Home / Православие повсюду / Потянувшись к идеалу

Потянувшись к идеалу

Практикующий врач и педагог Ольга Пересецкая в 2011 году присоединилась к деятельности смоленской епархиальной добровольческой службы «Милосердие» и с тех пор работает по самым сложным направлениям социального служения, заботится о тех людях, к которым многие относятся с осуждением и пренебрежением. В беседе с корреспондентом она рассказала о приобщении к Православной вере, о добрых делах и о том, как вера поддерживает на этом пути.

Не можешь пройти мимо чужих неприятностей

Ольга, начать нашу беседу я бы хотела с вопроса о том, как вы пришли к Православной вере. Для одних это история семейная, для других – собственный опыт, полученный в более зрелом возрасте.

– В моей случае о семейной истории говорить довольно сложно. Я не могу сказать, что это было с детства. Это был уже осознанный выбор. Я крестилась в восемнадцать лет. А к вере в большей степени меня привела моя профессия и, наверное, те ситуации, с которыми мне приходилось сталкиваться в своей практической деятельности.

Сейчас нередко говорят о подростковом бунте, когда подростки, которые до этого храм посещали, отказываются туда идти. А у вас получилось все наоборот…

– Годы моего взросления пришлись на 90-е, на тот излом эпох, когда советская эпоха уходила, а на смену ей пришли какие-то новые, доселе неизвестные отношения. Стали доступны и какие-то не известные нам прежде литературные произведения, и Священное Писание. Стало возможно купить Евангелие и с ним ознакомиться. У нас в школе была замечательная учительница литературы Инна Ефимовна. Когда мы учились в девятом классе, она рассказала о том, что в одном из толстых журналов будут опубликованы Евангелия. Это не было насильственной пропагандой и не прошло мимо тех, кто интересовался литературой и задумывался о том, что в жизни, в мире происходит. Молодому человеку, мне кажется, свойственно пытаться себя как-то в этом мире позиционировать, искать свое место. Кто об этом задумался, те услышали ее слова, и это сыграло немалую роль.

А еще, может, это немного наивно прозвучит, но тогда же я прочитала Ивана Шмелева «Лето Господне» и была буквально потрясена теми образами, с которыми встретилась в этом произведении, и тем, насколько это отличалось от официальной позиции, которая была в наших учебниках. Все это наложилось на рассказы о детстве моего дедушки, которое проходило в небольшом городке на Украине. Это были рассказы о праздниках и иных событиях именно через призму религиозности. Все это наложило свой отпечаток.

Когда происходит воцерковление, это меняет мировоззрение? Или связь обратная: у тебя сформировалось определенное мировоззрение, и это приводит тебя в Церковь?

– В моем случае все происходило постепенно. Это не значит, что, крестившись, я сразу стала носить юбку в пол, надвигать платок на глаза, соблюдать все посты и читать Псалтирь. Я, конечно, утрирую, но иногда это с неофитами происходит. У меня все это случилось более мягко и во времени получилось более растянутым. Но, конечно же, это изменение мировоззрения: у кого-то более резкое, у кого-то постепенное.

В чем это выражается, кроме соблюдения каких-то правил?

– Внешнее, кстати, возможно, и не является самым главным. Ведь можно внешне соблюдать все предписания, но внутри и своими поступками не всегда соответствовать высоким христианским идеалам. Мне кажется, главное – изменение сознания и то, что ты не можешь спокойно пройти мимо каких-то чужих неприятностей и ко многим вещам относишься по-другому.

Служение, которое вызывает трепет

Такую интересную тему Вы затронули: что профессия врача оказала серьезное влияние на воцерковление. Расскажите об этом подробнее, ведь до сих пор есть много людей, которые говорят о том, что всё научное с религией никак не может быть связано.

– Это, к счастью, совершенно не так. И самый яркий пример, как можно сочетать науку и религию, – это святой буквально нашего времени, святитель Лука Крымский (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), ученый, хирург, педагог и православный святой. Он написал замечательные научные труды, в том числе «Очерки гнойной хирургии». За них он, кстати, получил Сталинскую премию, которую отдал на помощь детям, пострадавшим во время Великой Отечественной войны. Этим трудом до сих пор пользуются практикующие хирурги. При том святитель Лука был действующим священнослужителем, иерархом.

А для вас понимание того, что одно с другим все-таки связано, пришло именно через знакомство с жизнью этого святого?

– Отчасти да. Но и если мы видим в своей практической работе ситуации, когда человек находится на грани жизни и смерти, но вопреки всем канонам медицинской науки побеждает смерть, и ничем другим, кроме как Божественной помощью, это объяснить нельзя, то это работает гораздо сильнее, чем то, о чем пишут в книгах, чем рассказы знакомых, друзей или телегероев.

Ольга, вы не только врач и преподаватель, но еще и сестра милосердия. Обсуждение данной темы хочется начать с самого начала. Это был 2011 год, момент основания смоленского сестричества в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» и православной добровольческой службы «Милосердие». Вы пришли туда в качестве добровольца. При том, что есть медицинская практика, есть преподавательская практика, есть семья, дети, почему пошли помогать людям? Ведь явно это произошло не из-за переизбытка свободного времени.

– Да, безусловно. Время – это всегда самая большая проблема. Но в 2011 году в одной из газет я прочитала, что у нас в Успенском соборе после литургии сестричество собирает предметы, необходимые для ухода за лежачими больными, и можно после службы им это передать. Сестры милосердия для меня всегда были высоким идеалом. Они в своем служении равняются на тех сестер, которые живут и трудятся в обителях, в том числе в Марфо-Мариинской обители. И сестринское служение великой княгини Елисаветы Феодоровны всегда вызывало у меня трепет. А тут такие люди появились в нашем городе… Захотелось им помочь хотя бы так. Я понимала, что из-за недостатка времени мне будет сложно помочь как-то еще, и я просто собрала необходимое и принесла. Но выяснила, что идет набор волонтеров в добровольческую службу.

Епископ Пантелеимон (в тот момент правящий архиерей Смоленской епархии) лично беседовал с каждым из кандидатов. Он сказал: учитывая то, что основная моя деятельность проходит в больнице, мне будет не очень интересно работать в больнице на волонтерских началах, и предложил присоединиться к новому направлению службы – направлению помощи бездомным. Там, уделив хотя бы два часа в неделю, можно было, так скажем, сделать жизнь других людей лучше. Так я и попала в службу «Милосердие», а позже стала сестрой милосердия.

А к этому шагу побудило?

– Это случилось тоже не вдруг и не сразу. Прошло несколько лет. Когда мне предложили, я отказывалась, потому что, если честно, это страшно, так как предполагает соответствие некому идеалу. Но потом все-таки решилась и до сих пор стараюсь тянуться к этому высокому званию.

Такой вопрос у меня возник: направление, где вы будете помогать, определили не вы сами. Как живется с тем, что было не вашим собственным выбором?

– Очень органично, на самом деле, получилось. Для меня это связано с такой очень непростой историей. Как раз за некоторое время до того возле собора я встретила одного из наших потенциальных подопечных – человека, просящего милостыню. Был очень сильный мороз. К сожалению, помочь ему мне особенно не удалось. А потом я попыталось узнать, что с ним стало. И те, кто работает на соборном дворе, сказали, что в одну из ночей нашли кого-то замерзшим. Вероятно, это был он. И мне было настолько жаль и так печально, что в XXI веке возможны такие вещи. А по сути, оказать эту помощь не так сложно. Мне это направление пришлось по душе.

Сварить 30 литров борща – это творческая работа

Расскажите подробнее о самом направлении. Как удается помогать?

– Наверное, как и любая другая работа, это направление начиналось с малого: сначала мы организовали раздачу горячего питания бездомным один раз в неделю, потом стали кормить их дважды в неделю. По понедельникам и четвергам добровольцы приходили после работы, готовили еду, отвозили на Колхозную площадь и раздавали подопечным. Горячее питание, чай, бутерброды.

А еще вещевая помощь. Дело в том, что бездомным вещи хранить негде, и поэтому зачастую бывает так, что к зиме у них нет теплой одежды, а к весне и лету – легкой. Мы старались снабдить их одеждой по сезону. Потом ко всему этому добавили оказание минимальной доврачебной помощи, потому что эти люди зачастую имели или ожоги, потому что ночевали возле теплотрасс, или обморожения.

Сейчас мы кормим бездомных каждый день. На праздники стараемся устраивать праздничные трапезы и подарками их порадовать. Но это, конечно, допороговая помощь. Если есть такая необходимость, помогаем людям, которые в Смоленске были проездом, но в силу каких-то обстоятельств оказались на улице и без средств на покупку билета домой, вернуться в свой город, к родственникам, чтобы они не пополнили ряды наших бездомных.

Пытались организовать для подопечных даже какие-то рабочие моменты: одно время они убирали территорию на соборной горе. Без того, чтобы они включались в какой-то труд, их реабилитация практически невозможна.

Я считаю, что очень важным было то, что нам удалось продолжить оказывать помощь бездомным и в непростой период последних двух лет, когда у нас началась пандемия, в том числе и в период карантина. Раздача горячего питания не прекращалась ни на один день.

Какие люди собрались в добровольческой команде? И важно ли вам получать поддержку друг от друга?

– Вы знаете, наверное, то, что делаем, мы делаем даже в большей степени для себя, чем для других. Это действительно очень важно и поддерживает тебя в разных жизненных ситуациях. Сейчас, конечно, основная нагрузка легла на координатора направления помощи бездомным – нашу замечательную Надежду, потому что добровольцы обычно готовят и раздают горячие обеды в выходные дни, а в будни мы заняты на основной работе.

Люди у нас совершенно разные. Были и экономисты, и повара, и предприниматели, и рабочие, но все очень творчески к делу подходят. И, вы знаете, я многому в этом направлении научилась даже для себя, для дома, как это ни парадоксально звучит. Гораздо спокойнее воспринимаешь готовку дома в трех-пятилитровой кастрюле после того, как сваришь 30 литров борща или щей. И это очень творческий процесс, потому что мы готовим из продуктов, которые нам жертвуют, – получается очень интересное сочетание разных блюд, но всегда мы стараемся делать это качественно и вкусно. И очень приятно, когда наши подопечные хвалят, говорят, мол, какой ароматный борщ.

Помощь регулярная и разовая

Вы упомянули, что готовите из пожертвованных продуктов. Куда их можно принести? И как можно присоединиться к направлению в качестве добровольца?

– Тушенку, макароны, крупы, чай, сахар, растительное масло и другие продукты длительного срока хранения можно приносить в службу «Милосердие» (ул. Урицкого, д. 15, в будни с 9:30 до 15:00, а в выходные с 11:00 до 15:00). А стать добровольцем можно, заполнив анкету, которая находится у нас в группе «СмолМИЛОСЕРДИЕ» в социальной сети «ВКонтакте», либо прийти на улицу Урицкого и пообщаться с нашими координаторами.

Имеется и другая возможность. Нашей службой руководит отец Дионисий Давыдов, который является настоятелем Верхне-Георгиеского храма. Каждое воскресенье там совершается литургия, а после можно к нему подойти и побеседовать о том, как человек видит себя в добровольческой деятельности, какую помощь может оказать службе.

Помощь может быть не только регулярная, но и эпизодическая. Ситуации бывают разные. Например, недавно подопечным службы нужна была помощь в ремонте электропроводки дома. Просьбы могут быть и разовые и не очень обременительные для человека, который что-то умеет делать.

Воспитание милосердием

Насколько я знаю, один из ваших сыновей является очень активным добровольцем службы. Он там, можно сказать, буквально вырос. В плане воспитания такая ранняя добровольческая деятельность, которая длится уже более чем десять лет, что-то дает?

– Дает очень много и родителю, и ребенку. Когда ребенок что-то делает вместе с родителями, это очень важно для него. А еще он видит различные жизненные ситуации, становится неравнодушным к происходящему вокруг, к каким-то проблемам, которые есть у окружающих людей. Дети — более открытые, более активные и возможностей проявить себя, поучаствовать в добровольческой деятельности у них, наверное, даже больше, чем у нас в силу большей занятости на работе. И об этом говорит не только участие моего сына. У нас как-то принято, что дети добровольцев тоже активно участвуют в деятельности службы. Когда в пандемию у нас проходил проект по виртуальной связи с домами престарелых, поскольку волонтеры не могут посещать их очно из-за опасности заразить наших бабушек и дедушек, большую часть виртуальных концертов проводили наши молодые добровольцы: школьники, студенты колледжей и вузов.

То есть добровольческая среда – это разновозрастная среда…

– Да, и это очень важно, потому что это взаимно обогащает. Глядя на них, на их активность, заряжаешься позитивом и тоже стараешься соответствовать.

Не наша задача –
думать о том, что в их жизни случилось не так

Ольга, есть еще одно направление, которое вам буквально свалилось, как снег на голову, – это помощь заключенным. Расскажите, с чего началась эта работа?

– Это началось с того, что в нашу службу поступило письмо из одной из колоний, которое было адресовано в Успенский собор. После того, как мы ответили помощью, оттуда пришло еще несколько писем. Я не могу сказать, что это переписка, потому что, к сожалению, на переписку у меня сил не хватает, но это какие-то небольшие посылки. Буквально на днях мы отправили очередную небольшую лекарственную посылку в Мурманскую область подопечному, который там долго находится. Бывают и радостные моменты, не могу этим не поделиться: у нас была приятная история, когда один из наших подопечных, освободившись из мест лишения свободы, разыскал службу «Милосердие», обратившись в один из городских храмов, узнал, где мы находимся, и пришел поблагодарить добровольца, который осуществлял переписку. Это было очень трогательно.

Я считаю, что это очень важное направление, потому что часто эти люди оказываются стигматизированными, и к нам обращаются, когда уже некуда обратиться, когда нет родных, или они не могут оказать помощь. И зачастую это не какие-то заоблачные просьбы. Иногда просят духовную литературу, но чаще совершенно обычные вещи из нашей повседневной жизни: мыло, зубную пасту и другие средства гигиены, носки, какие-то продукты, которые мы ежедневно употребляем, даже не замечая и не задумываясь.

Средства гигиены и другие вещи для заключенных это всё тоже можно приносить в службу «Милосердие»?

– Да. И по мере поступления писем мы отправляем необходимое нашим подопечным.

Вы работаете по таким непростым направлениям. Все мы живые люди, все мы иногда кого-то осуждаем, можем негативно относиться к людям с такой сложной судьбой, а у вас получается помогать им с такой теплотой и добротой. Как удается найти в себе эти добрые чувства?

– Прежде всего, не судите и не судимы будете. Это не наша задача – думать о том, что они сделали, что в их жизни случилось не так. Когда видим обращающегося к нам за помощью, мы, прежде всего, должны видеть в нем Христа и помогать как нуждающемуся, как своему ближнему.

Вы участвуете в помощи нуждающимся уже более десяти лет, это немалый срок. Я даже сталкивалась с мнением, что деятельность на волонтерских началах не может длиться всю жизнь, а вы уже так долго всем этим занимаетесь. Что дает силы не сказать: «Мне все это надоело», а продолжать?

– Нельзя сказать, что всё так прекрасно и всегда мы впереди на белом коне, но силы любому православному человеку и возможность не разувериться во всем этом дают именно Таинства Церкви: исповедь, причастие. У нас есть совместные сестринские литургии. Общение с батюшкой во время наших сестринских собраний, собраний службы «Милосердие», общение с владыкой Исидором, когда у нас проходят встречи с ним. Это всё, конечно же, очень помогает. Бывают такие моменты, когда сил нет, но, безусловно, совместная молитва поднимает из тех сложных моментов, в которых мы можем оказаться.

Беседовала Татьяна БОРИСОВА,
«Смоленская газета»

Цитируется по публикации сайта Смоленской митрополии

Материал опубликован в рамках проекта «Дом Православия» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

Метки:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *