным планом. Когда я был летчиком, мы на стоянке перед рулением всегда читали предполетную карту – в ней проговариваются все внештатные ситуации, которые могут возникнуть в полете, и действия по их преодолению. Даже опытные командиры, знавшие многое давно наизусть, выписывали, зачитывали разные важные предполетные моменты. Почему же это не сделать священнику? Проповедь не должна быть сухая, она должна быть интересна людям. Часто в нее приходится вставлять своё мнение о жизненных ситуациях, возникающих в приходе, ответы на вопросы наших прихожан.

Лично я в проповеди никогда не пересказываю житие святого. Главное для меня – донести до верующих смысл его духовного подвига в тех исторических условиях, в которых он жил и в которых находилась Церковь. А она переживала иногда непростые времена, и наши святые сохраняли тот огонь истинного Православия, который я как священник пытаюсь нести людям и сейчас.

Моя проповедь всегда дополняет и разъясняет то, о чем и почему мы молимся на литургии сегодня. Биография святого часто бывает недостоверна, мифологична – нам гораздо важнее его духовный путь развития, смысл духовного подвига, который может служить примером и путеводной звездой. Моя проповедь должна сделать более понятным текст Евангелия, который был прочитан на литургии. То, что раньше было для верующих само собой разумеющимся, не всегда понятно до конца современному человеку, особенно только что пришедшему в храм, ищущему Бога, но совершенно сбитому с толку тем потоком информации, который изливается на него.

Поэтому еще раз повторюсь: как правило, мои проповеди – это проповеди на тему Евангельского чтения, который предлагает Церковь в этот день верующим.

Я знаю, что у вас есть благодарности за окормление верующих, находившихся по той или иной причине в тюрьмах Венгрии. Расскажите что-нибудь об этом.

– До пандемии я окормлял нескольких заключенных, содержащихся в трех тюрьмах региона. Конечно, это многократные посещения заключенного, беседы с ним о вере, исповедь и причастие. По окончании заключения одного из этих людей его родителями на адрес епархии было написано благодарственное письмо за помощь, за поддержку в трудную минуту их сына, от которого все отвернулись. Тем более, что он был родом из другой страны, а его близкие не могли находится в Венгрии. Родители других заключенных по телефону также передавали слова благодарности за помощь в труднейших ситуациях, которых никому не пожелаешь.

Могу с вами поделиться интересным случаем, как один заключенный, к которому я ходил каждую неделю в течение почти четырех месяцев, был оправдан, вернулся в свою страну, к семье, а когда родился у него сын, этот человек позвонил и сказал, что назвали сына Дмитрием. Звали крестить ребенка, но началась пандемия, и поехать не было возможности. Для священника нет большей радости, чем сознание того, что твои труды и молитвы принесли плоды, что человек исправился, поверил в Бога, перестал грешить.

В моей практике были и другие случаи, когда Господь подавал свою дивную и скорую помощь, оберегал человека тогда, когда казалось, что уже нет надежды. Велик наш Бог и являет чудеса!

Уже около четырех лет вы проводите занятия в кружке чтецов. Как появилась идея такого формата, наряду с занятиями для взрослых прихожан по православному вероучению и истории Церкви?

– Кружок чтецов возник еще при владыке Тихоне. Появился он по просьбе самих ребят, которые принимали участие в службах, читая различные церковные тексты. На занятиях мы разбираем последования служб, готовимся к ближайшим богослужениям. Например, уже за месяц мы начинаем разбирать Пасхальные службы, распределять чтения между ребятами, учимся слаженности и взаимозаменяемости. Также на занятиях, когда это необходимо, присутствует регент нашего прихода Ева Гволик. Занятия проходят несколько раз месяц, и обязательно перед значимыми службами, когда это необходимо. Проводятся они и сейчас, в эпоху пандемии.

День Победы государство и народ России отмечают как главный праздник страны. Как ваш приход празднует этот знаменательный день?

– Память о Великой Победе всегда живёт в сердце нашего народа. И Православная Церковь с первых дней войны и до сегодняшнего дня молится о воинах, жизнь свою за Отечество положивших. Помнить и поминать их – одно из главных служений Церкви. 9 мая или в ближайший к нему день нашим приходом возлагаются гвоздики, перевязанные георгиевской ленточкой, на могилы наших солдат, венки на кладбище Керепеши и других. Также при участии большого числа взрослых и детей мы совершаем панихиды в храме и на кладбищах, где есть захоронения наших солдат.

Каждый год мы поздравляем наших ветеранов. Прихожане собирают средства на подарки им. Вручается ценный подарок, в который входит и денежное пожертвование. До пандемии нам каждый год удавалось проводить праздничные концерты, на которых выступали дети церковно-приходской школы. Они собирали полные залы, на них всегда присутствовали наши ветераны. К сожалению, из года в год их становится всё меньше – в этом году подарки были вручены десяти ветеранам.

Хочется отметить, что концерты в праздник Дня Победы и поздравления ветеранов в таком формате каждый год проводит в Венгрии только наш Свято-Троицкий приход.

Как вы считаете, насколько важно для священника светское образование, помимо духовного? Расскажите о том периоде своей жизни, когда получали духовное образование параллельно со своей работой.

– Непростой вопрос, и ответить на него однозначно нельзя. Тем не менее, выскажу своё мнение. Если человек с детства почувствовал в себе призвание служить Богу, например, родился в православной семье, где вера была неотъемлемой частью жизни, твердо решил связать свою жизнь с Православной Церковью, ему, пожалуй, светское высшее образование не нужно – он может получить такое духовное образование, которое не только не уступает по качеству и объему знаний светскому, но и превышает его. Но таких Богом призванных и Богом избранных людей мало. Они служат только Церкви, у них своя более глубокая связь с Богом, мудрость и знания приходят к ним иным путем, чем к тем, кто решил принять духовный сан в более зрелые годы.

В наше время подавляющее большинство прихожан имеет высокий уровень образования и информированности благодаря Интернету и СМИ. И если уровень грамотности и образованности священника, его жизненный опыт не отвечают требованиям современной жизни и он не может говорить с прихожанами на равных, авторитета и доверия к нему не будет.

При этом не надо забывать, что такой диалог ведется только с духовных, православных позиций. Поэтому священнику крайне важно иметь не только высшее светское образование, но и очное духовное образование, при котором личное общение с православным преподавателем даст ему ответы на те вопросы, с которыми он столкнется позже при своем служении. Иначе он рискует постигать Православие, как говорится «варясь в собственном соку».

Я же бесконечно благодарен тому, что после школы окончил университет, по окончании которого стал более ответственным, грамотным и получил навык трудиться и учиться. А также рад тому, что мне удалось получить, уже работая, и очное начальное духовное образование, где я получил последовательные базовые знания от прекрасных преподавателей.

Теперь вторая часть вопроса. Уже после окончания университета, во время моего очного обучения в духовном училище в Ростовской епархии, а ныне Ростовской духовной семинарии, я одно время работал в линейном цеху, обслуживающем телефонную городскую связь. Та работа была связана с обходом телефонных линий, их осмотром, выпиской различных предписаний, разрешений или запретов на ведение работ по прокладке телефонного кабеля. А я поступил на очный факультет духовного училища, где занятия проходили каждое утро с 9 до 14 часов. Что делать? Ведь учиться никто не разрешит – нужно работать. Но учиться очень хотелось! Так вот, получив утром на планерке в 8:30 предписание, что должен делать, я шел учиться, а вечером приходил к окончанию работы и докладывал о её выполнении, проезжая на автомобиле, а не проходя участки трассы пешком и, тем самым, «получая» драгоценное время для учебы. Так продолжалось два года, пока, корректируя дипломную работу, я случайно не оставил ее в компьютере на работе. Конечно, «добрые люди» об этом сразу же доложили моему непосредственному начальнику, который был не в восторге от того, что я учусь в духовном заведении, так как являлся убежденным атеистом, бывшим партийным работником.

Конечно, было очень горько и обидно. Я не знал, что делать, но Господь помог. Неожиданно в моё положение вошел вышестоящий руководитель, узнав об этой ситуации от моего начальника. Он перевел меня к себе с повышением, в другую организацию и на другую должность, не стал препятствовать моему дальнейшему (уже заочному) обучению в Православном Свято-Тихоновском университете в Москве. Когда же я закончил духовное училище с отличием, даже поздравил меня с его окончанием. Было очень приятно, что мне встретился в жизни такой человек, который подставил мне плечо, разобравшись в той жизненной ситуации.

Вопросы немного личного характера, если можно…. В вашей семье подрастают дети. Как и положено в семье священника, они часто посещают храм. Ваша дочь поёт в хоре, а сын помогает в алтаре во время богослужений. Как церковная жизнь отражается на их отношениях со сверстниками и учебе в школе?

– Мне кажется, что дети, посещающие храм, более ответственные, дисциплинированные, усидчивые, старательные. Конечно, я могу ошибаться. Повторюсь, что это мои наблюдения.

К примеру, у нас никогда не звучал дома вопрос: зачем нам идти в храм в воскресенье? А ведь нужно рано вставать, так как литургия на церковнославянском языке начинается рано, в 7:45 утра. И это несмотря на то, что у наших детей большая нагрузка и в русской школе, и в различных секциях. А в выходные дни проводятся еще и хоккейные матчи, в которых они участвуют, и иногда далеко, в других городах Венгрии и Австрии.

Здесь нужно учитывать и то, что им нравятся красота службы, пение нашего приходского хора. И, конечно же, пример родителей также очень важен. Почему я так говорю?

Вспоминая свое детство, могу сказать о том, что мой папа был лётчиком, и ничего более так не хотел, как стать летчиком. Желание стать пилотом возникло тогда, когда папа с мамой отвели меня в авиамодельный кружок. Позже были соревнования в различных городах, а потом и школа юных авиаторов при ростовском аэропорте, где с нами занимались преподаватели УТО (учебно- тренировочного отряда). Тогда ещё в нашей стране занимались детьми, были разные кружки по интересам и способностям для детей. Далее у меня было летное училище гражданской авиации. Но главное – это рассказы отца о полетах, о работе, о самолётах и его пример… Все это важно для ребенка именно в школе, в детстве, когда формируется личность.

И поэтому мы с супругой стараемся показать детям своим примером, насколько важны в жизни человека храм, вера в Бога. Мы вместе молимся, и, я думаю, дети достаточно много знают о вере, о богослужениях. А у моего сына, похоже, встанет в будущем выбор, кем стать: пилотом или священником.

Также важно и наличие в семье мамы и папы. К сожалению, священники сейчас сталкиваются с тем, что много семей разваливается или родители заняты всем, кроме воспитания своих детей, а именно карьерой, работой и прочим… Да и специальности, к которым раньше был почет и уважение, к примеру, врач, учитель, летчик, инженер, уже не интересны и самим родителям. Многие будут вам доказывать в разговоре, насколько прекрасна специальность риэлтора, офисного работника, туристического агента. Все это очень грустно слышать, особенно от образованных людей.

Вы воспитываете своих детей в православной религиозной традиции, а есть ли у них еще какие-то интересы и занятия?

– Анна и Петя занимаются музыкой. Им очень повезло в том, что их учат замечательные преподаватели. Анна играет на фортепиано, Петя – на гитаре в музыкальной школе. В 2019 году они даже вместе выступали в музыкальной школе в небольшой группе. Играли песни Beatles. В русской школе Петя играл блюз Джона Ли Хукера на каком- то празднике. В начале 2020 года он играл уже собственное музыкальное произведение вместе с ребятами в музыкальной школе. Это было выступлением уже настоящей группы: бас-гитара, соло-гитара, ритм-гитара. Очень приятно, что и учитель гитары любит рок, джаз, блюз и не запрещает ему играть интересную, живую музыку.

Я с ним ходил на концерт блюзового исполнителя Джона Мейолла. Мне показалось, что мой сын был самым маленьким слушателем на концерте. Интересно, что его приметил известный бас-гитарист группы, подошёл в перерыве концерта и даже беседовал с ним о музыке. Петя был в восторге. Так что, наверное, не совсем верны слова Бориса Гребенщикова: «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли… ее нет, нет, нет». Может быть, он ошибался.

Но, конечно, самое главное, что им нравится. А нам, родителям, нужно стараться увидеть и развивать способности своих детей.

В России Церковь отделена от государства, но пользуется уважением и вниманием со стороны властей, так как несет в своем учении идеи добра, духовности и высокой нравственности. Чувствуете ли и вы как настоятель прихода Православной Церкви, такое внимание со стороны российской власти в лице посольства?

– Да, недавно в Венгрию прибыл новый посол России, и все настоятели приходов нашей епархии были приглашены на встречу с ним для личного знакомства. На приеме присутствовала и супруга посла, что было особенно приятно. Состоялся откровенный, доверительный разговор, в ходе которого у посла была возможность узнать всё, что его интересовало: жизнь приходов, их проблемы, текущее состояние ремонта кафедрального собора и т.п.

Я, как правило, получаю приглашения на все приемы по случаю главных государственных праздников России. Я знаю, что в посольстве меня всегда примут, выслушают и помогут по возможности. То есть Венгерская православная епархия чувствует надежную опору за своей спиной в лице российского посольства и консульства, связь с Родиной.

Что бы Вы хотели пожелать своим прихожанам в престольный праздник прихода, в праздник Святой Живоначальной Троицы?

– Дорогие братья и сестры, родные наши прихожане!!! Пусть этот светлый праздник всегда будет символом любви и единения в Боге с верой в Святую Троицу. И пусть каждого из вас всегда сопровождает Божие благословение, радость и душевный покой!

Многие из нас помнят, с каким трудом был создан наш приход в марте 2002 года. Сегодня в приход влилось много новых людей разных национальностей. Конечно, они не знают, как с «нуля» создавались хор, нотная библиотека, церковная лавка и сама церковная община. Постепенно появлялись люди, желающие помогать, жертвовать своим временем и силами для общего дела. Спустя некоторое время при нашем приходе начала работать детская церковная школа с прекрасным преподавателем, проводились Рождественские и другие праздники для детей, стали организовываться паломнические поездки. Были организованны и такие масштабные мероприятия, как например, Дни православной культуры, налажена работа православных детских лагерей, обустроена детская площадка около нашего храма и сделаны многие другие полезные дела.

Я помню, как немноголюдно было на наших богослужениях еще двенадцать-пятнадцать лет назад, и сейчас вижу, насколько значительно благодаря нашей с вами совместной работе увеличился наш приход.

Укрепился клир прихода (сейчас в нашем приходе служат два священника), появились помощники, умеющие читать на церковнославянском языке, хорошо знающие богослужебный устав. Трое наших прихожан закончили духовные семинарии, один из них был рукоположен в сан диакона. В алтаре во время богослужений прислуживают дети и молитвенно поет приходской хор во главе с молодой, «вышедшей» из нашего прихода регентом, которая, не будучи профессиональным музыкантом, вот уже не первый год прекрасно справляется со своими обязанностями.

Эти радостные изменения тем более удивительны, что мы с вами находимся за границей, в другой стране, со своей спецификой взаимоотношений с окружающими нас людьми. Давайте будем всегда помнить и ценить труд тех людей, благодаря которым, мы имеем это подлинное духовное пристанище вдали от нашего Отечества, и давайте будем и дальше укреплять его своими усилиями и молитвами.

Беседовала Светлана ДОЛЖИКОВА

Публикация сайта Свято-Троицкого прихода Будапешта

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *