Пожалуй, нет такой части России, как Санкт Петербург и его окрестности, где столь часто встречались бы церкви, посвященные первоверховным апостолам, – таких можно насчитать около четырех десятков, и у некоторых из них – очень необычная история…
Заложенный Петром
Храм во имя святых Петра и Павла был заложен почти одновременно с Петропавловской крепостью на Заячьем острове в день памяти святых 29 июня (12 июля) 1703 года и стал первой церковью Петербурга. По преданию, император Петр I сам определил место для будущего храма, положив в центре крепости крест-накрест сложенные куски дерна.
Каменный собор в крепости был заложен 1712 году, строил его архитектор Доменико Трезини. Освящен 9 июля 1733 года архиепископом Феофаном (Прокоповичем) в присутствии Синода и императорского двора.
До 1859 года храм являлся кафедральным, а его трехъярусная колокольня высотой более 120 метров, увенчанная золоченым шпилем с фигурой летящего ангела, по праву стала одним из символов города. Петропавловский собор также является усыпальницей всех русских царей, начиная с Петра I и заканчивая Александром III.
В 1919 году собор был закрыт, а в 1924-м обращён в музей. В настоящее время храм находится в распоряжении Государственного музея истории Санкт-Петербурга, с которым епархия имеет договор о совершении регулярных воскресных и праздничных богослужений.
В 1996 году для собора был вновь назначен настоятель. В 1999 году, после долгого перерыва, в храме восстановилась традиция совершать богослужения в престольный праздник храма. В начале 2008 года возобновились регулярные богослужения по воскресным дням, двунадесятым праздникам, в престольный праздник, а также в особенные поминальные дни.
Действующим является лишь главный алтарь с престолом во имя святых апостолов Петра и Павла. В приделах великомученицы Екатерины и благоверного князя Александра Невского алтари были разобраны в советское время.
Университетский храм
Петербургский университет был создан в 1819 году и поначалу помещался в части здания Двенадцати коллегий, где 8 февраля того же года при открытии занятий была освящена для студентов Преображенская церковь.
После того как А.Ф. Щедрин закончил переделку здания Двенадцати коллегий, университет вернулся на прежнее место. Его церковь была размещена над главным входом с Университетской линии. Она заняла на верхнем этаже сводчатый зал в шесть окон и была освящена 29 июня 1837 года во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей Санкт-Петербурга.
Ежегодно 8 февраля в церкви служился торжественный молебен по случаю основания университета; с молебна начинался и учебный год. Приход церкви состоял главным образом из студентов, прежде всего «казеннокоштных», преподавателей и обслуживающего персонала. Среди прихожан были известные ученые: ректор А.Н. Бекетов, Д.И. Менделеев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, математик В.И. Билибин, философ А.И. Введенский.
Хотя после революции церковь стала приходской и состояла под охраной как памятник искусства, ее закрыли 24 июля 1919 года.
К концу XX века в бывшем Петропавловском храме располагался музей истории университета. В 1990 году инициативная группа верующих людей (академики Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Л.Н. Гумилёв) подняла вопрос о возрождении университетского храма. В 1996 году в помещении начались молебны, а в престольный праздник 1997 года был отслужена первая Божественная литургия.
«Последний великий храм империи»
Один из крупнейших соборов России предреволюционной поры, «последний великий храм империи» – придворный собор Петергофа – построен в 1895–1904 годах по инициативе императора Александра III. Торжественно освящен в 1905 году в присутствии императорской семьи.
Подобно большинству храмов той эпохи, собор строился в древнерусском стиле, напоминая общими очертаниями собор Василия Блаженного в Москве. Собор стал весьма оригинальным воплощением форм неорусского стиля. По словам автора проекта Н.В. Султанова, «основными мотивами для фасада послужили формы русских церквей XVI – XVII веков, рассеянных во множестве в центральных русских областях и отличающихся в Москве и Ярославле особенным богатством и красотою форм».
Храм имеет высоту более 60 метров. Его пять граненых шатровых глав, тесно сдвинутых друг с другом, стремительно взлетают ввысь, сливаются в единый пирамидальный силуэт. Многоярусная композиция всевозможных башенок, равно как и живописная комбинация стилизованных кокошников и окон-«слухов», усиливает впечатление легкости и изящества.
В 1937 году поруганный и ограбленный собор закрыли. Вскоре исчезают иконы и уникальная утварь. Во время войны были разбиты купола и стены. Затем свыше четырёх десятилетий собор был складом тары. Это довершило порчу уникального интерьера, гибель росписей и беломраморных иконостасов приделов.
Дальнейшее разрушение было приостановлено в 1985 году, когда объединению «Реставратор» было поручено восстановить внешний вид собора. В 1989 году здание возвратили верующим. С тех пор шла кропотливая реставрация внутреннего убранства, иконостаса, утраченных росписей храма. Ныне собору практически полностью возвращён первозданный облик.
9 июля 1994 года храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Храм подводного флота
Много храмов стояли на земле сестрорецкой, но всех их постигла печальная участь: до наших дней они не сохранились. Считалось, что на ленинских местах религиозно-культовым сооружениям не место. И все-траки в Сестрорецке Ленинградской области вновь стали строиться храмы. Один из них стал церковью подводного флота России.
Место для храма святых апостолов Петра и Павла выбрано не случайно – именно здесь, в озере Сестрорецкий Разлив в 1721 году крестьянин Ефим Никонов, русский умелец-гений, продемонстрировал Петру I «потаенное судно» – прообраз подводной лодки. Императору понравилась идея «ходить под водой и подбивать военный корабль по самое дно», однако с его смертью работа над «потаенным судном» прекратилась.
В увековечение этого места и события по инициативе сестрорецких подводников в 2000 году была заложена деревянная часовня святителя Николая Чудотворца, в фундамент которой были заложены капсулы с землей, привезенная со всех мест базирования и строительства подводных лодок в России: Оленьей губы, Лиинахамари, Гремихи, Видяево, Сормова, Комсомольска-на-Амуре, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Магадана, Рыбачьего (Камчатка), Гаджиева, Кронштадта, Севастополя, а также из Сан-Диего – места захоронения части экипажа лодки К-129, погибшей в 1968 году в Тихом океане. В наши дни все приходящие к храму могут осмотреть макет «потаенного судна», так называемой бочки Никонова.
На территории храма установлены памятные доски со скорбным списком затонувших подводных лодок, внутри храма размещено компьютерное информационное табло с фамилиями всех погибших подводников.
Храм, где «молились руками»
Императорское училище глухонемых было переведено в Петербург в 1817 году и расположилось в доме Кусовниковой. Петропавловскую церковь при училище устроили в 1821 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны. Особенностью богослужения в этом храме было то, что молитвословия параллельно переводились на язык глухонемых.
С 1918 году церковь стала приходской, а через пять лет ее, как и многие друге храмы, ожидало закрытие.
В настоящее время помещения бывшего училища занимает 20-й корпус Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 16 ноября 1997 года в домовом храме после 70-летнего перерыва была отслужена Божественная литургия.
В 1999 году храм, который теперь стал университетской церковью, передали епархии. Сегодня при храме существует община глухих и слабослышащих и школа жестового языка «Образ».
Готический храм
Шуваловский парк, задуманный императрицей Елизаветой Петровной как Парголовский сад с загородными дворцами, сейчас является одним из любимых мест отдыха горожан. Она подарила эти земли Петру Ивановичу Шувалову в благодарность за содействие в возведении ее на престол. Переходящая по наследству Парголовская мыза долгое время была в запустении.
В 1826 г. вдова внука П.И. Шувалова Варвара Петровна (урожденная княгиня Шаховская) выходит замуж за графа Адольфа Антоновича Полье, церемонимейстера двора Александра I. Он облагородил парк и сделал его свободным для посещения.
После смерти графа Полье Варвара Петровна обратилась к архитектору Александру Брюллову (брату знаменитого художника) с просьбой соорудить недалеко от пруда в горе склеп для упокоения праха усопшего супруга. Молодой архитектор построил склеп в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом.
В том же году вдова обращается к Духовной консистории с просьбой о разрешении на строительство в имении каменной церкви над склепом. По представленному проекту того же архитектора необычный для Православной Церкви неоготический стиль храма был разрешен консисторией с оговоркой, что склеп с прахом графа Полье, являвшегося кальвинистом по вероисповеданию, будет вне ограды церковной.
А.П. Брюллов поставил церковь на возвышенность, чтоб она являлась архитектурной доминантой тихого уголка парголовского парка. Летом 1831 года состоялась закладка церкви, освящена же она была через пятнадцать лет – в 1846-м.
Изящное здание готического стиля со стрельчатыми окнами венчалось ажурным медным шпилем на башне с колокольней. Этот шпиль напоминал классические завершения готических соборов Германии, Франции и возвышался над зданием на 28 метров, так что был виден с дороги Петербург – Осиновая роща.
До 1917 года храм был семейной церковью-памятником и хорошо сохранилась. Во времена богоборчества парк и церковь постепенно разрушали. Во время работ по реконструкции в 1930-х годах был снят верхний ярус колокольни и металлический шпиль, уничтожены резной иконостас и скульптуры двух апостолов. Тогда же оконные переплеты готического рисунка были заменены обычными переплетами и устроено междуэтажное перекрытие. Около 1935 года помещение церкви было приспособлено под физико-терапевтический кабинет санатория.
Война пощадила это здание. С 1948 года Шуваловская усадьба была передана Министерству автотранспортной промышленности, а в церкви размещена опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты (ВНИИ ТВЧ).
В 50-х годах были произведены работы по реставрации интерьера: снято междуэтажное перекрытие и восстановлены переплеты готического рисунка. В 1977-м владельцы освободили здание церкви для проведения реставрации, одна профильная организация очень долго медлила с началом работ. В результате снятия охраны, отключения отопления, последующих пожаров, разрушения кровли и водостоков, наполнения подвалов водой здание храма начало разрушаться. Так архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга превратилась в руины.
Интенсивным импульсом к возрождению церкви Петра и Павла послужил следующий случай. К заместителю главного инженера объединения ВНИИ ТВЧ Владимиру Кучеровскому обратилась преподаватель Ленинградского электротехнического института Галина Николаева и попросила возродить бывшую церковь Петра и Павла в знак памяти о ее сыне и многих других сыновьях, погибших в Афганистане. Материнское горе стало таким мощным толчком, что НИИ ТВЧ активно занялся вопросами реставрации. На судьбу этой мемориальной церкви второй раз оказала созидательное влияние побеждающая все преграды неизбывная женская скорбь.
И лишь в 1991году, когда здание церкви с затопленными подвалами, перенесшее не один пожар, с утраченным убранством лепниной сводов, разрушающейся кирпичной кладкой свода и стен было передано приходу Православной Церкви и в нем возобновились богослужения, началось и возрождение храма как памятника архитектуры.
Храм-памятник строителям железной дороги
Петропавловская церковь в Любани является памятником строителям железной дороги Санкт-Петербург — Москва и неразрывно связана с именем одного из главных строителей магистрали Павла Петровича Мельникова. Будучи министром путей сообщения, он вынес на коллегию предложение о строительстве железнодорожной церкви, чтобы имена строителей нового для страны пути сообщения осталось в памяти потомков.
Архитектором церкви были К.А. Тон и Ф.Н. Соболевский. Храм строился на добровольные пожертвования, большую часть которых вложил сам Павел Петрович Мельников. Позднее, уйдя в отставку и поселившись в Любани, он подарил церкви иконостас.
На построенной к 1867 году изящной каменной церкви святых Петра и Павла была установлена доска, где оказались запечатлены имена всех значительных строителей магистрали – в общей сложности 79 человек.
Храм закрыли в 1938 году, незадолго до этого любанское духовенство было расстреляно. В отнятом здании устроили склад: в подвале хранили картошку, насыпая ее прямо на надгробие П.П. Мельникова, который был похоронен под алтарем построенной им церкви. По воспоминаниям местных жителей, в конце 30-х годов здание использовали в качестве тира.
Во время войны церковь сильно пострадала от обстрелов. В 1944 году, во время освобождения станции Любань, здание храма лишилось крыши, потолочного перекрытия, колоколов и всего внутреннего убранства. Была утрачена и мраморная доска с начертанными на ней именами строителей дороги. Прах П.П. Мельникова в 1955 году был перенесен из разрушенной церкви и захоронен в сквере на вокзале.
В 1989 году церковь возвращена общине. Реставрация велась на средства Октябрьской железной дороги. Дорога своими силами восстановила звонницу, четыре колокола, помогла с отоплением, материалами, оплатила проект реставрации. В 1996 году в два этапа восстановили купол – он стал таким же, каким был при П.П. Мельникове.
17 сентября 1999 года церковь была освящена приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2002 году прах П.П. Мельникова был перенесен из сквера на место первоначального погребения под алтарем церкви.
Петропавловский храм вновь стал главным железнодорожным храмом России. Это единственная в стране церковь, где по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, как и прежде до революции, творится специальная молитва о здравии всех начальствующих, трудящихся и путешествующих по железной дороге.
По материалам интернет-ресурса «Глобус Санкт-Петербургской митрополии»,
народного каталога православной архитектуры «Соборы.ру»,
приходских сайтов храмов в Парголово,
Сестрорецке и Любани