Многие православные считают, что не любят их «за веру». Подобные исповеднические мотивы, конечно, очень лестны, но часто губительны. Удобно думать, что меня не любят за проповедь веры Христовой. Очень сложно признать, что нелюбовь может проистекать от причин, к православию отношения не имеющих. Ведь зачастую нас не любят не за то, что мы христиане, а за то, что мы не такие христиане, какими должны быть. За что справедливо не любят православных? Своим мнением делятся священники Горловской епархии.
«Нас не любят за нашу нелюбовь»
Протоиерей Вячеслав Бачериков:
Ответ на этот вопрос не может быть простым, здесь кроется множество причин. Одна из них — духовная малограмотность критиков православия, которые, несмотря на недостаточные знания по данному вопросу, критикуют всю Церковь, судя по поведению и высказываниям отдельных верующих.
С другой стороны, реакция самих верующих на реалии XXI века, а именно на глобализацию, введение ИНН, распространение массовой культуры, компьютеризацию и массовое использование интернета, далеко не однозначна. Люди впадают в те или иные крайности: не руководствуются решениями Соборов Церкви, несмотря на то, что сами являются членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. И как следствие появляются несанкционированные, то есть без благословения на это Церкви, различные крестные ходы, стояния, сборы подписей, которые усугубляют взаимоотношения с властью и обществом в целом.
Всегда люди находили различные признаки последних времён. Нынешнее время — не исключение. Любые перемены в наше время некоторыми воспринимаются неадекватно, и находятся консервативно настроенные православные, которые впадают в такие крайности, как оставление послушания в семье, в обществе, на приходе, уезжают в малонаселённые районы с намерением там обрести душевный покой и спасение. Однако они забывают, что Священное Писание говорит о том, что не место спасает человека, а «вера твоя спасе тя» (Мф. 9. 22).
Другая причина, по которой нас, православных, не любят, – отсутствие любви и терпения со стороны самих православных к людям маловоцерковлённым, новоначальным, которые только пришли к вере, делают первые шаги в храме. А человек, который провёл в храме многие годы и считает себя духовно грамотным, начинает таких людей поучать, наставлять в различных вопросах веры, зачастую не всегда корректно и правильно. Таким поведением православные отталкивают людей, не утверждённых в вере, не только от себя, но и от Церкви в целом. Человек после такого общения впадает в уныние, отчаяние и разочарование.
Прискорбно, но сами православные, а особенно консервативно настроенные верующие, стремясь к спасению души, забывают об одной из главных Божиих заповедей «Возлюби ближнего своего».
«Нас не любят за не-христианство»
Протоиерей Константин Лисняк:
– Я думаю, недолюбливают православных за те традиционные недуги, которыми мы болеем испокон веков. Больше всего как приходского священника меня беспокоит обрядоверие. Многие люди придают колоссальное значение обрядовой стороне духовной жизни. Как один проповедник сказал, у нас думают, что Православие – это среда, пятница и панихида с акафистом.
К Церкви и Богу отношение потребительское. Бог почитается, но как некий спонсор: я Тебе, Господи, свечку, – Ты мне за это полное благополучие в земной жизни. Изучение Священного Писания происходит только чего-то ради и очень редко, а ведь оно само по себе представляет огромную ценность и услаждает сердце, действует благоприятно на душу человека, то есть помогает нам остаться людьми.
Поэтому священник обречён на повторение прописных истин, которые нам кажутся понятными, но для людей порой становятся «открытием Америки». Нужно повторять эти очевидные вещи, проговаривать их почаще и стараться достучаться до сердец людей, которые ходят в храм. Объяснять, что литургия – это центр духовной жизни, Евхаристия – то, вокруг чего вся церковная жизнь строится, ради чего возводятся храмы.
Христианин, который не знает Христа, – как несолёная соль. И к этому мы сегодня, к сожалению, пришли. Люди думают, что христианство – это просфорка, свечка, книжечка, панихидка.
Почему происходят – раньше и теперь – гонения на православных? Потому что прекращается либо ослабляется евхаристическая жизнь в Церкви. Люди не понимают, что центром, стержнем христианства является Сам Христос, литургия, причастие. Люди отходят от Чаши, не понимая произошедшего с ними. Причастие в их сознании становится сродни магическому обряду: причаститься, сорок акафистов прочитать, сколько-то молебнов заказать…
Когда начинается арифметика в духовной жизни – это страшно и грустно. Потому задача священника, любого пастыря, – сначала самому осознать, что для него христианство, честно ответить на вопрос, знает ли он Христа, а после уже делиться этим знанием со своими прихожанами. Тогда это будет настоящей духовной жизнью. Тогда люди будут объединяться вокруг Христа. И наши церковно-приходские общины будут являть собой свет миру: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).
Пусть увидят вашу любовь, добро, сочувствие, понимание. Не будем дёргать за рукав человека, который в неположенном месте прошёлся по храму, а встретим его с большой радостью, потому что если в наше время человек в храм пришёл самостоятельно – это дорогого стоит, это маленькое чудо! Такого человека нужно встречать с улыбкой, любовью, добром, пониманием. И если мы будем так относиться к ближним, думаю, нелюбви к православным значительно поубавится.
«Нас не любят за то же,
за что и других людей»
Протоиерей Александр Александров:
За что не любят православных? — За то же, за что и других людей. Православные — такие же люди, как и все остальные, с теми же потребностями: есть, пить, спать, какие-то бытовые условия себе создать. У нас растут дети, которые ходят в детский сад, школу, учатся в институте и т.д., и об их благополучии мы тоже заботимся.
Часто наши житейские желания идут вразрез с чьими-то аналогичными. Мы можем занять чью-то очередь в садик или не так поставить забор на своей земле. Есть люди, которым мы не нравимся чисто внешне, кому-то неугодны наша национальность или политические взгляды. Подобная личностная неприязнь может быть перенесена на всё, что с нами связано, и на религию в том числе.
Частности могут быть очень разными. Кто-то может не любить православных за то, что они почитают царя Николая II. Человек, выступающий против монархии, может быть не против Православия, но в связи с тем, что православные канонизировали царя Николая, будет относиться к ним неприязненно…
Кому-то не нравится озабоченность части православных проблемой ИНН.
Можно продолжать очень долго: у православных хватает больных моментов. Но акцентировать внимание хотелось бы на другом. Как часто, указуя на болезни православных, окружающие не удосуживаются задуматься: а откуда они взялись? И так уж часто больные виноваты в том, что заболели?
Проиллюстрирую свои слова примером с ИНН. Вопрос стал острым не внезапно. Ведь изначально некоторые пастыри Церкви поддержали озабоченность людей этим вопросом. Некоторые монастыри раздавали листовки о том, что нужно отказываться от этих номеров. Люди послушались, а теперь им говорят диаметрально противоположные вещи. И как сегодня определить, чья это беда? Мне кажется, что обвинять людей огульно за то, что они послушались, нельзя. Ведь всё происходило не случайно: была подача, была определённая духовная и информационная пища, которую они приняли. Теперь нужно, конечно, стараться от этой болезни избавиться. Общей зацикленности на проблеме нет – есть определённые группы, с которыми нужно работать.
В принципе, озабоченность людей понятна. Вокруг одни цифры, коды, новые технологии, повсеместный контроль. На улицах, в магазинах – видеокамеры; какие бы документы ни приходилось заполнять, везде нужно указывать личные данные. Потому и появляются у людей определённые опасения.
Обвинить человека очень легко. А разобраться, почему он к этой проблеме пришёл, нет. Ведь не внезапно он стал противником ИНН. Это была постепенная многоступенчатая комбинация: что-то услышал, что-то почитал, кто-то что-то добавил. Сложился пласт убеждений. Возможно, духовное лицо, которому он доверял, высказало своё личное мнение, и оно было принято как мнение Церкви. Так что обвинять – мол, ты пошёл против Синода – просто. Непросто разобраться, почему человек пошёл против. Синод говорит, что ИНН – опасная штука. Не печать антихриста, но опасное явление. А человек интерпретирует эту информацию по-своему. Потому нужно выяснить, почему он делает неправильные выводы, найти лекарство против его заблуждения.
Истоком этих идей стало американское движение неопятидесятников и их учение о кодах и тому подобном. Это чисто сектантские идеи, которые нашли удобную почву на фоне развала нашей когда-то мощной державы. Люди испугались, эсхатологические настроения распространились. Плюс влияние «свидетелей Иеговы» (организация запрещена в Российской Федерации – прим.) в 90-х годах, когда у каждого в доме были книжечки, пропитанные духом скорого приближения конца света. Зерно упало на благодатную почву. В 1999 году даже в среде православных христиан ждали антихриста – у меня даже листовки сохранились… Можно найти во всём этом почву для насмешек или нелюбви. Но лучше вспомнить тогдашнюю жизнь и отнестись к ближним с пониманием и снисходительностью.
Ещё раз подчеркну: не любить православных можно по самым разнообразным причинам, и основания для такой нелюбви имеют место быть. Но часто причинами неприятия становятся проблемные, больные вопросы, относительно которых сами православные не знают, как быть. И потому, вместо осуждения нужно разобраться, откуда у людей эти проблемы, и сами ли они виновны в их появлении.
«На селе православных не любят
из-за «бабушек»»
Священник Михаил Жуков:
– За что же нас всё-таки не любят? Попробую ответить, исходя своей из своей практики сельского священника…
Одна из проблем заключается в том, что о Православии судят по общению с «бабушками». И дело вовсе не в возрасте или «старомодности» пожилых людей, а в особенностях их мировоззрения и собственно православия. Как это? – Самый распространенный случай: девушка в короткой юбке или в брюках заходит в храм, и тут бабушки-коршуны слетаются на жертву и клюют её, пока она не покинет стены храма… И самое обидное, что эта девушка после такого знакомства с Церковью может больше никогда в неё не вернуться.
Вот какой случай недавно произошёл на моём приходе. У нас в храм ходит девочка тринадцати лет. Живёт с мамой, которая часто пьёт напитки «покрепче». Денег, само собой, почти нет. Самое интересное, что девочка сама решила принять Православие и крестилась сознательно 6-7 месяцев назад. Полгода она ходит в храм, каждый раз покупая при этом одну свечу. И вот бабушка со свечного ящика решила блеснуть своим проповедничеством и сказала, что «нельзя покупать одну только свечу, надо как минимум три! И скажи маме, чтоб она давала тебе больше денег для храма Божьего!!!» Ну, а денег-то в семье… В итоге девочка не хочет ходить в храм из-за отсутствия денег.
В моём понимании, «бабушкино православие» – один из главных камней преткновения в отношении нашей веры. Старушки, и не только старушки, занимаются горе-проповедничеством, выдавая свои измышления и даже языческие суеверия за какой-то «тайный истинный путь» спасения, чередующийся часто с фанатичными «заносами» и мнимым аскетизмом. Молодые, часто жаждущие благодати Божией люди разбиваются в осколки о каменную стену такого «пути спасения». Стремление их душ к вере порой меняется на чувство неприязни и даже ненависти! Горе нам, необразованным дикарям, если мы подобной «проповедью» отвращаем людей от Матери-Церкви!
Думаю, каждому из нас нужно помнить завет преподобного Серафима: «Спасайтесь сами – тогда вокруг вас спасутся тысячи». А тем, кто стремится самовольно поучать в храме, хочу посоветовать: помните о своём недостоинстве пред Богом, а проповедь оставьте апостолам и их преемникам, для этого их и рукополагали.
Подготовила Екатерина ЩЕРБАКОВА
В основе публикации –
материалы сайта Горловской епархии
Украинской Православной Церкви