Home / Православие повсюду / Односельчане в храме

Односельчане в храме

Чем отличается сельский приход от общины храма в городе? С какими вопросами и проблемами обычно приходят односельчане-прихожане к своему батюшке? Об этом, а также о том, как при обучении церковному пению можно научиться и церковной молитве, и почему дети прихожан, став взрослыми, могут уйти из Церкви, зашел разговор с настоятелем Вознесенского храма в селе Залучье (Старорусский район Новгородской области) священником Сергием Федоровым.

Отец Сергий, как в селе появился новый храм, и почему он был освящен в честь Вознесения Господня?

– Согласно сведениям архивных данных, первая каменная церковь в селе была построена на деньги прихожан и жертвователей еще в 1864 году. Она была освящена в честь Вознесения Господня. По штату церковь имела священника, диакона и псаломщика на государственном содержании. Приход для своего содержания имел церковные земли (усадебные, сенокосные, пахотные). В селе имелась также первоклассная церковно-приходская школа со своим зданием. К церкви были приписаны двенадцать часовен ближайших окрестных деревень.

В 30-е годы XX века храм был закрыт и использовался советской властью в различных хозяйственных нуждах не по назначению. В годы Великой Отечественной войны в Залучье проходили тяжелейшие бои (одно время прямо через село проходила линия фронта). Об этом свидетельствует множество воинских захоронений как в самом селе, так и в округе. Здание церкви было почти полностью разрушено.

По окончании войны оставшаяся часть храма была разобрана на кирпичи и использовалась для строительства и хозяйственных нужд. В дальнейшем на сохранившемся фундаменте церкви было построено деревянное здание клуба, который и по сей день функционирует.

Восстановление церкви Вознесения Господня в деревянном исполнении было начато в 1995 году вновь образовавшимся приходом на другом земельном участке. Церковь была освящена 20 мая 1999 года. К несчастью, 19 августа 2002 года в результате пожара при сильной засухе храм полностью сгорел. Четыре года спустя приходским собранием храма было принято решение о строительстве нового здания церкви. Строительство началось в октябре 2007 года. Церковь построили каменную, и 13 августа 2011 года архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил новый храм.

Каково было состояние прихода, когда Вы стали его настоятелем, и что изменилось за эти годы?

– Владыка меня назначил настоятелем храма в 2014 году. До этого у церкви не было постоянного священника.

Когда я начал здесь свое служение, то понял, что в храме не было людей ни со специальным музыкальным, ни с каким-либо церковным образованием. Поэтому первые полгода мы усиленно занимались, изучали нотную грамоту, знакомились с основами богослужения и осваивали все это на практике.

У нас был такой принцип: мы не только изучали богослужения, но и еще старались учиться молиться во время них. А ведь это дело непростое, учитывая жизненные условия, в которых живут люди в глубинке. Условия здесь не такие благоприятные, как в городе, да и забот у людей больше. Многим не до молитвы…

Было крайне важно, чтобы у односельчан появился живой интерес к вере и, что особенно важно, такое принятие веры, чтобы она стала неотъемлемой частью их жизни. Спустя некоторое время мы все-таки нашли взаимопонимание и, можно сказать, приход сформировался.

Могу сказать, что у сельского прихода есть определенные преимущества перед городскими общинами. Во-первых, это близкое общение с прихожанами, которых ты уже очень хорошо лично знаешь, а во-вторых, то, что на селе священник может уделить каждому верующему гораздо больше времени, чем в городе. Можно более близко соприкасаться с людьми как в храме, так и в повседневной жизни. Это дает возможность глубже узнать людей.

У нас сложились хорошие отношения с сельской школой, я помогаю в ведении уроков Основ православной культуры, постоянно провожу с детьми беседы на духовные темы. По воскресеньям и праздникам школьники приходят в Вознесенский храм на литургию, а на некоторые праздники, такие, как Пасха, Рождество и престольное торжество храма, мы с ребятами участвуем в концертах и ставим спектакли в местном клубе.

Что касается взрослых прихожан, то с ними мы еженедельно проводим беседы, читаем толкования Евангелия, обсуждаем интересующие их темы, обмениваемся опытом. Они постоянно рассказывают о своих проблемах, и мы стараемся совместно их решить, ведь психологические и физические проблемы связаны с духовным состоянием человека.

С какими вопросами обычно обращаются к Вам прихожане?

– В основном это вопросы, касающиеся воспитания чад. Так уж сложилось, что у нас на приходе много семей с приемными детьми. Как вы понимаете, отношения в таких семьях могут быть очень непростыми. У приемных родителей и детей возникают проблемы, с которыми им трудно справиться самостоятельно. Поэтому мы беседуем с прихожанами и пытаемся решить проблемы совместно.

Ведь самое главное для детей, как, впрочем, и взрослых, – это любовь. А любовь подразумевает терпение и снисхождение к немощам ближнего. Тем более, это важно в семьях с приемными детьми, где уже изначально многие дети знают, что они не родные по крови, и могут вести себя необычно, а родителям остается только терпеть и любить… Также нужно понимать, что маленькие дети – это одно, а взрослые – совсем другое. Я часто родителям рассказываю притчу о блудном сыне, напоминая, что каждый из нас должен понимать, что ребенок вырастет и скажет: дай мне часть имения и отпусти.

Многие родители-прихожане жалуются во время бесед, мол, мы ребенка водили в храм, причащали, а когда он вырос, то ушел из Церкви. Почему? Да потому что в жизни каждого человека наступает момент, когда он самостоятельно и осознанно должен сделать свой выбор в Церкви. Кто-то остается, а кто-то уходит, и бывает, что потом возвращается. А мы как-то об этом не думаем. Нам кажется: раз мы водили ребенка в храм, то это сработает в будущем, и ребенок обязательно останется в Церкви. Нельзя быть уверенным, что это сработает, ведь Господь дает каждому право выбирать.

Выясняется, что всем нам нужно учиться понимать своих детей и даже самих себя, потому что есть определенные духовные закономерности и детско-родительские связи, которые нужно уметь видеть и грамотно выстраивать. Если человек живет по Евангелию, то в нем он найдет все ответы.

Публикация сайта Новгородской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *