Общаясь с невоцерковленными знакомыми на темы, касающиеся веры и ее воплощения в нашей жизни, объясняя им что-то из церковной действительности и отвечая на вопросы, которые обычно вертятся вокруг одного – «а зачем всё это?», порой замечаешь, что почерпнутые из Катехизиса и иных написанных в несколько другие эпохи книг доводы и примеры порой оказываются неудобоваримы для современных людей, живущих в совершенно других реалиях. А если попробовать аналогии из современного быта и даже компьютерных технологий?
Бесполезное приобретение?
Дочь задала вопрос, один из, наверное, самых трудных: для чего крестят младенцев? И мой ответ её как будто не убедил – да что там, он и мне самому показался неуверенным и слабым (чаще всего такие ответы, думаю, приходилось слышать и вам). И вот на следующий день на уроке говорим с учеником о его недавно родившейся дочери, разговор сам собой заходит в тему крещения, и неизбежно возникает тот самый вопрос. И вдруг я нахожу, как мне кажется, неплохую аналогию – и крещения, и ношения нательного креста, и причащения детей и родителей (часто, увы, только детей). Аналогия вот какая. Вы приезжаете на горный курорт и покупаете своему ребёнку ski pass (абонемент на подъёмники на горнолыжных трассах – прим.). У вас он тоже есть, ещё с прошлой поездки. Но вдруг вы решаете, что кататься вашему сыну или дочери вряд ли нужно – может не получиться и будет досадно, можно травму получить, мало ли что ещё может произойти. Вы и сами не катаетесь – что-то как-то лень. Да и вообще можно просто сфотографироваться с этой штукой на шее и того довольно – друзьям показать, в соцсетях выложить. Или ещё более странный, мягко говоря, шаг – отправить маленького ребёнка кататься одного. А пока пойдём по ресторанам и магазинам, в Роза Хутор чего только нет теперь.
Довольно странное решение. Приехать в горы, получить ski pass и отказать себе в этих впечатлениях, пусть и немного рискованных. Никто ведь не мешает и в ресторан, и по магазинам, но приехали ведь вы в первую очередь не за тем.
Очень похожая ситуация и с крещением. Люди крестят детей (история про «защитный амулет» пусть останется для другого текста), само собой фотосессия, потом банкет. И в храм люди не идут после этого. А если и приходят, то чаще всего причащают лишь детей. Какой в этом смысл, я не очень понимаю. И почему, зачем отправлять ребёнка в это путешествие одного?
Никто не заставляет жить в Церкви, но если, крестив ребёнка и будучи крещёными, вы сделали первый шаг, разве не логично хотя бы попробовать второй? Можно и другие аналогии найти – билет на поезд, самолёт, фестиваль или концерт. Странно ведь начать путешествие и через час-полтора, сделав пару фотографий, завершить. Разве нет?
За одним столом
Мне часто приходят на ум аналогии, как-то связанные с IT, о некоторых хочу написать. Сегодня про Skype, Zoom и иже с ними (тема мне близкая – я уже больше десяти лет преподаю английский и русский онлайн).
Представьте, вы уехали жить в другой город или страну, ваши родители остались в родных краях. Вы привязаны к семье, вы общаетесь чуть ли не каждый день по видеосвязи. Лучше, чем ничего – можно и лица любимые увидеть, и внуков показать, и новую квартиру, да много что можно. Но вот спустя полгода или год вы едете домой. Вы обнимаете родителей, чувствуете знакомые запахи, садитесь за стол, пьёте чай с маминым пирогом. Разве это хоть как-то можно сравнить с перепиской в мессенджерах или видеозвонками? Думаю, что нет.
В чём же и с чем моя аналогия? С Церковью, а ещё точнее – с Литургией (слово это переводится с греческого как «общее дело»). Как ещё мы называем это богослужение, во время которого происходит центральное Таинство Церкви – Евхаристия (в переводе с того же греческого –«благодарение», наверняка вы слышали, как греки говорят «спасибо»)? Это Трапеза Господня, это Обедня. В древности люди приносили в храм плоды своего труда – хлеб и вино, которые по молитвам Церкви («экклесия» – ещё одно греческое слово, означающее «собрание») и действием Святого Духа преображаются в Тело и Кровь Христовы, а мы становимся причастниками Самого Бога, Его естества, частью Его Тела, родными Ему.
Вы друзья мои
В телефонной книге твоей
есть старинный друг.
Но ты ему не звонишь…
Возможно из этих строчек появится песня или стих. А пока вот такой небольшой текст. О дружбе и встречах.
Вчера в разговоре с другом пришла такая аналогия нашего общения с Богом и людьми. И она снова связана с пищей, куда без этого. Случается так, что вам звонит кто-то из друзей, кто-то, с кем вы перестали видеться, разве что поздравляете друг друга с праздниками да смотрите-лайкаете сторис и статусы. Он звонит и предлагает встретиться, выпить кофе или вместе пообедать. И вот вы, когда-то близкие люди, спустя год или годы сидите в кафе, делитесь новостями, говорите и слушаете, и вдруг с радостью понимаете, что вот и вернулась дружба, что вы теперь будете видеться чаще, звать друг друга в гости, знакомить жён и детей. Кто-то сделал первый и совсем нетрудный шаг, а другой – откликнулся. И что-то очень важное произошло.
В книге Откровения апостола Иоанна Богослова Христос обращается к человеку: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3.20).
Бог терпелив. Он ждёт, что однажды перестанет быть просто одним из сотен, о ком мы время от времени вспоминаем (крестик на шее, вербы, святая вода, куличи, «вера в душе»), но нашим другом. Только в христианстве Бог открывается человеку как друг. Мы очень многое можем понять о Нём и о себе, вспоминая об этом. В трудные времена мне не раз давали надежду и радость эти Его слова:
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15. 14-15).
Файлы вечной жизни
Очередная аналогия из IT. Иисус говорит притчами, намекает, предрекает грядущие события, не вдаваясь в детали и не всегда разъясняя. Очень часто Его не понимают не только простые люди, но даже ученики.
«Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись» (Лк. 9. 43-45).
Таких примеров в Евангелиях много. Однажды Иисус даёт ученикам своим обетование: позже настанет момент, когда всё сказанное Им станет для них понятным.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14. 26).
И вот, наконец, моя аналогия (пришла ещё давным-давно, сегодня решил записать): вам нужно установить на компьютер программу, друг присылает вам её в виде zip-файла (программа серьёзная, состоит из множества элементов, «весит» много, потому и архив), и вам необходим разархиватор, чтобы, распаковав zip, установить её на своё устройство. Без него эти ценные данные так и останутся для вас лишь набором непонятных кодов. Святой Дух, ниспосланный Сыном от Отца, по сути, «распаковывает», активизирует в апостолах всё то, что Господь им уже дал, сообщил. И данное Им благовестие теперь становится в полной степени актуальным для них, становится их реальностью и началом служения, созидания Церкви, проповеди (следующая за Евангелиями книга, повествующая о начале Церкви, именуется «Деяниями святых апостолов»).
Это не просто аналогия, её можно применить к повседневной действительности и найти ей ещё одну параллель в Евангелии (помните притчу про зерно – «вышел сеятель сеять…»?). Мы часто слышим что-то важное, спасительное для нашей души или даже просто полезное для земной жизни, но в самый момент слышания не придаём этому значения. А иногда обращаем внимание, но не осмысливаем до конца; это знание не становится полноценно нашим. А потом случаются какие-то события, и мы вспоминаем о когда-то услышанном, увиденном, происшедшем, и в этих новых условиях оно в нас начинает работать, нас изменять, порой кардинально, прорастать в нас, оно становится частью нашей реальности. Кто-то назовёт это простым дежавю, любопытным совпадением или ещё как-то. А вот я думаю, что это не случайность, но один из способов Бога говорить с нами, учить нас, направлять. Адам и Ева согрешили не только своим непослушанием, но и желанием быстрого и лёгкого знания, а так не бывает – всему своё время, жизнь разворачивается постепенно, семя сеется весной, и лишь к осени приходит время урожая.
Я уверен, что каждый может вспомнить что-то подобное и в своей жизни. Вспомнить, удивиться, увидеть чудо и за него поблагодарить.
Делай чудо!
В моём любимом сериале «Молодой Папа» есть несколько эпизодов, где Папа Пий XIII молится. Особенно врезался в память тот, где он буквально требует от Бога даровать ребёнка бесплодной Эстер.
Этот эпизод напомнил однажды увиденное в ростовском кафедральном соборе. Одна из картинок, что останется в памяти, вероятно, навсегда. Выхожу из храма (ещё до ремонта, временный храм в колокольне) и буквально лицом к лицу оказываюсь с женщиной, которая стоит перед дверями и безумным взглядом впившись в икону Спасителя над входом говорит: «Делай чудо, ну делай же! Ну что Ты медлишь?! Делай чудо!»
Она выглядела дико и страшно, безумно, но, наверное, не была таковой. В тот момент я испугался. И, скорее, не женщины, а своей аккуратно упакованной веры, своих «эффектных» духовных поисков, уверенности не столько в невидимом (Евр. 11. 1), сколько в своей причастности какой-то особенной, образованной, не «народной» церковности.
А эта женщина говорила с Ним на Ты. Не просто говорила, но требовала. И в этом её почти фамильярном и как будто непочтительном обращении к Богу была та самая вера Авраама, апостола Павла, сотен мучеников, о которой Спаситель говорит: «Eсли вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17. 20).
Мы слишком без ума от самих себя. Мы не верим даже видимому, куда уж дальше и глубже. Нам, эллинам, похоже не хватает того самого прекрасного безумия, которое смешно и опасно лишь для падшего, запутавшегося в себе мира, а на самом деле есть «ум Христов» (1 Кор 2:16) и последняя бесценная правда.
Антон КОРЕНЕВСКИЙ
Цитируется по публикации
сайта Ростовской-на-Дону епархии