Подозреваю, что в России найдётся немало посёлков с названием Лужки. Вот один из них расположен в ста километрах от Санкт-Петербурга, на бывшей финской территории, в Выборгском районе области, по печальному недоразумению всё ещё называющейся официально Ленинградской. От шоссе сюда ведёт дорога через лес, а за посёлком виднеются поля. Берег Финского залива, и здесь часто бывают шторма. Потому и электропровода рвутся часто.
Галина Клишова, старшая сестра благотворительной организации «Покровская община», открывшей в Лужках дом престарелых, рассказывает:
– Электричество у нас то и дело гаснет. Приходится включать генератор, но он не наш собственный, он на все окружающие дома. Солярка – очень дорогое «удовольствие». И генератор только даёт свет. А что касается работы всего остального – стиральных машин, противопролежневых матрасов, компьютеров – это всё не работает. Бывает, что нормального электричества нет по шесть часов. На свой автономный генератор денег найти пока не можем. Газ надо тянуть к нам. Мы согласовали проект, теперь ищем деньги на строительство газопровода. Что касается отопления, у нас своя кочегарка. Каждый месяц покупаем уголь.
Дом престарелых под названием «Покровская обитель» появился здесь в 2009 году. Но сама по себе «Покровская община» – одна из старейших благотворительных организаций не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Официально она существует с 2000 года, но её основатели, группа православных христиан, собрались вместе в конце 80-х – поначалу для волонтёрского служения в Мариинской больнице. Позже спектр их деятельности расширился. Первый дом престарелых «Покровской общины» появился в обычной петербургской квартире, подаренной организации одной из пожилых женщин, за которой ухаживали сёстры. Ольга Никифоровна – так её звали – ещё при жизни предложила перевезти в её квартиру ещё троих женщин, подопечных сестричества.
Однако время шло, подопечных становилось больше. В начале 2000-х на «Покровскую общину» вышел хозяин земельного участка в Лужках, который сам предложил построить на территории бывшей фермы дом, что и сделал, учтя все пожелания сотрудников организации.
Дом этот был назван «Покровской обителью», самое заметное его строение – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В нём периодически служат приходящие священники из Никольского храма в Рощино. Они окормляют несколько таких приходов. Настоятель рощинского храма протоиерей Дионисий Холодов, секретарь епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, числится и настоятелем храма в Лужках.
Сам дом престарелых – это комплекс соединенных между собой строений. В храм можно также попасть изнутри, что при местном ветреном климате и слабом здоровье большинства обитателей дома очень актуально. Здесь живут люди, которым за 80, за 90 лет, они не только из Санкт-Петербурга и области, но и из других городов и поселений Северо-Запада. Кто-то платит за свое содержание сам, на содержание кого-то приходят государственные деньги – «Покровская обитель» зарегистрирована в области как поставщик социальных услуг. А чье-то содержание финансируется из средств сестричества. Например, иногда в Лужки переезжают люди, жившие до этого в петербургском приюте для бездомных инвалидов (это еще один проект «Покровской общины»).
Большинство обитателей дома престарелых – люди, требующие постоянной заботы, самостоятельно существовать уже не способные. Но это не значит, что здесь они просто доживают под наблюдением персонала. Духовную поддержку получают все желающие, а профессиональный уход здесь обеспечен всем. Рассказывает психолог обители Сергей Манченко:
– У нас люди как с когнитивными нарушениями (память, мышление, сознание), так и с физическими (последствия инсультов, травм и тому подобное). Поэтому нужен многофакторный подход. Мы занимаемся эрготерапией, то есть восстановительной терапией для «физики». Простейшие упражнения оказались самыми действенными. Также мы используем арт-терапию, в частности, изотерапию. В наших условиях арт-терапия хороша тем, что в период занятия создаётся общность группы. Жители дома находятся на этой территории 24 часа в сутки. Мы как специалисты только периодически включаемся в этот процесс, а основная жизнь у них происходит между собой. Если мы сразу начинаем с рисования, то люди сами выбирают технику и материалы, кому что ближе: кому – карандаши, кому – акварельные краски, например. Это такой вход в групповую работу – у них происходит коммуникация между собой: люди начинают друг другу помогать, подсказывать.
Психология подразумевает лечение словом. Я подумал: а почему бы слово не использовать в групповой работе? Мы проговариваем пословицы, поговорки, отгадываем загадки. Это такое упражнение логической концовки: например, я произношу первую часть поговорки, а мой собеседник её заканчивает. С одной стороны, это развлечение, с другой – восстанавливаются логические цепочки. Это плодотворно влияет на функционал наших подопечных.
Такой подход можно назвать нацеленным на поддержание как можно более длительной сознательной жизни. Мы с Сергеем говорим о том, что при этом в занятиях с пожилыми людьми игровая форма оказывается одной из основных. Занятия, которые проводятся в доме престарелых, для сотрудников являются работой. А что это для подопечных? Развлечение? Для них это жизнь, обычная жизнь. Аристофан говорил: «Старик – вдвойне ребёнок». Чем занимаются дети, в чём их жизнь? В игре. Но у детей есть ещё и развитие. Игра служит им для того, чтобы достичь каких-то реальных целей. Может быть, они об этом не думают, но отчасти это обусловливает серьёзность игры. То есть заявление ребёнку, что это у него, например, не ракета, а простая коробка, может его очень обидеть и потому, что для него игра – это какой-то шаг в будущее. А здесь у людей какое будущее в земном плане?
Сергей поясняет:
– Я чуть не попал в эту ловушку. Знаете, перед детьми у стариков есть даже некое преимущество. Они прошли экзистенциальный кризис, прошли определенный путь, для них уже нет каких-то целей и задач, теперь они могут воспринимать эту жизнь безусловно, то есть жить именно ощущениями. Люди рисуют, получают радость, и этого им достаточно. Они рисуют не для того, чтобы это кому-то понравилось, – они просто самовыражаются. Люди просто живут. В этом смысле с ними легче, при всех трудностях. Ведь они никуда не стремятся, ценят каждый день. Среди них есть люди в последней степени деменции.
Покровский храм посещает большинство насельников дома престарелых, хотя далеко не все они глубоко воцерковлённые люди. Но скоро наступит праздник Рождества Христова, и едва ли хоть кто-то здесь не почувствует его тепла.
В «Покровской обители» отмечают и светский Новый год, но к рождественскому празднику готовятся особо.
– Рождество – это знаковый праздник. Мы стараемся не формализировать его, а рассказать о нем через какие-то чувства, переживания. До тех подопечных, кто далек от веры, мы стараемся донести евангельскую историю, в том числе и посредством рассказов из «Детской Библии», в том контексте, что земная жизнь конечна и важно задуматься о том, что будет происходить дальше. Здесь мы говорим о соединении со Христом. И многие задумываются об этом. И образованность, и христианский опыт наших проживающих очень различны. Опять возвращаюсь к тому, что вследствие своих диагнозов эти люди – как дети. Подготовка к рождественскому празднику происходит и во время арт-терапевтических занятий. Мы вместе делаем новогодние игрушки, которые наши подопечные смогут подарить своим близким. Казалось бы, простейшие вещи, но у тех, кто их сделал, уже настолько безоценочное отношение, что важны остаются в первую очередь чувства людей.
Степень сохранности, в том числе и сохранности у подопечных «Покровской обители», разная. Но чувства очень похожи. Если человек радуется, то он радуется. Для этих людей важно тепло, принятие их такими, какие они есть. Сергей и другие сотрудники дома престарелых пытаются дать насельникам представление о вере во Христа не как об атрибутике, а как о мировоззрении.
В разговорах о том, что такое добро, что такое любовь, выясняется, что, будучи в социуме, многие подолгу даже не вспоминали об этих понятиях. Сергей:
– Я не могу передать людям свой опыт прихода к вере, это будет некорректно. Но могу попытаться показать некий путь, некую возможность. Больше я ничего не могу. А они в силу все той же своей детскости чувствуют фальшь. И если в разговорах с ними употреблять разные правильные, хорошие слова без доброго отношения к ним лично, люди это чувствуют. Конечно, тех, кто не хочет, мы не заставляем, например, посещать богослужения. Но те, кто изъявляет желание, тоже ведут себя по-разному и развиваются в этом. И я вижу, как люди ведут себя на литургии. Некоторые из тех, что раньше, может, даже просто спали во время службы, уже включаются, по их разговорам понятно, что литургия уже становится для них чем-то важным. Они включаются в эту жизнь, начинают понимать, что такое исповедь, что такое Причастие.
Не только мою работу, но и работу всего персонала я могу назвать в каком-то смысле миссионерством. Оно есть в том же теплом отношении к подопечным. Кто-то из них стоит или сидит в сторонке, мимо проходящая сестра подошла, погладила его – этот тактильный контакт очень важен. И такой способ взаимодействия как-то сам собой внедрился. Здесь можно увидеть и исполнение заповеди. «Почитай отца твоего и мать твою» – это не только про родителей, это вообще про пожилых людей, особенно про недееспособных. То есть в таком контакте важен момент бескорыстной отдачи любви, ведь это не входит в должностные обязанности сотрудника. Также в должностной инструкции не сказано, что сотрудник должен подходить к подопечному и спрашивать: «Как у Вас сегодня настроение?»
В подготовке к любому празднику в «Покровской обители» участвует каждый, кто может хоть что-то. И Рождество Христово не становится исключением. Ждут в Лужках и гостей. На Святках обычно приезжают друзья общины – музыканты, актеры, арт-терапевты. Например, группа педагогов коррекционных детских садов Петроградского района Санкт-Петербурга устраивает для насельников обители спектакли на рождественскую тему, проводит с ними мастер-классы. На основной концерт приглашены родственники и опекуны наших подопечных. Придут и школьники, ученики расположенной по соседству православной гимназии, здание которой построено на территории того же благотворителя, который помог появиться и «Покровской обители». Дети придут не только на праздничное мероприятие, но и на предшествующее ему богослужение, с которого, конечно же, все и начинается.
Рассказывает Галина Клишова:
– Раньше у нас были ночные рождественские службы. Но народ ветшает, и они, конечно, с трудом это всё переносят. Надо ведь, чтобы у людей было ощущение праздника, а не просто: «Вот, мы были на ночной службе». А поскольку и священники наши служат в разных местах, то у нас теперь служба проходит не именно 7 января, а уже на Святках, 8-го или 9-го. Бывало, что служили и накануне, в Сочельник.
Для персонала мы по окончании Рождественского поста устраиваем фуршет, наши повара готовят очень изысканные блюда. Это очень важно – подчеркнуть и для сотрудников, что это особенный день. Так у нас происходит на Рождество, на Пасху, на Покров Пресвятой Богородицы и 9 августа, на день памяти великомученика Пантелеимона – это день, когда мы сюда переехали.
Ожидание праздника наполняется его особым смыслом. На занятиях Сергей Манченко читает обитателям дома престарелых рождественские рассказы и, главное, снова и снова – евангельские фрагменты, посвященные Рождеству Христову. Сотрудники дома просят подопечных делиться своими семейными воспоминаниями, связанными с праздником. Кто-то помнит четко, что отмечали именно Рождество, кто-то уже в ходе разговора понимает, что его родители как-то этот день выделяли, хотя и не афишировали это. Например, елку ставили к Новому году, а основной праздник был почему-то в конце каникул. И человек теперь, когда ему уже за 80, понимает, что это было именно Рождество.
О жизни «Покровской обители» Галина Александровна говорит так:
– Я твердо убеждена, что сюда к нам, под покров Божией Матери, людей собирает Господь – и персонал, и насельников. Многие вспоминают что-то из своей жизни, связанное именно с Покровом. Те, кто у нас долго живет, часто умирают на большие праздники, в основном богородичные.
Я стараюсь не искать специально такие связи, но в то же время, если вижу, для меня в этом утешение – люди здесь не зря.
Мы не выбираем людей. У нас были и иудеи, и мусульмане. Мы всегда говорим о том, что в нашем учреждении работают, в основном, православные люди, что у нас иконы в помещениях, у нас есть православный храм, приходят священники. И нас спрашивают, обязательно ли, живя у нас, воцерковляться. Отвечаем, что нет, это не обязательно, никто заставлять не будет – у нас есть и просто уход.
Бывает, человек живёт долго-долго. Нельзя сказать, что он воцерковился в обычном смысле этого слова. Он уже плохо соображает, у него какие-то еще проблемы. Но он с удовольствием причащается, он становится мягче по характеру. Даже не всегда человек может исповедоваться. Но если он крещен, если он как-то подтвердил, что верит в Бога, наши батюшки его причащают.
Господь дал нам возможность иметь храм, еженедельное богослужение у нас никогда не прерывалось. Дай, Бог, чтобы так и продолжалось. Люди причащаются. Мы не знаем, как благодать Божия воздействует на людей, но они меняются.
Игорь ЛУНЁВ
Фото автора и Елены АБЛАМСКОЙ