Почему среди молодых людей можно увидеть тенденцию к индивидуализации личности? Каким образом вера учит нас любить себя и не бояться ответственности? Как молодежный хор может стать точкой входа в церковную жизнь для тек, кто был ранее далек от Церкви? Своими рассуждениями на эти и другие темы поделился психолог-консультант Павел Ефремов – эксперт Синодального отдела по делам молодежи, и.о. главы Молодежного отдела Тверской епархии, руководитель епархиального культурно-образовательного центра «Пространство возможностей – Дом 36».
Павел Александрович, вы руководите культурно-образовательным центром «Пространство возможностей – Дом 36». Какие мероприятия там проходят?
– Это весьма необычный проект. В конце 2021 года Тверской епархии было передано в безвозмездное пользование здание постройки XVIII века. Мы долго совещались и думали, как же его лучше использовать. Приняли совместное решение создать в этом здании культурно-образовательный центр, который бы стал местом притяжения совершенно разных людей. Изначально планировалось проводить четыре лекции гуманитарного цикла в месяц. Сейчас в центре ежемесячно проходит 40-50 мероприятий.
Мы организуем лекции по общегуманитарным темам, по психологии, философии, курсы по изучению Библии. В центре существует шахматный клуб, проходят различные мастер-классы. Центр стал в хорошем смысле «движовым» местом, где каждый приходящий может чему-то научиться, пообщаться, хорошо провести время.
В одном из интервью вы говорили о том, что это пространство создано для того, чтобы молодым людям было интересно. Как вам кажется, в каком направлении нужно развиваться православным молодежным движениям, чтобы вызвать у своей целевой аудитории этот интерес?
– Наверное, отвечая на этот вопрос, я коснусь более серьезной, глубинной темы. Все-таки в Церковь людей приводят не молодежные объединения, а Бог. Мы можем вокруг молодежи «танцевать с бубнами», устраивать разнообразные мероприятия, играть, но приводит Бог к Себе человека Сам. И пытаться понять, как Он это делает, бесполезно.
Что касается молодежного объединения, здесь, на мой взгляд, важны три условия. Первое – главное, чтобы за штурвалом организатора стоял тот человек, у которого есть искренний интерес к работе. Второе – с молодежью нужно разговаривать предельно честно. Третье – нужно уметь слышать участников движения.
Вообще, молодежь – это быстроизменяющееся сообщество. У молодых людей сейчас нет стремления к глобальному объединению, напротив, происходит сильный процесс индивидуализации личности. Любой подобный процесс минимизирует желание быть частью чего-то большого, общего. Поэтому крайне важно сейчас указывать на личный опыт конкретного человека в общении с Богом. Нужно постараться донести до сердца каждого, что христианство – сокровенные отношения человека и Бога. Хорошо, когда в жизни человека есть место активной церковной жизни, но все же это не главное.
В целом работа с молодежью – это не массовая работа. Нужно выстраивать деятельность на личном примере и глубоком общении. Молодой человек хочет чувствовать себя в Церкви нужным не только как участник движения или молодежного хора, важна самоценность каждого.
Не противоречит ли это позиции христианского смирения? «Индивидуализация» не равно «гордыня»?
– По-моему, святые отцы не раз говорили, что излишнее смирение является обратной стороной гордости. По отношению к себе, безусловно, нужно сохранять трезвость, но при этом важно понять и осознать себя. Постараться ответить на вопрос «Кто я?».
Заповедь призывает нас: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Мы не можем достичь любви к ближнему, не принимая самого себя, не совершая честное, объективное, без крайностей, знакомство с собой.
Важно помнить: Бог создал нас из чувства безграничной любви, Он милосердно принимает нас, а значит, у нас самих нет права относиться к себе с позиции излишней строгости.
Павел Александрович, расскажите немного о своем пути к Богу и о том, как в вашей жизни появилась работа с молодежью.
– Сложно сказать… Я не знаю, как пришел в Церковь. Мои родители не были людьми верующими, но не были и отрицающими, в семье мелькала бытовая религиозность. А в подростковом возрасте я стал увлекаться философией, потом познакомился с лютеранином – от него впервые более осознанно услышал о Христе и оказался в храме.
Молодежной работой я сразу начал заниматься как организатор. Очень хотел работать в епархии, пришел – и меня направили в молодежный отдел. Не могу сказать, что хотел работать именно с молодежью и целенаправленно шел к этому. Все сложилось как-то… промыслительно. Оглядываясь назад, я понимаю, что Господь Сам все устроил наилучшим для меня образом.
В епархиях сейчас ведется довольно активная работа молодежных отделов, но среди молодых людей за оградой храма до сих пор существует много предубеждений. Недавно довелось столкнуться с таким мнением: «Православие и в целом религия – это для слабых. Для тех, кто не надеется на себя». Что вы об этом думаете? Встречались ли с подобными предубеждениями?
– Да, мне приходилось сталкиваться с подобным, но согласиться с этим убеждением я не могу, поскольку не вижу того, чтобы церковная жизнь учила нас снимать с себя ответственность – скорее, наоборот. Мы опираемся на Бога, но прежде всего говорим Ему: «Я хочу измениться, Господи! Помоги мне, будь вместе со мной!». Вместе, а не вместо – вот в чем суть Православия.
Человек является личностью, и Бог тоже является Личностью, а там, где в отношения вступают личности, ответственность появляется, а не исчезает.
Что дает церковная жизнь лично вам, и что она может дать современным молодым людям?
– Сложный вопрос. Мне кажется, что вера и церковная жизнь дают человеку диалог с Богом, а этот диалог не подпадает под категории возраста и современности. Это общение даже выходит за рамки времени и будет иметь продолжение в вечности. Вот это важно. Более того, люди приходят в Церковь разными путями – кто-то из интереса, кто-то от отчаяния, кто-то за чудом. Бог все это может дать, но главное, что может случиться в Церкви, это личная встреча с Богом!
Вы являетесь одним из ведущих молодежного просветительского хорового проекта «Ритмы веры», направленного на популяризацию и развитие молодежных певческих коллективов на приходах. Его цель – оказание методической и мотивационной поддержки на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях по формированию молодежного хора и привлечению молодежи к клиросному служению. Программа реализуется Церковно-общественным советом при Патриархе по развитию русского церковного пения и отделом по делам молодежи Тверской епархии. Павел Александрович, расскажите, пожалуйста, как зародилась идея программы «Ритмы веры».
– Я работаю с молодежью в церковной среде уже пятнадцать лет. За это время были опробованы разные форматы работы: совместные чаепития, походы и многое другое. Три года назад ко мне обратилась девушка с предложением создать хор как еще одно направление взаимодействия с молодыми людьми. Так появился молодежный хор Тверской епархии, в составе которого сейчас больше 30 человек. Ребята-хористы общаются между собой, за три года в рамках хорового коллектива появилось три семьи – это не может не радовать.
Хор не только помогает вести молодежную работу, но и решает кадровые проблемы на клиросе. Когда мы поняли, что наша задумка живет и развивается, предложили владыке Амвросию (митрополиту Тверскому и Кашинскому – прим.) делиться этим опытом с другими епархиями. Этот процесс никогда не бывает односторонним – всегда идет взаимный обмен знаниями между всеми участниками.
Побывав более чем в десяти епархиях, мы поняли, что молодежные хоры существуют в разных форматах: где-то коллектив создается по желанию самих молодых людей, где-то – по просьбе правящего архиерея, где-то вырастают дети, которые пели на клиросе, и очень важно сделать комфортным переход хористов на новый уровень.
Помимо того, что мы приезжаем в ту или иную епархию и общаемся с молодыми людьми, мы неизменно привозим с собой святыню: ковчег с мощами святой блаженной Матроны Московской.
Для нас очень важно, чтобы программа строилась вокруг духовной основы – принесение ковчега всегда является знаковым событием, стержнем нашего обучения.
Программа создавалась прежде всего для тех, кто уже имеет опыт церковного пения, или для тех, кто еще только хочет научиться этому?
– В Тверской епархии хор состоит, в основном, из любителей. Это очень важный момент: хорошо иметь слаженный профессиональный хор, если мы говорим о кафедральном соборе, но если речь о маленьких приходах?
Самое ценное, что ребята из нашего молодежного хора потихоньку расходятся по другим храмам и поют там самостоятельно, принимают активное участие в богослужениях.
Радостно, что в последние годы создаются молодежные и любительские певческие коллективы на приходах. Благодаря этому клирос становится более открытым и доступным. Замечаете это?
– Безусловно! Хор может объединить совершенно разных людей. Для человека неверующего он становится точкой входа в церковную жизнь. Для тех, кто уже в Церкви, это шаг к активному участию в литургии, потому что на клиросе она проживается иначе – осознаннее. Для тех, кто уже перешагнул и этот этап, хор становится «кадровой ступенькой»: познакомились парень и девушка, создали семью, и вполне возможно, что в скором времени это батюшка и матушка. Появляется готовая «семейно-церковная» единица.
В чем, на ваш взгляд, состоит специфика молодежного хора?
– Мне кажется, его стоит воспринимать не только как хоровое объединение, но и как молодежное движение. Самый простой пример: литургия закончилась, а совместная жизнь коллектива продолжается – общение, поездки, праздники.
Работая с молодежным хором, нужно быть готовым к тому, что его участники мобильны во всех смыслах. То есть нет никакой гарантии, что в течение года состав не поменяется больше чем наполовину, – и это нормально! Нехватка времени из-за учебы, отсутствие интереса, другие обстоятельства жизни – все это следует брать во внимание. Если кто-то уходит, это не страшно и не должно быть обидно для регента или организатора. Я думаю, что намного хуже, если человек вступает в молодежное сообщество и закостеневает в нем, а жизнь за его пределами теряется, исчезает. Это неправильно.
В ходе тренингов, которые вы проводите в епархиях, неизменно обсуждается вопрос взаимоотношений между регентом и хористами. Как они должны строиться?
– Важно не забывать о том, что это работа в коллективе. Каждый человек, который приходит в какой-либо коллектив, приносит с собой свои мысли, желания и амбиции, ценности. Даже когда два человека встречаются, у них не могут полностью совпадать устремления, а если в хоре 30 человек и регент-руководитель? Важно сохранять гармоничные отношения, поскольку доверие коллектива потерять легко. Когда мы затрагиваем этот вопрос на тренинге, всегда стараемся помочь участникам честно ответить на вопросы: «Зачем я здесь?», «Почему я выбрал это дело?», «Чего я хочу?» Эти базовые вопросы и честные ответы автоматически решают многие проблемы.
Второй важный момент – слаженная коммуникация. Любой коллектив разрушают недопонимания, интриги, сплетни и недомолвки. Важно учиться говорить и адекватно обсуждать это вместе до того, как все накопится.
Беседовала Ксения ХАЙСАНОВА
В основе материала –
публикация газеты «Православный Симбирск»