В деревянном доме, среди икон и картин под звуки и бой старинных часов, возникает ощущение, что замедляется время, и вместе с рассказчиком переносишься в иные эпохи земного бытия… Мы пообщались с настоятелем Екатерининского храма села Кичма Кукарского благочиния Вятской епархии кандидатом культурологии архимандритом Тихоном (Меркушевым). Беседа проходила в его доме – семейной усадьбе в слободе Зиновы, который известен также в Кирове как частный музей христианского искусства, или «Музей Рембрандта в Вятке». Разговор шел о пути к вере и священному служению, сельском приходе, паломничестве и молитве. Отец Тихон также поделился добрыми воспоминаниями о своем знакомстве с известными пастырями Русской Православной Церкви, их духовных заветах.
Церковная эстетика как окно в горний мир
Отец Тихон, расскажите о Вашем пути к вере, начало которого, вероятно, пришлось на советский период.
– Вырос я в этом доме, где мы сейчас находимся. В нашем доме были святые иконы, в частности, образ Божией Матери «Троеручица», который и сейчас находится в домашнем иконостасе; это наша фамильная икона. Я жил с бабушкой, поэтому видел, как она молилась перед сном, ограждая себя крестным знамением. В церковь мы с ней ходили вместе, но крестить она меня не могла, поскольку тогда требовалось согласие родителей, а мама по ряду причин жила отдельно. Но это понимание иконы, бытия Бога, мира Божественного, мира горнего, небесного формировалось в детстве.
В то время, когда я учился в школе (это были годы 70-е XX века), в семьях верующих иконки располагались на божницах, они украшались рушниками, вербочка лежала, пасхальное яйцо, и в комнате все это выделялось как некая доминанта – «красный угол». Сейчас же подчас даже в домах верующих икону не сразу найдешь. Некоторые ставят в сервантах, где-то на полочках, а в то время, несмотря на возможные гонения, люди не боялись и помещали иконы в на божницы. Поэтому для меня, молодого человека, который вырос без телевизора, иконы были объектом притяжения – эстетического и духовного.
Помню, у моей тети в Куменском районе была подруга Ольга, мы к ней заходили, и у неё в сельском доме была божничка – такой домашний иконостас. Поэтому церковная эстетика на себя обращала внимание. При этом церковь еще была в гонении, и люди, которые помещали иконы в домах, в моем представлении были людьми необычными, не от мира сего. Они отличались высокой культурой, гостеприимством, то есть голодным тебя не отпустят. Тогда таких людей называли верующими – даже не православными, а именно верующими. Люди, которые ходили в церковь, отличались от других: скромные, застенчивые, многого не требовали от жизни, жили на скромную пенсию или скромную зарплату.
Сознательное обращение к Богу произошло в юности, в городе Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде. Мне было двадцать пять лет, я был студентом, учился в культпросветучилище на театральном отделении, и в этот период сблизился с христианской молодежью, под чьим влиянием и принял крещение в 1986 году. Спустя некоторое время я вернулся в Вятку.
Почему было принято решение вернуться на Вятку из северной столицы? И чем занялись по возвращении в Киров?
– С момента, как принял таинство крещения, у меня начались некоторые проблемы в училище. Возможно, прознали через специальные службы, что я крестился.
Вернувшись в Киров, поработал руководителем детской театральной студии в ДК «Авангард» в Кирове. И буквально через год по возвращении в Вятку, в 1987 году, поступил на послушание в -Серафимовский храм, устроился туда на работу певчим, чтецом. И спустя еще полтора года, в 1989 году, я принимаю диаконский сан, а 21 мая на Иоанна Богослова меня рукополагает во священники владыка Хрисанф.
«Получается, мы построили кафедральный собор!»
Расскажите об основных вехах Вашего священнического служения…
– Спустя сорок дней после богослужебной практики, последовавшей за хиротонией, я в возрасте двадцати восьми лет уезжаю на приход храма Александра Невского в Омутнинск, где прослужил пятнадцать лет. С 1991 по 2003 годы строили новый Троицкий храм.
А когда возникла необходимость в восстановлении Великорецкого архитектурного комплекса, моя кандидатура, видимо, была одобрена, и после решения Священного Синода я был назначен наместником в Николо-Великорецкий мужской монастырь. Служил я там до июня 2014 года. Потом был направлен в Успенский собор Трифонова монастыря. А в 2015 году на день памяти пророка Илии был благословлен митрополитом Марком на служение настоятелем Екатерининского храма села Кичма Советского района Кировской области. В сельском храме святой великомученицы Екатерины служу уже десятый год.
Строительство храма в Омутнинске пришлось на годы перестройки. Насколько охотно вас поддержали в этом делании жители небольшого заводского города, районного центра, в сознании которых еще оставалась советская идеология?
– На месте строительства Троицкого собора прежде был деревянный храм, который сгорел еще в 1906 году. В советское время там располагался больничный городок, а к моменту моего назначения в Омутнинск была построена новая больница, и это место запустело. После разбора здания хирургического отделения на его месте был построен новый храм. Закладка состоялась в 1991 году. Это была поистине народная стройка, люди сплотились вокруг храма. Градообразующее предприятие «Омутнинский металлургический завод» нам также помогало: мы не знали проблем с известью, и завод оплатил два вагона строительного кирпича.
Сейчас Уржумская епархия имеет вторую кафедру – город Омутнинск, а Троицкий храм стал кафедральным собором. Получается, что мы построили кафедральный собор! И он действительно просторный, располагается на живописном месте на берегу пруда. За эти годы храм был расписан, устроен многоярусный иконостас.
Вся полнота Вселенской Церкви
Расскажите о Вашем служении в храме святой Екатерины в Кичме. В чем особенность духовного окормления прихода в небольшом селе?
– Поселение Кичмы насчитывает порядка пятисот жителей. Храм небольшой, был построен в 2012 году. Богослужения в нем совершаются в воскресные дни и по великим церковным праздникам. На молитву собираются жители села, паломники из Марий Эл. Одно время, когда в соседнем марийском селе Кукнуре умер священник, а многие годы в той местности не было иного батюшки, жители села начали ездить к нам в Кичму. Расстояние между селами – порядка двенадцати километров.
Любой храм – это место, предназначенное для служения Богу. Удивительное дело, что сельские приходы – маленькие, с небольшим количеством певчих и чтецов, которые, может, не совсем искусны – совершают службы Богу по определенным чинопоследованиям Вселенской Церкви, то есть в этом маленьком храме присутствует вся полнота церковная. И мы дерзаем своими устами, через певчих, через чтецов, кои являются устами Церкви, общаться с Богом. Каждый православный храм, даже если там нет святых мощей, чудотворных икон, – уже место святое, место, где нисходит благодать, где люди возрождаются духовно в церковных таинствах.
Мы продолжаем благоустраивать храм, по благословению нашего владыки митрополита Марка увеличиваем площадь храмового строения, поставили теплое крыльцо, расширили алтарь, – все это делаем для того, чтобы была возможность служить полноценно. И по окончании работ будем просить владыку освятить храм архиерейским чином.
Для проведения строительных работ мы приглашаем специалистов. Есть люди, которые при храме трудятся постоянно: в зимний период нужно печи топить, территорию чистить от снега. Есть добрые прихожане, кто приходит потрудиться в приготовлении пищи.
Вы отметили, что часть прихода составляют жители соседней Марий Эл. Это верные православные христиане, или среди них есть те, кто наследует также традиции язычества?
– Действительно, слышал, что сегодня в Марийской Республике устраиваются языческие обряды в «священных» рощах, жертвоприношения. Говорят, некоторые из тех, кто в этом участвует, при этом ходят в храм. Но среди тех, кто ко мне обращается, я не знаю таковых, кто исповедовал бы язычество и христианство. Хотя в широком смысле народной традиции язычество в людях трудно искоренить, сюда же относятся и суеверие, и обрядоверие.
При этом марийцы – люди искренние, простые, как дети. Отличали всегда марийцев их простота, преданность, сердечность. Они как-то не стесняются своих чувств ко мне как священнику, нежных добрых слов, обращаются к тебе, словно дети – прямые, добрые, благодарят за молитву. Наши люди более сдержанные в проявлении своих чувств, а марийцы более открыты. У малых народов свой характер, своя история. Хороший приход сложился в селе Кичма под покровом святой Екатерины…
Уникальная вятская традиция
Вы также стояли у истоков возрождения Великорецкого крестного хода. Расскажите, как возрождалось паломничество к берегам реки Великой, и каким образом трансформировалось молитвенное шествие в последующие годы…
– Крестный ход с иконой святителя Николая – уникальная вятская традиция. Старший священник, который ведет крестный ход, официально от правящего архиерея получил статус предстоятеля крестного хода, то есть он отвечает за организацию, проведение молитвенного шествия. Первым предстоятелем хода был протоиерей Геннадий Кочуров (в монашеском постриге иеросхимонах Матфей), ныне покойный. Восемь лет довелось нести послушание предстоятеля мне – до того, как эстафету принял архимандрит Иов (Муравьев).
Мне довелось заниматься вопросами Великорецкого крестного хода с 1998 по 2005 год. Он к этому времени стал уже более традиционным, организованным – полагаю, что это заслуга отца Геннадия Кочурова и отца Андрея Дудина, как одного из активных помощников отца Геннадия. Крестный ход в то время приобрел свою церковную форму как совершающийся молебен. На то время соборно шли священники, учиненные певчие, совершался молебен по окончанию перехода, порой коленопреклоненные молитвы, если молитвенное шествие проходило не в пасхальное время. Только в последнее время крестный ход приобрел некоторый характер народного паломничества, когда помимо певчих пытаются петь неучиненные певцы, появляются разные группы «православных радикалов», которые творят Иисусову молитву. Без обиды для этих участников отмечу: поют они её не в такт, не в унисон, и складывается ощущение, слушая их громкое надрывное пение, что идет какая-то бравая ватага. Мы же привыкли к благолепию, а это пение смущает верующих. И если они попадают на такой хор «православных радикалов», то больше устают, чем воодушевляются. Все-таки Иисусова молитва – келейная молитва, для келейного прочтения, для внутреннего созерцания. Традиция совершения Иисусовой молитвы была частью паломников нарушена.
Несмотря на все это, Великорецкий крестный ход остается уникальным по своей структуре – это молебен.
С отцом Андреем Дудиным порой вспоминаем историю, когда однажды свернули на другую тропу и начало смеркаться. На привале услышали разговор двух иностранцев, мол, если это задумка такая организаторов, то пора с приключениями заканчивать, а если действительно заблудились, то почему за шестьсот лет дорог не сделали! Им сложно понять дух русского человека, идущего на реку Великую, главным образом, ради стяжания благодати, которая даруется Богом по смирению людей, претерпевающих испытания в пути.
Много чудес совершается в пути. Бывали годы, что одни сплошные чудеса. И конечно, ощутима близость святителя Николая, его руководство.
Считается, что крестный ход на Великую – это шествие с иконой, во главе крестного хода сам святитель Николай, который ведет людей на Великую и обратно. И мы со своими просьбами, чаяниями, идем вместе со всеми, молимся.
Поделитесь какой-либо чудесной историей из паломничества к берегам реки Великой.
– Одно семейство знакомое рассказывало про своего сына. Звонит он родителям, говорит: «Мама, папа, я женюсь! Нашел невесту в крестном ходе». И действительно, поженились с этой девчонкой. Потом переехали в Великорецкое уже супругами, проработали в школе, сейчас у них несколько детишек. Таким образом, была создана церковная ячейка – православная семья. Таких чудес много. Исцеления от болезней…
Один был паломник, ныне покойный раб Божий Павел, который часто на Афон ездил. И он говорил, что такую благодать получал только на Афоне и на Великой реке, то есть он сравнивал Великорецкий крестный ход с посещением святых мест, таких как Афон. И с этим кто спорит? Ведь нигде так не прославляют святителя Николая, как во время крестного хода на Великую реку, это всемирное прославление святителя Николая. Такого нигде нет. И ценность этого хода в том, что он является как некая святыня на короткое время, затем исчезает с тем, чтобы потом снова возродиться. И действительно спустя столетия каждое лето, как птица феникс возрождается снова и снова.
Святителя Николая в нашей стране верующие почитают особым образом, особенно Москва любит, поэтому для жителей столицы привлекательна такая святыня нашей скромной вятской страны. Вообще наша область редко где фигурирует в событиях современности, у нас регион дотационный, мы обычно больше просим, чем отдаем, а тут является такое чудо крестного хода, что Вятка становится центром всемирного почитания святителя Николая. Конечно, это уникальный крестный ход, и уже всем этим он являет собой чудо.
Место молитвенного подвига
А Вам ведь довелось совершить паломничества на Святую гору Афон? Что в них более всего впечатлило?
– На Афоне я был два раза, так вкратце об этих путешествиях не расскажешь. Хорошо, что есть Афон для Церкви, для верующих, для мира. Его трудно переоценить. Там все благоприятствует – и погода, и красота природы, и величие святынь. Все наполнено христианской историей. При этом место все равно уединенное, суровое. Если бы оно было пригодным для жилья, то жители мира сего его давно бы захватили, построили мегаполис, но это же гора. Сейчас, правда, там отстроили дороги. Раньше монахи сами строили, а сейчас Евросоюз помогает, монастыри реставрируют, дороги строят, становится более цивилизованно. Лучше или хуже это в вопросах духовных, не знаю, и всё равно Афон – место особенного молитвенного подвига.
Говоря об Афоне, хочется также отметить, что Русский Афон возродился благодаря нашему вятскому земляку Серафиму (Веснину). Благодаря этому святогорцу, его письмам со Святой горы, в XIX веке Афон наполнился русскими. Его письма настолько были увлекательными, интересно написанными, что молодые люди из России уезжали на Афон. Оптинские старцы говорили: «Книга хорошая», но своим послушникам не давали читать её, потому что, прочитав эту книгу, они бросали монастырь и уходили на Святую гору. Преподобный Стефан Филейский был дважды на Афоне. По этой же причине он бросил медико-хирургическую академию в Петербурге, где учился и уехал на Святую гору Афон.
А у Вас в ходе путешествие на Святую гору не возникало желания там остаться?
– Нет, у меня такой цели не было. Я не романтик, люблю Вятку, и где бы я ни был, всегда возвращался домой. При этом наша задача – этот афонский дух почитания Божией Матери, святынь перенести на материк, на Вятскую землю. Поэтому каждый храм, пусть он даже самый маленький, без святынь – это тот же самый Иерусалим, Палестина и Афон. Где престол Божий, где совершается служба – там и Афон.
Отец Тихон, Вы обратили внимание на совершение Иисусовой молитвы в крестном ходе. А какая должна быть у православного человека молитва, чтобы Бог его слышал и чтобы сам человек ощущал присутствие Божие?
– Молитва – это область мистического богословия. Мистики не в плане чудес и сверхъестественных проявлений горнего мира в реальности, а даже молитва перед божничкой – это уже мистическое богословие, это уже таинство обращения к Богу. Нельзя сказать, что нужны какие-то условия, чтобы Бог нас услышал, – нужна вера, и Господь всегда нас слышит. Бог наполняет весь мир Своим присутствием, где хочет, там и дышит, «везде сый и вся исполняй». Наши мысли, наши желания, просьбы – все это совершается перед очами Божиими, а молитва – это уже конкретное сознательное умосердечное обращение к Богу.
Молитва – это не только испрашивание благ, как учит нас церковная книга, но это еще и восполнение утраченной гармонии у человека. Где-то человек порасстраивался, с кем-то пообижался, домой пришел, оценил ситуацию, осознал свою неправоту, помолился Богу, покаялся, и мир к нему возвращается. Молитва восстанавливает потерянное, утраченное. И когда переживается смерть близкого человека, как без молитвы человек может успокоиться, почувствовать, что для усопшего то, что с ним произошло, не является трагедией его жизни – это переход в жизнь вечную, где уже не будет никакой злобы, агрессии, обмана, его душа перешла в мир, где находится под Божиим покровом? И нужно молиться о нем, нельзя человека оставить без помощи в том положении, в котором он оказался.
Наука, искусство и творчество
Ваш дом наполнен картинами. Какое место в Вашей жизни занимают искусство и творчество?
– Художник – это была моя профессия, я учился вольнослушателем в местном художественном училище, трудился художником-оформителем на фабрике игрушки «Вятка», брал уроки, имел интерес к живописи, прекрасному.
В какой-то мере являюсь сейчас теоретиком искусства. Пару лет назад защитил кандидатскую диссертацию. Тринадцать лет посвятил обучению в этом направлении, заочно окончил в 2014 году Государственную академию славянской культуры в Москве. Затем учился два года на литературном отделении магистратуры Вятского государственного университета. В 2017-м окончил аспирантуру, а в 2022 году защитил диссертацию в университете в Саранске. Тема моей работы –«Просветительские и религиозные тенденции Товарищества передвижных художественных выставок во второй половине XIX века».
В работе была попытка доказать, что интерес ко Христу, христианской истории был главной сверхзадачей художников-передвижников. Мне действительно хотелось раскрыть данную тему, поскольку в отношении художников-передвижников было много различной критики и со стороны общества, и со стороны Церкви. И даже если в некоторых сюжетах картин передвижников прослеживалась критика церковной жизни, то, возможно, это было необходимо в интересах самой Церкви, это было гражданской позицией художников. Светские же критики считали, что передвижники малорелигиозны. И в своей работе я хотел примирить два эти противоречивые суждения: светское понимание и церковное; полагаю, мне удалось.
Пять лет писал эту работу, у меня было много помощников, людей, с которыми советовался, дружеских критиков, поэтому диссертация для меня, в некоторой мере, – это коллективный труд, и я рад, что он успешно завершился.
Дом, в котором мы общаемся, известен в Кирове как музей Рембрандта в Вятке. Почему Ваше внимание обращено именно к творчеству этого художника?
– Рембрандт Харменс ван Рейн, по мнению искусствоведов, более других старых мастеров обращался к христианской тематике, библейской теме. И мне нравится его выразительность, то, как он излагает исторические сюжеты. Возьмите, к примеру, картину «Возвращение блудного сына» – она является визитной карточкой Эрмитажа. При кажущейся простоте насколько она глубока по внутренней динамике, в ней отражено именно покаяние перед Богом. Кто мог лучше Рембрандта показать покаяние человека пред его Творцом? Рембрандт – поистине выдающийся художник.
Второе название музея – «Музей христианского искусства», в нем представлена новейшая история, то есть наш взор обращен также к полотнам Тициана Вечеллио, работам современных художников, таких как Марина Бусарева (в музее представлены несколько её работ), или можно увидеть «Строящийся храм в Омутнинске» художника Виктора Вертячих из Омутнинска…
Все представленные картины – качественно выполненные копии?
– В основном копии – это работы профессионального петербургского копииста Екатерины Романовой. В каждой музейной комнате их три. При этом из десяти представленных картин Рембрандта шесть писались непосредственно в Эрмитаже. В зале, где сейчас беседуем, находятся копии картин «Несение креста» Тициана и «Портрет старика в красном», который я называю «Авраам». Здесь же представлен портрет первой жены Ребрандта Саскии.
Если Рембрандт был сыном мельника, то она была дворянкой, дочерью губернатора. Был у них счастливый брак, но немноголетний – восемь лет совместной жизни. Саския в молодом возрасте умерла от чахотки. Голландия расположена в северной части Европы, и поэтому болезни лёгких были не редкостью. Рембрандт остался с годовалым сыном на руках. Один из лучших женских портретов Рембрандта – портрет молодой жены в образе Флоры. Художник в нём подчеркнул не только цветение юности, но и внес библейский смысл в картину: шлейф мантии, который Саския прижимает к животу, намекает на таинство чревоношения, таинство рождения дитя, что является исполнением заповеди данной Богом «плодиться и множиться».
Одна из картин с историческим эпизодом представлена в музее большим полотном. Чем она уникальна?
– В 2023 году мы отмечали десятилетний юбилей музея, тогда состоялся первый показ картины «Ночной дозор». За свою историю подлинная работа Рембрандта была обрезана с четырех сторон. Мы поставили задачу восстановить её в первозданном виде.
Каким же образом удалось восстановить недостающие части картины?
– Еще при жизни Рембрандта голландский художник Геррит Лунденс написал копию «Ночного дозора», которая хранится в Национальной галерее в Лондоне. Екатерина Романова, используя эту копию, воссоздала отсутствующие места на нашей картине.
Чем же примечателен изображенный на полотне сюжет уже для наших современников, помимо того, что автор картины – Рембрандт?
– Картина датирована 1642 годом. В то время в Голландии были популярны полупрофессиональные роты стрелков, которые защищали прибрежные города от испанцев. Поскольку семь провинций получили независимость, нужно было эту независимость еще отвоевать. Рембрандту был заказан групповой портрет одного из отрядов – стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. На картине показано воодушевление народа, выступающего на защиту своей республики перед лицом опасности.
В этом же году умерла Саския, и Рембрандту было не просто работать над картиной, поскольку в тот период его супруга была тяжело больна.
В данном зале у Вас есть картины, отражающие библейские сюжеты. Расскажите о них…
– «Снятие с креста» работа размером 158×117 см, копия на десять сантиметров меньше подлинника. Представляете, какой холст Екатерина Романова занесла в «Эрмитаж» и в течение полугода работала над этой картиной, приходя в петербургский музей в определенные часы, когда художникам разрешается делать копии? Это, конечно, огромный труд.
А вот последняя работа, которая недавно поступила из Санкт-Петербурга, – это уже Италия. «Благовещение» работы итальянского художника Джованни Баттисты Чима да Конельяно. Оригинальная картина была написана в 1495 году.
Еще одна картина с фигурами Святого семейства – «Бегство в Египет», произведение итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Тициана Вечеллио из собрания Государственного Эрмитажа. Картина иллюстрирует Евангельскую историю бегства от Ирода в Египет. На картине изображены Богородица с Младенцем на руках, едущая верхом на ослике, ведомом Иаковом, сыном Иосифа Обручника. Картина написана художником в двадцатилетнем возрасте.
Как видите, картины помещены в рамы, которые мы оформляем сами. Дружу со священником из Песковки Омутнинского района иереем Василием Левановым – он сам иконописец, позолотчик. Эти рамы он делает под наши заказы специально с учетом не только размера, но и изображений конкретных картин.
Духовные заветы
С кем из известного духовенства Вам довелось разделить служение? Чьи слова, пример остались в сердце?
– В годы моей юности, это были 1980-е, мы знали несколько известных по стране старцев: отец Кирилл (Павлов), отец Наум (Байбородин) в Троице-Сергиевой Лавре, отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Адриан (Кирсанов) в Псково-Печерском монастыре. И в Петербурге протоиерей Василий Ермаков, друг приснопамятного Патриарха Алексия (Ридигера), у них детство вместе проходило в очень сложных обстоятельствах.
Отец Василий Ермаков, будучи ребенком, в годы войны оказался в одном из фашистских концлагерей на западных территориях, а эти лагеря разрешалось посещать священникам для исполнения треб. В лагерь, где содержался мальчик Василий Ермаков, приходил совершать требы священник Михаил Ридигер – отец будущего Патриарха Алексия II. Иногда он брал сына с собой. И там Алёша (будущий патриарх) и Вася (будущий протоиерей Василий Ермаков) будучи ещё детьми, познакомились. Алёша приходил с папой, а Вася был среди содержавшихся в лагере перемещенных лиц. И так через всю жизнь они пронесли свою дружбу.
В юности я обращался к отцу Василию как к старцу, а когда стал священником, мы с ним вместе совершали богослужения в Серафимовской церкви на Чёрной речке в Санкт-Петербурге.
Вместе с отцом Василием мы как-то служили всенощную в его храме. Он уже уходил, надел своё старомодное пальтишко с барашковым воротничком, проходит мимо и говорит: «Ну, Тихон, приходи завтра на службу. У меня дедушка был Тихон, мы с тобой «Тихоновцы». Приходи, знай, что есть человек, который любит тебя здесь, в Петербурге». То есть он считал, что Петербург (тогда Ленинград) – город злой, и люди, живущие там, нуждаются в добром слове, в слове утешения и добром пастыре. И он старался быть таким человеком, любвеобильным к своим прихожанам. Это мне запомнилось.
И еще помню отца Иоанна (Крестьянкина). Он был старцем Псково-Печерского монастыря, куда я приезжал паломником. В 1990-е годы лет пять подряд я туда ездил ежегодно, дней пять-шесть там жил, молился с братией, обращался за советом. Когда наш храм строили, тоже приезжал, спрашивал благословения на постройку. Помню такое его поучение, что «нужно не вширь, а вглубь». И в то время в Церкви были всякие разногласия по поводу принятия ИНН, был 1992 год, звучало «пророчество Калинника» о конце света. Отец Иоанн (Крестьянкин) предостерегал, чтобы не верили этим «пророчествам», и говорил, мол, мы с тобой священники и решаем вопросы священнические, а не архиерейские, то есть он всегда ограничивал круг ответственности. Он был против нестроений, расколов, всегда был за единство Церкви. Напоминал мне отец Иоанн доктора Айболита внешне – седенький в очочках, невысокого роста. Такой пламенный проповедник и такой полный любви пастырь…
Помню, на день памяти Архангела Михаила мы вышли для встречи архиерея, а там вход в Михайловский собор – со стороны улицы, архиерей должен был пройти через святые врата. Праздник приходится на 21 ноября, прохладно. И в то время было много фотографов, почему-то все фотографировать старались. В тот раз фотографы также появились, готовят свои камеры, занимают удобную позицию, а у отца Иоанна был келейник отец Филарет (сейчас архимандрит), и он, видя беспокойство батюшки отца Иоанна, говорит ему: «Батюшка, не расстраивайтесь, они же только настраиваются», на что отец Иоанн от сердца своего, как мог, любя, сказал: «На молитву, на молитву надо настраиваться». Вот такой он был. Царство ему Небесное!
Наверное, самые яркие впечатления оставили в моей душе отец Иоанн и отец Василий…
А отец Кирилл (Павлов) на священство давал мне благословение. Когда владыка мне предложил принять священный сан, я поехал в Троице-Сергиеву Лавру и был у отца Кирилла в келье. Объяснил свою ситуацию, кто я такой, что вот архипастырь хочет меня рукоположить, и отец Кирилл дал благословение на рукоположение.
Есть фильм про отца Кирилла, автор которого – режиссёр Владимир Шуванников. Хотя я с отцом Кириллом вместе служил, был на исповеди у него, из этого фильма я удивился тому, что на вопрос отрока, в чём смысл жизни, отец Кирилл ответил не сразу, помедлил и сказал: «В общении с Богом». Вот эта его пауза меня поразила, хотя я многое знал об отце Кирилле. Действительно, нельзя на такой глубокий вопрос ответить сходу, если действительно говорим от сердца, не по заученному.
Тринадцать лет он был прикован к постели, не ропща, переносил скорби. Царство ему Небесное!
«Все происходит по воле Божией»
К Вам как опытному батюшке люди обращались спросить о себе волю Божию?
– Всё, что с нами происходит, происходит по воле Божией. Мы же в этот мир пришли не по своей воле.
Даже когда человек делает тот или иной выбор?
– Ну конечно. По воле Божией, с попущения Божия, по Его Промыслу.
Действительно, некоторые спрашивают: «Я бы хотел знать, батюшка, волю Божию». Ты сегодня утром проснулся? Проснулся. У тебя была возможность спокойно помолиться? Была. Твой завтрак состоял из нормальных продуктов? Нормальных. У тебя есть работа? Есть друзья? Есть. Так вот, то, какой жизнью живёшь, – это и есть воля Божия. А если хочешь сверх этого, ты подумаешь, чего у тебя не хватает. Если тебе не хватает зарплаты, поищи другую работу. Или хочешь отпуск провести на море, поезжай, заранее купи билеты. Организуй сам, а Бог тебе в помощь.
Конечно, бывают случаи, когда нужно сделать выбор между материальным и духовным. Там, конечно, обязательно нужны совет, рассуждение, молитва. Нельзя плыть по течению, нужно отстаивать свои духовные интересы, иметь направленность к этому.
А ещё с какими вопросами обычно обращаются люди к священнику?
– Сейчас редко обращаются с вопросами, в наше время люди всё знают, интернет упразднил все авторитеты. Обычно делятся своими переживаниями, горем, обстоятельствами своей жизни, своих детей, просят молитв.
Стремиться к гармонии
Что бы Вы пожелали читателям?
– Хочется обратить внимание людей на то, что нужно ценить возможность совершать свою молитву, молитвенное правило в церкви и дома. Как я уже говорил, это не только испрашивание благ, но ещё возможность восполнить отсутствие или утраченного, или того, чего тебе не достаёт, как по Священному Писанию: «Благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» (Пс. 89. 16).
Молитва часто воспринимается как в некотором роде обязанность. Конечно, человек молится всегда с понуждением, но если у нас не достает смирения или любви, или внимания к ближнему, или осторожности, молитва как раз восполнит отсутствие этих качеств, и мы почувствуем гармонию, потому что человеку свойственно стремиться именно к полноте, гармонии. Когда он видит оскудение в себе, падение, человека это не устраивает, он всё равно стремится обрести мир, как Писание говорит: «Мног мир любящим закон Твой, Господи» (Пс.118. 165). Мы стремимся к миру. Нужно почувствовать эту гармонию в душе внутри себя, прежде всего. А потом – по слову Серафима Саровского, который сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
А когда человек оказывается в обстоятельствах или переживаниях, не способствующих душевному миру, как тут быть?
– Если у человека с кем-то настолько глубокие противоречия, что невозможно примириться, в этом случае нужно вспомнить слова святого апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18). По возможности. То есть могут быть обстоятельства, когда невозможно иметь мир со всеми. И нужно смиряться, каяться в своём несовершенстве и допущенную неосторожность в общении с ближними. Главное – не унывай и надейся на Бога, что Бог всё исправит.
Беседовала Лада БАЕВА
По материалам
газеты «Вятский епархиальный вестник»