Сегодня мы впервые празднуем день памяти нового святого – преподобного Паисия Афонского (Святогорца). В январе 2015 года Синод Константинопольского Патриархата единогласно постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита. 5 мая Синодальным решением имя подвижника было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 29 июня/12 июля – как это установлено в Константинопольской Православной Церкви. О том, что Церковь жива и процветает, свидетельствует появление в ее недрах святых, уверен преподаватель богословского факультета Университета Аристотеля в Салониках протоиерей Василий Каллиакманис.
Отец Василий, почему факт прославления старца Паисия в лике святых так важен сегодня? Какое значение имеет его канонизация?
– Волнение, радость, трепет, надежду, а также укрепление своей веры ощущает всякий христианин при вести о том, что старец Паисий официально причислен к лику святых и память его включена в месяцеслов Православной Церкви.
Синод Вселенского Патриархата, единогласно одобрив доклад Канонической комиссии и выражая убеждение полноты церковной, принял свое решение 13 января 2015 года. Это мудрое деяние совершается в трудную как для греческого общества, так и для всего мира эпоху, когда люди находятся в смятении и нуждаются в примерах добродетели и святости.
Святой Паисий родился в Фарасе Каппадокийской в 1924 году, за несколько дней до бегства фарасиотов из Малой Азии в Грецию, и был крещен преподобным Арсением Каппадокийским, который нарек его своим именем – Арсений. С тех пор молитва и благословение святого Арсения сопровождали его всю жизнь, особенно же в его многолетнем аскетическом пути.
Позднее, избрав монашескую жизнь, он получил имя Паисий. Подвизался на Святой Горе, в монастыре Стомион в Эпире, на Синае и снова на Святой Горе. Велик был его вклад и в основание священного исихастирия святого апостола Иоанна Богослова в Суроти, пригороде Салоник. Здесь подвижник мирно почил 12 июля 1994 года, претерпев немало страданий от онкологического заболевания. К его могиле, которая находится во дворе исихастирия, со своими молитвами, радостями и горестями в течение всего года стекается множество верующих.
Святой Паисий отличался широтой души. Ромейское¹ любочестие², которое он сам являл наилучшим образом, соединялось в нем с глубокой христианской верой и православным исихастским преданием. Каждый страждущий, несчастный и попавший в беду человек рядом с ним находил покой, утешение и опору. Любовь к Богу и людям «переполняла его сердце, и преизливаясь, она обымала даже бессловесную тварь» – говорит о старце автор его жития иеромонах Исаак.
Почему официальное решение о причислении к лику святых старца Паисия было принято именно сейчас? Это имеет какое-то значение?
– О том, что Церковь жива и процветает, свидетельствует появление в ее недрах святых. Это означает, что Святой Дух действует всегда и дарует благодать членам Церкви. Что же касается вопроса о том, почему причисление старца Паисия к лику святых не произошло еще несколько лет назад, я думаю, что это не имеет особого значения. Когда Церковь сталкивается с подобными темами, она не должна спешить, потому что решения такого рода превосходят время.
Конечно, мы счастливы, что переживаем такое в нашу эпоху, и следует выказать благодарность высокочтимому Вселенскому Патриархату за причисление к лику святых Старца Паисия.
Следует отметить, что вот уже несколько лет в канун дня кончины святого старца, с вечера 11 июля до рассвета 12-го, в священной обители апостола Иоанна Богослова совершается, так сказать, «всенародное» бдение, в котором участвует множество клириков и мирян из Греции и других стран. На этом бдении множество людей во время приветственных речей гостей (которые обычно произносятся в конце вечерни — прим. перев.) непроизвольно восклицало: «Святой!»
Было издано множество книг с наставлениями преподобного Паисия, которые переведены на многие иностранные языки. Это означает, что имеет место широчайшее, всеправославное признание.
Сегодня греки ждут других канонизаций?
– В Греции есть не менее великие, благодатные личности, чью память, думаю, в будущем внесут в Месяцеслов Православной Церкви. Во многих монашеских центрах Святой Горы, островов Эвбеи, Эгины, Пароса и других областей в XX столетии были явлены великие благодатные Старцы. Просто упомяну три замечательных имени тех, кого клир и народ признают за преподобных: это Старец Иероним Эгинский, Старец Филофей (Зервакос) и Старец Иаков (Цаликис).
Беседовала Ольга БОГДАНОВА
Перевод Ольги Богдановой. За помощь благодарим Олега Родионова
_____________
¹ Греческое, но принадлежащее той греческой культуре, которая осознает себя как продолжение византийской и корнем имеет Православие. Противоположность ей – «эллинское», которое нередко воспринимается как синоним языческого.
² Калька с греческого το φιλότημο. Вот что пишет об этом понятии сам преподобный Паисий: «Такого понятия, как «любочестие», нет ни в каком другом языке. Хотя у греков и есть некоторые недостатки, но они получили от Бога два дара: любочестие и отвагу, на всё смотрят весело. Слушайте, что написано в моём словаре. Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку. Любочестные люди внутренне истаивают от благодарности к Богу, которую всячески выражают духовно как чада Божии. Поскольку они обитают на Небе в области славословия, то с радостью принимают и испытания. Прославляют Бога за них, так же, как и за благодеяния, и постоянно принимают благословение Божие. Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие, и стараются за него отплатить, но что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра» (Слова. Том V Страсти и добродетели, Отделение 9, глава 2).