Home / Православие повсюду / «Музей родился на полках приходской библиотеки»

«Музей родился на полках приходской библиотеки»

Пожалуй, у каждого из нас на книжных полках можно, помимо печатных изданий, увидеть различные предметы, напоминающие о том или ином событии, да и просто дорогие сердцу вещицы. Получается некая экспозиция личных артефактов. Если же библиотека на домашняя, а приходская, то на книжных полках может зародиться настоящий музей. Церковный музей «Христианское просвещение чувашского народа» уже без малого десять лет действует при храме новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Чебоксары. О том, с чего началась музейная экспозиция, почему здешние экспонаты можно не только рассматривать, но и познавать наощупь, как филиал знаменитого Русского музея появился в приходском музее и многом другом рассказывает его директор Валентина Федоровна Шибанова.

Как возник музей при храме?

– В 2010 году наша прихожанка художница Надежда Ярдыкова предложила настоятелю храма архимандриту Гурию (Данилову) собранные в приходской библиотеке предметы, связанные с церковной историей, выставить на витринах, чтобы людям было доступно это духовное богатство. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил наше начинание.

Владыка очень доброжелательно отнесся к идее создания музея, мы получили от него много значимых экспонатов. Священнослужители Чувашской митрополии тоже жертвовали раритеты из своих семейных собраний. Большую помощь музей получил от наместника Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксар архимандрита Василия (Паскье), который нам передал предметы, собранные во время раскопок в местах массовых расстрелов. Сохранившиеся в земле, они дают красноречивый социальный срез репрессированных: кто-то из погибших был в лаптях, кто –то в в калошах, у кого-то на груди нательный крест, у кого звёздочка, у кого-то еще оставались денежные монеты в карманах.

На помощь пришли многие. Кандидат исторических наук Андрей Зарубин, который был частым посетителем приходской библиотеки, составил большой список специалистов, с которыми следовало посоветоваться. В первую очередь, порекомендовал обратиться к ведущему методисту Чувашского национального музея Т.Н. Орловой. Будучи знатоком церковной истории Чувашии, она уже в постсоветское время участвовала в создании больших выставок, посвященных Православию в нашем регионе. Татьяна Николаевна объяснила необходимость формирования концепции музея, рекомендовала создать дизайн-проект его оформления.

Музей наощупь

Над оформлением экспозиции работали профессиональные художники?

– Дизайн-проект будущего церковного музея разработали художники супруги Олег и Надежда Ярдыковы. Основную работу по оформлению экспозиции выполнила Елена Авельева, которая в ту пору была выпускницей художественного факультета Чувашского педуниверситета и очень трепетно, ответственно подошла к делу. Трудами дизайнера-макетчика Андрея Максимова создана интерактивная экспозиция. В ней представлены макеты, которые можно потрогать руками, что важно особенно для слепых посетителей.

С самого начала мы поставили перед собой задачу приспособить экспозицию для людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в связи с расположением музея на третьем и четвертом ярусах колокольни он недосягаем для маломобильных посетителей. Была поставлена цель, сделать его доступным для слепых и слабовидящих. Консультантом в работе с незрячими людьми стала кандидат культурологии, член Всероссийского общества слепых Наталия Герасимова. Она принесла нам много методической литературы, пользуясь которой, мы начали создавать тактильные экспонаты. Первую картину принесли ей на строгий суд. Она ощупывала ее пальчиками, со слезами на глазах…

Зрячему человеку трудно представить, как воспринимает этот же объект незрячий. Когда наши художники строят свои инсталляции, композиции, они должны учитывать два совершенно разных подхода, два разных мировосприятия. Мы уже осознали, что показ тактильных выставок для слепых обязательно нужно сопровождать тифлокомментариями: брать человека за руку и изучать с ним тактильный объект, объяснять, растолковывать, что здесь и как. Только тогда у него соотносится со словесным описанием то, что он ощутил пальцами.


Артефакты с кануна

Какие предметы стали первыми в вашей музейной экспозиции?

– Это были книги, потому что музей родился на полках приходской библиотеки. В наши фонды поступали исторически ценные издания, которые нельзя было выставить в общий доступ. Но очень хотелось показать людям книги, которые раньше читали верующие, по которым молились наши предки.

Еще до открытия музея библиотека вела исследовательскую, краеведческую работу, собирала материалы о священниках и архипастырях нашей Чувашской епархии, служивших в советское время. В этот период в Чебоксарах был единственный действующий храм – Введенский. Во время проскомидии прихожанам для чтения раздавали старые помянники. И вот ты стоишь в соборе, построенном по указу Иоанна Грозного, и держишь помянники, на страничках которых старческими дрожащими руками много лет назад были выписаны имена архиереев, служивших на Чебоксарской кафедре: митрополита Мануила, митрополита Иоанна, архиепископов Вениамина, Иллария, Николая, епископа Иова. И понимаешь, как дороги были эти имена для тех бабушек, которые долгие годы молились в соборе о своих архипастырях. А нам, живущим ныне, эти имена, уже, к сожалению, ни о чем не говорят.

Первым делом тогда нужно было научиться поминать почивших владык на Литургии. Затем мне стало интересно: какими были эти архиереи? Как они служили, как жили в те годы? В начале 90-х годов как раз стали появляться книги о митрополите Иоанне (Снычеве), о митрополите Мануиле (Лемешевском), которые служили на нашей кафедре, также стали публиковать воспоминания о других архиереях. В библиотеке мы тщательно собирали издания, журнальные и газетные статьи на эту тему.

Со временем к печатным материалам добавились фотографии. Их чаще всего мы «вылавливали» на кануне: старые прихожанки умирали, и в храм, на канун, стали приносить принадлежавшие им вещи, которые наследникам оказывались не интересны, не нужны. Был период, когда приносили для сжигания пачками фотографии духовных лиц. Мы их собрали, начали изучать, расспрашивать пожилых батюшек. Те охотно откликались, узнавали изображенных: «А, это отец Борис, а это отец Георгий». Потихонечку мы научились узнавать лица священников. Фотографии с архиереями тоже встречались. Со временем у нас собралась большая коллекция.

Эти фотографии представлены в экспозиции?

– Всю коллекцию показать невозможно, она теперь очень большая. В экспозиции понемногу сказано о каждом архиерее. Мы устраивали для студентов и школьников творческие конкурсы: участники изучают музейные материалы и создают презентации об архиереях, а мы выбираем среди работ лучшие.

Создавая музей, мы ставили перед собой цель рассказать не только прихожанам, а всем интересующимся об истории христианского просвещения Чувашского края. В первую очередь хотелось заинтересовать молодёжь. Кстати, при музее действует студия эстетического развития, куда приходят и дети, и взрослые, постигая через изучение иконописи и религиозной живописи азы художественного творчества.


Музей и волонтеры

Есть ли у музея штат, или все делается силами волонтеров из числа прихожан?

– Вся работа ведется прихожанами на добровольных началах. Я, например, работаю врачом-терапевтом и музеем занимаюсь в свободное время. К сожалению, по этой причине планомерную исследовательскую работу мы не ведем – некому. Пользуемся готовыми материалами, например, исследованиями о новомучениках, подготовленными епархиальной комиссией по канонизации. Единственное, я как член Общества православных врачей пыталась собрать какой-то материал на тему социального служения, но это мизер.Со сведениями по истории Православия в Чувашии помог протоиерей Илья Карлин, который, еще будучи студентом Московской духовной академии, писал об этом научную работу. Церковная история в нашем крае, в принципе, изучена очень подробно, все можно найти на книжных и архивных полках.

Музей проводит планомерную проектную деятельность, и это большое подспорье в нашей работе. Благодаря поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива» приобрели мультимедийное оборудование для оснащения музейно-библиотечного комплекса. У музея имеются страницы в соцсетях и три сайта, которые тоже ведутся волонтерами.

Взаимодействует ли церковный музей со светскими музейными учреждениями Чувашии?

– Как я уже говорила, нашим куратором первое время была методист Чувашского национального музея Татьяна Орлова, которая очень помогла советами. Музейщики – это особенные люди, очень добрые и отзывчивые. Когда я обратилась в Национальный музей за помощью в создании экспозиции, довелось общаться с «мамонтами» музейного дела, которые начинали работу еще в 70-х годах XX века. Благодаря их поддержке у нас изначально сложились доброжелательные отношения.

Шедевры Русского музея
при чебоксарском храме

Как приходскому музею удалось завязать сотрудничество с Государственным Русским музеем? Кажется, ваш музей – единственное церковное учреждение, имеющее подобный опыт.

– Когда мы поняли, что не можем обеспечить доступность экспозиции для маломобильных групп населения, решили обратиться к мультимедийным ресурсам. Господь наставил: узнали о проекте «Виртуальный Русский музей», имеющем филиалы по всей России. Нас включили в этот проект.

Мультимедийные носители разместили в зале приходской библиотеки. Она находится на втором этаже, но туда подведен пандус. Благодаря этому даже посетители-колясочники могут увидеть шедевры из коллекции Русского музея.

Музей приходит в больницу

Музей ведет большую работу с пациентами городских больниц. Они к вам обращаются, или мы сами проявляете инициативу?

– В больницах республики мы проводим передвижные выставки. Уже состоялось три, они были посвящены Царской семье, столетию начала Первой мировой войны, подвигу сестер милосердия. Недавно в Республиканском онкодиспансере организовали выставку о преподобном Сергии. Я работаю в медицине и знаю, что пациентам больниц и вообще немощным людям нужны помощь и участие такого рода. Другое дело, как воплотить это на практике? Как «вписать» музейную экспозицию в больничные стены? Это не всегда просто. Например, уже второй год пытались сотрудничать с онкологическим диспансером, потому что точно знаем, что пациентам онкологии нужна такая терапевтическая программа, нужна духовная поддержка. Но диалог еще не установился, пока не получаем отклика от посетителей. Дело в том, что в онкологии если человек выжил, он уже не хочет в больницу возвращаться, даже вспоминать о ней ничего не хочет. Хотя на днях психолог перезвонила и сказала, что пациенты останавливаются перед нашей передвижной экспозицией, рассматривают ее.

Почти в каждом краеведческом музее России присутствует тематический раздел, посвященный религиозной истории страны и региона. Почему важно существование именно церковных музеев?

– В краеведческом музее все это показано глазами человека, который чаще всего не из церковной среды. Такая экспозиция научна, но ведь она также призвана вызывать у посетителя эмоции. И вот эту самую эмоцию, рожденную в сердце православного человека, в краеведческом музее не получишь, поэтому мы обязательно должны делиться своим видением, своей любовью к истории нашей Церкви.

Беседовала Ольга КИРЬЯНОВА

Иллюстрации сайта
музея «Христианское просвещение чувашского народа»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *