Home / Православие повсюду / От Казани до Китая

От Казани до Китая

В Русской Церкви насчитывается несколько десятков монастырей в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанские обители создавались в разных уголках Святой Руси, есть монастырь в честь чудотворного образа и в Иерусалиме, а в 20-х годах Казанскую обитель основали и в китайском Харбине.

Давайте вспомним о некоторых из них…

На месте обретения

В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар, огонь поглотил целый район, примыкавший к кремлю с северо-востока. Дочери сотника Онучина Марфе трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. 8 июня девочка обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома, икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество.

К началу XX века Казанско-Богородицкий монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек. Значительная часть их, к сожалению, была разрушена в советское время: снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 годах по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью и Софийская надвратная церковь, которая в 1993 году была передана Казанской епархии.  В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 годах на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В торжественной обстановке Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, ныне он хранится в Крестовоздвиженской церкви.

Спасительница от захватчиков

К числу древнейших обителей, посвященных Казанскому образу Богородицы, относится Казанский женский монастырь Ярославля. Он был основан в 1610 году в память о чудном избавлении города от двадцати четырехдневной осады польских захватчиков. Благодарные жители города по изволению защитившей Ярославль от интервентов Пресвятой Богородицы построили храм в честь Ее иконы Ярославской-Казанской, явленной в 1588 году. Для людей она стала источником многих чудес и исцелений, а для города была «невидимо твердыня и стена паче всякия ограды и оружия от супротивных супостат». Рядом с храмом на пожертвования горожан были устроены келии для 72 монахинь сожженного поляками Ярославского Рождественского монастыря.

В 1649 году  на месте деревянной построили каменную Казанскую летнюю церковь с приделами во имя святителей Климента и Петра и во имя преподобной Параскевы Сербской. Царем

В 1770 − 1850 годах монастырь был почти полностью отстроен в камне и занимал территорию квартала в 35 500 квадратных метров. На месте снесенной ветхой Казанской церкви в 1835 − 1845 годах построили новый Казанский собор, признанный ныне памятником истории и культуры.

После событий белогвардейского мятежа 1918 года монастырь был упразднен, все имущество изъято, а монахини направлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия.

С 1919 по 1922 год на территории обители находился концентрационный лагерь. В 1928 году в Казанском соборе на высоте девяти метров устроили железобетонное перекрытие для размещения Государственного архива Ярославской области. Покровский храм в 1930-е годы был переоборудован под библиотеку, а в 1948-м − под планетарий.

С 1998 года при Казанском соборе вновь действует женский монастырь.

По благословению Иоанна Кронштадтского

Есть на Ярославской земле и еще один Казанский монастырь, история основания обители на Горушке связана с двумя любимыми нашим народом святыми – святым праведным Иоанном Кронштадтским и святым Патриархом Тихоном.

В прошлом году исполнилось 95 лет со дня освящения главного монастырского храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Огромный пятиглавый храм начали строить в 1901 году по благословению праведного Иоанна Кронштадтского. В 1909 году из-за смерти настоятельницы строительство краснокирпичного здания церкви в псевдорусском стиле прервалось  на долгие семь лет, чтобы возобновиться с особым усердием в 1915 году. А освящал построенный собор в сентябре 1918 года Святейший Патриарх Тихон.

Всего 33 года просуществовал монастырь, но за это время он оставил глубокий след в духовной жизни провинциального городка.

Зимой 1927 года красноармейцы, приехав в обитель, объявили о ее закрытии. Они конфисковали все имущество, а монахинь пустили по миру. До 1988 года монастырь был сельхозхранилищем, водонапорной башней, электростанцией и магазином. Затем его передали Церкви.

В  2003 году началось возрождение обители. Соборный дом со всей обстановкой, вся утварь, все строительные материалы и все дела прихода были переданы Казанскому монастырю на Горушке.

В нынешнем году, юбилейном для созданного 110 лет назад монастыря, произошло радостное событие: в обитель вернулась икона Пресвятой Богородицы, находившаяся там до революции. Ее передал один из старейших клириков Рыбинской епархии протоиерей Владимир Серебров.

Казанский собор включен в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Ярославской области.

Храм построил дед Радищева

В нынешнем году отмечается юбилей ее одного монастыря в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы − исполнилось триста лет Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря. Он был основан в 1714 году на месте обретения крестьянином Тихоном иконы Божией Матери. От которой он получили исцеление.

В 1711 году дворянин Обухов начал строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери на горе возле родника, где был явлен образ.

Храм освящен в 1714 году – эту дату принято считать годом основания обители.

В 1739 году дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А.Н. Радищева), заложил новый двухпрестольный каменный храм. До нашего времени монастырский храм не сохранился – его разрушили в советское время, в 1967 году.

С 1764 по 1846 год Казанский храм был приходским, а после причисления к Симбирскому архиерейскому дому при храме вновь возобновилась монашеская жизнь.

В марте 1930 году монастырь был закрыт советской властью. Возрожден  Казанский монастырь в 1996 году.

На месте кельи подвижника

Сезёновский Иоанно-Казанский епархиальный монастырь находится в селе  Сезёново Липецкой области, на высоком правом берегу реки Сквирня. История обители тесно связана с именем блаженного Иоанна, затворника Сезёновского.

1816 −1817 годы Иоанн провел в Задонском монастыре. Состоявшаяся вскоре его встреча с известным подвижником Иларионом Троекуровским явилась решающей: старец благословил Иоанна на затворническую жизнь в селе Сезёново Тамбовской губернии. Здесь начались затворнические труды подвижника.

В 1833 году один из его почитателей выстроил для блаженного Иоанна рядом с сезёновской церковью двухэтажную келью в виде столба, где незадолго до смерти подвижник велел в подполье сделать склеп.

В 1838 году давний замысел Иоанна стал сбываться: было получено разрешение на основание монастыря. В сентябре того же года подвижник заложил новый каменный храм. Строительство его шло быстро. Безукоризненная жизнь затворника привлекла в Сезёново много женщин, главным образом, стариц − они собирали средства на храм и сами работали на строительстве. Иоанну не довелось увидеть окончания строительства храма − сезеновский блаженный старец окончил свой земной путь 14 декабря 1839 года. Ему было в то время 48 лет, из которых 22 года он прожил в затворе.

В 1849 году храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В этом же году пришло Высочайшее соизволение на открытие «Сезёновской Иоанновской женской общины». В 1853 году община стала монастырем, который получил название «Иоанно-Казанский».

Строительство обители продолжалось. В 1849 году начали строительство второго каменного храма − в честь Рождества Христова. Он был освящен в 1860 году епископом Тамбовским Феофаном (святителем Феофаном Затворником).

После смерти подвижника Иоанна его келья в 1853 году была обращена в маленький храм в честь Преображения Господня. В 1864 году храм был разобран, вместо него построили каменный двухэтажный шестипрестольный храм во имя Святой Троицы. В нижней «пещерной» церкви покоились затворник Иоанн и две первые начальницы обители − старица Дария и игумения Серафима.

В середине 1910-х годов число инокинь и послушниц Сезеновского женского монастыря доходило до 550 человек.На территории монастыря действовал сиротский приют, где детей обучали по курсу уездного училища трех классов. В иконописной мастерской трудились 20 монахинь. Они писали не только иконы, но и портреты священнослужителей, благочестивых мирян, а также натюрморты, пейзажи. Сестры также расписывали храмы и золотили купола. Существовала здесь и мастерская, где изготавливали ковры изящной работы, среди насельниц были искусные портнихи и золотошвеи.

В начале 1920-х годов, когда начались гонения на Церковь, сестры монастыря вывезли мощи святого Иоанна и спрятали их под полом в часовне села Мечнянка, что в Тульской области. В 1930 году монастырь был окончательно ликвидирован, а его здания использованы для местного «центра коллективизации». Монахинь выселили, к 1937 году многие из них были репрессированы.

В 1932 году взорвали Казанский храм, завалили мусором святой колодец глубиной 25 метров, растащили на кирпич стены монастыря. Троицкий храм полстолетия использовали для содержания скота: нижний − под загон для овец, верхний − под конюшню.

После создания в 2003 году самостоятельной Липецкой и Елецкой епархии появилась возможность начать возрождение обители: в 2005 году произвели первичную расчистку Троицкого храма, и 30 октября того же года в обитель прибыли первые насельницы.

По благословению Патриарха Алексия II в 2007 году мощи блаженного Иоанна, затворника Сезёновского, были возвращены в Липецкую и Елецкую епархию, и на следующий год святыня вернулась в основанный старцем монастырь.

Дела милосердия

Казанский девичий женский монастырь возник в Калуге вскоре после Смутного времени, в начале царствования Михаила Федоровича. Первое время монастырь не имел своего храма, и его насельницы посещали богослужения в приходском Илиинском храме. В 1629 году к монастырю был приписан деревянный храм святителя Алексия Московского.

В самом конце  XIX века состоялась закладка пятиглавого Казанского собора в византийском стиле, освящен храм был в 1903 году.

Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня и монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игумении и сестер. При обители существовал странноприимный дом.Основным занятием монахинь являлось шитье белья, вязание и вышивание золотом.

Во время Восточной войны в 1878 году в монастыре был образован отряд сестер милосердия из десяти послушниц.

В 1918 году монастырь был закрыт. Чтобы сохранить в нем монашескую жизнь, насельницы монастыря организовали здесь женскую трудовую артель. При артели действовали больница и мастерская по пошиву и ремонту обуви. По состоянию на июль 1922 года, когда решением Ревтрибунала была создана комиссия по ликвидации Казанского монастыря, в обители проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле 1922 года монастырское имущество было описано и изъято, и часть его в октябре 1924 года передали в исторический музей Калуги.

Часть монахинь была осуждена на срок от шести месяцев до полутора лет, а остальных выселили из монастыря . 28 июня 1931 года по статье за «контрреволюционную деятельность» были приговорены к пяти годам исправительно-трудовых лагерей с заменой на высылку в Казахстан духовник обители отец Иоанн Зарецкий, игумения Ангелина (Гуляева) и несколько монахинь бывшего Калужского Казанского монастыря.

С 1925 года и доныне здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 году все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели.

10 февраля 1992 году Казанский девичий монастырь в Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме, где в годы советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. С августа 1995 года монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище.

В настоящее время в обители подвизаются 27 насельниц. Со дня своего возобновления монастырь обитель благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм − больным, инвалидам и престарелым, – чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных Таинствах.

От богадельни к монастырю

По преданию, в начале XIX века один благочестивый крестьянин обрел на дереве у лесного колодца чудесным образом явленную Казанскую икону Божией Матери. На том необычном месте поставили деревянную часовню и купель, куда стали приходить люди из окрестных деревень, ища и получая исцеления от душевных и телесных недугов.

В 1864 году из Коломенского Бобренева монастыря пришел в подмосковное село Колычево прозорливый старец – иеросхимонах Макарий. На средства жертвователей старец приобрел находившееся в версте от места чудесного явления Казанской иконы Божией Матери старое дворянское имение с принадлежавшей ему землей. Как благословение от бывшей хозяйки имения отец Макарий получил святой Казанский образ Богоматери.

Открытая отцом Макарием богадельня для призрения вдов и сирот постепенно преобразовалась в женскую общину, во главе которой встала Мария Памфиловна Степанова, ставшая впоследствии первой игуменьей обители. 25 мая 1875 года явилось днем основания общины, а в декабре 1885-го она была преобразована в монастырь.

14 июня 1881 года был заложен первый камень в главный собор будущего монастыря – Казанский, завершение строительства которого и освящение произошло в 1888 году.

В 1897 г. состоялась закладка еще одного каменного храма монастыря – в честь Преображения Господня, с пристроенным к нему большим келейным корпусом. К тому времени число насельниц монастыря превышало сто человек. Незадолго до революции началось строительство надвратного храма с колокольней, который намеревались освятить во имя святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского.

После октябрьского переворота монастырь просуществовал еще около года. Затем его преобразовали в дом инвалидов и престарелых. Многие насельницы были отправлены в ссылку в Казахстан, где приняли мученическую кончину, одна из них – преподобномученица Мария (Мамонтова — Шашина).

В 60-х годах на территории бывшего монастыря расквартировался психоневрологический интернат, деятельность которого способствовала дальнейшему оскудению монастырских построек. Казалось, духовная жизнь уже никогда не вернется в эти скорбные стены. Но Господь судил иначе… В 1999 году при Казанском храме бывшего Колычевского монастыря была зарегистрирована православная религиозная община. А в 2004 году было положено начало возобновлению монашеского жития в обители.

Беспризорники вместо монахинь

Еще одна древняя обитель в честь иконы Казанской Божией Матери была основана в Рязани в XVI веке, располагалась она недалеко от Спасского монастыря. По новому архитектурному плану города, утвержденному в 1779 году, предлагалось перенести Казанскую обитель в другое место. В 1786 году  состоялся перевод обители  к Вознесенской церкви, и вскоре в этом храме устроены были приделы в честь Казанской Божией Матери и священномученика Харлампия.

В 60-х годах XIX столетия в монастыре открывают больницу и четырехклассное училище для девочек. На месте обветшавшей Вознесенской церкви построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского.

После революции монахини были изгнаны, постройки и ценности обители − реквизированы советской властью. Территория монастыря с высокой каменной оградой идеально подошла большевикам для заключения первых жертв революции. Позже в Казанском храме устроен был красноармейский клуб. Святые росписи на стенах храма замалевали революционными картинками.

В монастырских стенах какое-то время размещалась колония для беспризорников, а потом там организовали швейное производство военной амуниции.

От бывшего монастырского комплекса был частично сохранен Казанский собор, в здании которого с 1924 до 2006 года размещался Рязанский областной архив.

В 2006 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани. 7 января 2007 года в Казанском соборе была совершена первая за многие годы Божественная литургия. В том же году в стенах обители открылось Рязанское женское епархиальное духовное училище.

Церковь – школа – конюшня − школа – церковь

В 25 километрах от древнего города Рыльска, в центре села Большегнеушево Курской области, расположился вдоль берега речки Амоньки женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

История образования монастыря и проста и удивительна. В 1827 году, на месте сегодняшней обители, была отстроена и освящена во имя Казанской иконы Божией Матери добротная высокая деревянная церковь. Она простояла до 1926 года, когда, по распоряжению местных властей была частично разрушена и перестроена под здание сельской школы. В годы Великой Отечественной войны во время оккупации немцев здание служило и штабом, и столовой, и конюшней. После войны оно вновь стало сельской школой.

 В 1992 году в селе Большегнеушево была построена новая школа, а здание старой школы передано Курской епархии под храм.

В 1996 году архимандрит Ипполит (Халин), настоятель Рыльского Никольского мужского монастыря, обратился в Курскую епархию с просьбой о разрешении реконструировать здание школы для приходского храма и организовать на этом месте женский скит. Получив благословение правящего архиерея, он вместе с первыми насельницами скита при активной поддержке благодетелей и паломников, уповая на милость Божией Матери, взялся за восстановительные работы. И в короткий срок здание храма было отремонтировано, территория обустроена, появилось хозяйство.

В воскресные и праздничные дни совершались богослужения. В обитель потянулись послушники из Курской области и других регионов России.  9 декабря 1999 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви скит преобразован в самостоятельный женский монастырь.

Годы становления монастыря были нелегкими. Сестры, исполнив в храме утреннее монашеское правило, спешили на различные хозяйственные работы: огород, хозяйственный двор, трапезная, пекарня и т. д. Вечером все насельницы вновь собирались для молитвы в храме, после чего совершался крестный ход вокруг обители. В промежутках между хозяйственными работами каждая сестра участвовала в чтении Неусыпаемой Псалтыри, которая непрерывно читается в обители даже ночью.

С 2008 года щедрыми средствами благодетелей возводятся новые постройки − сестринский корпус, паломнический двор, молочный цех, обновляется ограда монастыря с центральными вратами, установлена подпорная стена). Действует животноводческая ферма с современными технологиями, удобные и практичные теплицы приносят добрый урожай, оборудовано и настроено прочее монастырское хозяйство, преобразился и внешний вид обители. Но самое главное, завершается серьезная реконструкция храма в честь Казанской иконы Божией Матери – сердца обители. Теперь паломники издалека видят приветливый голубой цвет монастырских построек, утопающих в зелени деревьев с возвышающимся над ними золотым куполом храма.

В ноябре 2013 года, накануне престольного праздника, сестры монастыря с великой радостью встречали Казанскую икону Божией Матери, привезенную со Святой Горы Афон в дар монастырю от настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема.

«Соседи» Августейшей фамилии

Одна из святынь Брянской области − Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь  − возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников.

О времени возникновении монастыря игумен Серапион так писал в 1778 году: «Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами».

Новым основателем пустыни был иеромонах Прокопий, постриженник Киево-Печерской Лавры. Отец Прокопий поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришедшие вместе с ним монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для совершения молитв, перенеся туда деревянный резной образ святителя Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.

Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке становилась все более населенной пришлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притеснения со стороны соседей вынудили отца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возобновление древней обители и построение святого храма, на которое на которое была дана храмозданная грамота с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.

Новосозидаемой обители Государь промыслительно даровал два образа из своих царских палат − Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери − Заступницы земли Русской в горькой памяти Смутное время.

На протяжении четырех столетий многие люди как к последней своей надежде прибегали к этому чудотворному образу, являвшему многочисленные чудеса исцеления от недугов физических и слепоты духовной. От чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Площанской пустыни получали исцеления и насельники обители, и местные жители, и приходившие в обитель издалека многочис­ленные паломники.

Возобновитель Площанского монастыря, его первоначальник и строитель Прокопий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, и был погребен в алтаре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

Дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых − благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения великого князя Георгия Александровича Романова, приобретшего две усадьбы неподалеку − в селе Брасове и на хуторе Локоть. После его смерти в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова. Гостя у себя в поместье, он неоднократно приезжал в монастырь поклониться его святыням.

К началу XX века Площанская пустынь считалась одной из самых благоустроенных обителей России. В монастыре издавна было установлено принимать, утешать и питать всех в него приходящих. В монастырской гостинице странники и странницы могли жить по неделе и больше, питаясь от трапезы, там подававшейся. Богомольцы и крестьяне, приходившие в обитель, всегда получали хлеб, квас и другую еду, а приезжавшие на гужевом транспорте, кроме питания для себя, получали фуражный корм для лошадей. За год подавалось более пятидесяти тысяч бесплатных обедов для паломников.

В деревне Городище, в пяти верстах от обители, в ноябре 1900 года, из монас­тырского леса был выстроен корпус церковноприходской школы на 125 учеников и учениц, которую монастырь обеспечивал всех необходимым.

С началом Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились монашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель делилась с беженцами всем, чем могла. На поддержание лазарета для больных и раненых, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастырями епархии, отчисляла большие денежные средства.

Для службы в передвижных госпиталях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромонаха. Один из площанских насельников, иеромонах Евтихий (Тулупов) был посмертно представлен к ордену Святого Георгия IV степени. Отряд, в котором он нес служение в качестве воинского священника, был окружен неприятелем и контратакой пробивал себе путь к русским позициям. Отец Евтихий вышел вперед и, держа крест над головой, пошел под ожесточенным огнем неприятелей, а за ним двинулись и другие. Пуля противника ранила батюшку в плечо. Его тут же перевязали, и он опять пошел вперед. Второе ранение стало смертельным, но отряд вышел из окружения.

В ноябре 1924 года монастырь был закрыт и разграблен. Из храмов остались не взорваны два − Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории пустыни организовалась коммуна «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.

В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Комсомольцы совхоза «30 лет ВЛКСМ», созданного на базе коммуны «Пчела», писали «наверх» письма с просьбой закрыть приход, что и произошло в 1962 году по «желанию трудящихся».

В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взорвать этот храм, но смогли разрушить только два яруса.

Промыслом Божиим ровно через семьдесят лет после закрытия монастыря Площанская пустынь в наши дни вновь наполнилась иноками. В 1994 году монахи поселились в малопригодном для жилья и требовавшем капитального ремонта здании бывшей просфорной. Только через два года, в 1996 году, обители была передана часть келейного корпуса, в котором располагалась местная школа. После ремонта в 1998 году келейный корпус был полностью занят монашествующими.

Приветствующие возрождение Площанского монастыря местные жители стали возвращать в обитель сохраненные ими в годы богоборческих десятилетий книги из монастырской библиотеки и церковные святыни.

Летом 1996 года произошло радостное событие: две благочестивые мирянки из поселка Локоть вернули главную святыню обители − почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессий они скрывали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время разграбления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на Церковь.

Уничтоженный монастырь стал местом расстрелов

Казанский мужской монастырь основан в Тамбове во второй половине XVII столетия. Из-за пожаров, которые часто возникали в Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века − тогда на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция.

Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году и строилась пять лет. Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии.

Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания.

Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение обители началось 22 декабря 1992 года. В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова приснопамятный Патриарх Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

Место особого уединения

Скит Казанской иконы Божией Матери был построен на острове Коневец в Ладожском озере в 1794 − 1796 годах. Настоятель обители отец Андриан решил устроить на Коневце малую пустынь для ищущих глубочайшего безмолвия и совершенного покоя при самой строгой жизни. В Петербурге, открыв свое желание митрополиту Гавриилу, он попросил благословения соорудить храм в честь  Казанской иконы Пресвятой Богородицы на месте явления Богородицы старцу Иоакиму.

В 1794 году началось строительство храма. Близ Святой горы был устроен небольшой кирпичный завод, где изготовлялся строительный материал для будущего скита. Всего за два года была выстроена церковь с колокольней и при ней шесть братских келий, образующих снаружи сплошную ограду.

Первым насельником скита стал монах Фаддей (в прошлом − купец и благотворитель обители, помогавший строить скит).

Сам храм был небольшой, длиной восемнадцать метров и шириной семь метров. Венчает его одна луковичная главка. Восточная часть храма выполнена в виде полукружия — алтарной апсиды, над западной возвышается одноярусная колокольня, на которой было семь колоколов.

В летнее время насельники скита занимались огородом, заготавливали дрова. Осенью убирали урожай и заготавливали овощи, зимой занимались рукоделием. Оставшееся время братия посвящали чтению Евангелия и святоотеческих книг. По традиции жизни в ските братия должна была обеспечивать себя всем сама. Пища всегда была постная, без рыбы и молока − только хлеб и овощи с постным маслом или соком семян. В церкви читалась неусыпаемая Псалтырь с поминанием всех благотворителей монастыря.

В настоящий момент в скиту возрождается монашеская жизнь, и там живет иеросхимонах Варахиил, прибывший на Коневец с Валаама. Чтобы не беспокоить его уединение, внутрь скита вход мирянам без специального благословения запрещён.

Далеко на востоке

В селе Раздольное в Приморье в дореволюционное время монастыря не было. Зато здесь стоял большой каменный храм, построенный в 1914 году. В 1928 году церковь закрыли, в 1930 году тут устроили сначала школу, а потом артиллерийский склад. С 1986 года в церковном здании располагался солдатский клуб.

В 1997 году храм возвратили Владивостокской епархии, а в следующем году при нем был открыт женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Монастырь стал местом духовного просвещения для жителей сел Раздольное и Алексеевка. По мере возможностей обитель оказывает благотворительную помощь людям без определенного места жительства, освободившимся из мест заключения. Во время послушаний сестры занимаются ремонтными и восстановительными работами, рукоделием, в теплое время года − огородничеством.

Там, где никогда не было монастырей

В 2001  году на Камчатке был освящен первый на полуострове женский монастырь. Обитель была посвящена Казанской иконе Царице Небесной.

Казанский монастырь в пригороде Петропавловска-Камчатского (в поселке Вулканный) был создан на территории расформированной за пять лет до этого части противовоздушной обороны.

Настоятельница монастыря матушка Маркелла и шесть первых послушниц смогли за короткое время своими силами превратить один из оставленных военными корпусов в монастырское помещение.  

«Патриаршего рода»

В конце XIX века в городе Остров, расположенном в полусотне километров от Пскова по пути в Святогорский монастырь, был учрежден Симанский Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями обители были представители древнего знатного рода Симанских, к которому принадлежал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа – она стала впоследствии основой Спасо-Казанского монастыря.

Один из его сыновей, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь. Для этого он пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также 15 тысяч рублей начального капитала под устройство женской общины в честь Казанской иконы Божией Матери, а сам остаток своих дней жил в небольшом домике.

Через год состоялось торжественное освящение нового монастыря. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел Симанский, и будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

При монастыре были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году  состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.

В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского собора. Однако закончить постройку храма так и не удалось − во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период государственного безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку.

В 2003 году началось возрождение на этом месте монашеской жизни − была создана община прихода храма Казанской Божией Матери. Собирать сестер и восстанавливать монастырь по благословению архипастыря была направлена монахиня Маркелла (Павлова), которая уже имела опыт возрождения монастырей: на Камчатке на базе разрушенной воинской части ей довелось открывать женский монастырь.

С 1 апреля 2004 года матушка приступила к своему послушанию. Начали с очищения от мусора, освобождения от мерзости запустения строений Спасо-Казанского женского монастыря, восстановления и строительства храмов. Помогали в этом деле солдаты из воинских частей города Острова.

В обители построили корпус для размещения музея Патриарха Алексия I. В монастыре создана маленькая богадельня, где сестры ухаживают за беспомощными бабушками. Ежедневно сестры раздают свежеприготовленную пищу бездомным, немощным людям города Острова.

Попечением касимовского царевича

Касимовский Казанский женский монастырь на Рязанщине был основан далеком в 1627 году старицей Устиньей. После исцеления от болезни ног она вместе с детьми стала строить деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери; землю под церковь ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган.

При новом храме и был создан женский монастырь. В нем хранились привезенная основательницей обители из Казани чудотворная икона Богородицы «Казанская» и почитаемый образ преподобного Макария Желтоводского.

Около 1653 года владелец города Касимова царевич Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства сын царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство: «игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов».

На месте деревянной Казанской церкви в начале XVIII века был воздвигнут каменный храм в честь Казанского образа Богородицы. В 1850 году он был разобран за ветхостью, и начала возводиться другая, более обширная Казанская церковь.

В годы первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет, и монахини оказывали посильную помощь раненым. После революции, когда в первую очередь стали закрываться монастыри, было образовано религиозное общество при Казанской церкви. В 1922 году из храма была изъята риза с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1930 году ликвидировали и само религиозное общество, после чего храм был передан под хлебопекарню. А сейчас на его месте стоит так называемая хрущевка. От остальных монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, остатки каменной ограды и две угловые башни.

В 2012 году епископ Касимовский и Сасовский Дионисий благословил начало возрождения Касимовского Казанского монастыря.

Во Святой Земле

Многие слышали о Горненском монастыре в Иерусалиме, но не все знают, что обитель эта посвящена Казанскому образу  Божией Матери

Побуждением к образованию монастыря на этом месте − в «Нагорной стране», «Горнем граде Иудове», историческом селении Эйн-Карем − стало предание, согласно которому здесь находился дом праведных Захарии и Елисаветы, родителей пророка Иоанна Предтечи, где Пресвятая Богородица гостила около трех месяцев, как это описано евангелистом Лукой (Лк. 1, 39−56).

В 1871 году для Русской духовной миссии был приобретен участок земли в Эйн-Кареме, на нем находились два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, глава Миссии отец Антонин (Капустин) докупал другие близлежащие участки, образуя будущее монастырское подворье.

Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников, но при этом он задумал со временем создать монашескую общину. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями — вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 года в честь Казанской иконы Божией Матери. Перед храмом стоял столб от дома праведных Захарии и Елисаветы, а справа от входа − камень, у которого, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.

Отец Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление в монастыре особого праздника − Пришествия Богородицы в Горняя («Целования»), который вскоре стал привлекать в обитель немалое количество верующих.

В 1910 году на территории монастыря на высокой точке, чтобы было видно издалека, начались работы по возведению большого соборного храма. Средства на постройку поступали от императорской семьи и из пожертвований простых русских людей. Строительство прервалось в 1914 году с началом Первой мировой войны.

В 1951 году начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат) епископ Изборский Владимир провёл капитальный ремонт зданий и храмов монастыря. Со временем община монастыря постепенно уменьшалась, и для пополнения её в 1980-х годах стали переводить сюда сестер из Пюхтицкого Успенского монастыря. Первые десять сестер из Пюхтиц прибыли на Святую Землю в 1983 году. В 1987 году в обители был освящен пещерный храм во имя святого Иоанна Крестителя.

Однако в целом обитель оставалась в запущенном состоянии. Прибытие в начале 90-х игумении Георгии (Щукиной) ознаменовало новый этап в жизни монастыря. В Горнем монастыре раньше не останавливалось много паломников, а теперь их становилось всё больше.

В 1997 году обитель посетил с архипастырским визитом патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил возобновление строительства большого собора обители. К тому времени заросли дороги к начатой постройке, внутри храма выросли деревья, на стенах пустили корни кусты. В конце 2003 года возобновились строительные работы по возведению большого собора обители − они были завершены к началу 2007 года, когда праздновался 160-летний юбилей Русской духовной миссии в Иерусалиме. Чин малого освящения собора во имя Всех святых Церкви Русской был совершен митрополитом Смоленским Кириллом. Чин великого освящения 12 ноября 2012 года он совершил уже в сане Патриарха Московского и всея Руси.

Казанская обитель в Китае

История ныне не существующего Казанско-Богородицкого мужского монастыря в Харбине накрепко связана с историей русского рассеяния XX века. Волна эмиграции из переживавшей революционные потрясения страны в 1919 и 1920 годах занесла в Харбин из разных мест России немало и духовных лиц, в том числе монашествующих разных чинов. Не имея обители, русские иноки, выброшенные за рубеж, тосковали по монашеской жизни.

В 1922 году архиепископ Харбинский Мефодий благословил основать монастырь в окрестностях Харбина. Администрация Китайско-Восточной Железной дороги предоставила для этого участок на Крестовском острове, на реке Сунгари. Впоследствии выяснилось, что Крестовский остров является местом, совсем не подходящим для монастыря, и пришлось братии выбраться в Харбин и снять временную квартиру.

Новое место нашли рядом с посёлком Гондатьевка, в Новом Модягоу. В 1924 году на новом участке архиепископ Мефодий совершил закладку храма, посвящённого Казанской иконе Божией Матери, 20-го декабря 1924 (2-го января 1925 г.) новый храм был уже готов и торжественно освящён.

Весной 1925 года началась постройка каменного братского корпуса, который был окончен осенью того же 1925 года.

Особо чтимыми иконами монастыря являются – большой образ Казанской Божьей Матери, две чудесно обновлённые иконы Божьей Матери – «Владимирская» и «Неопалимая Купина».

Настоятелем монастыря архимандритом Ювеналием (Килиным)  были построены величественный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, типография, келии для многолюдной монастырской братии, больница имени В. А. Казем-Бека для братии и бедного люда, аптека. Число насельников обители всё увеличивалось, и многим уже приходилось отказывать за недостатком места.

До 1967 года в Китайской Православной Церкви действовало восемь монастырей, а также два скита. Все они были разрушены в годы культурной революции. части мастерских, и построено помещение для монастырского скота. Этот участок был приобретён у частных владельцев за наличные деньги.

Подборку подготовила Валентина ГОРОДНИЧЕВА

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *