Home / Православие повсюду / Монастыри в честь Воскресения: куда поехать на престол Светлой седмице?

Монастыри в честь Воскресения: куда поехать на престол Светлой седмице?

В дни Светлой седмицы многие христиане стараются брать отпуск, чтобы работа не отвлекала от пасхального ликования и была возможность ходить на богослужения, ездить в паломничества. Портал «Приходы» сделал подборку о тех российских обителях, которые посвящены Светлому Христову Воскресению и отмечают престольный праздник в эти святые дни.

Воскресенский Горицкий женский монастырь

Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы

Особенная живописность места – на берегу реки Шексны – объясняет, почему именно здесь в 1544 году княгиня Евфросиния Старицкая, вдова дяди Иоанна Грозного, решила основать женскую обитель. Спустя почти двадцать лет, по указу царя, опасавшегося претензий Старицких на престол, Евфросиния была пострижена в монахини и оказалась в заточении основанного ею же Горицкого монастыря, а еще через шесть лет – утоплена в реке Шексне. С тех пор монастырь приобрел славу места, куда высокопоставленные мужья ссылали жен и сестер. Тут жили две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, дочь А.Г. Долгорукова, княгини Милославская, Черкасская и другие.

Интересно, что устав монастыря предполагал собственные средства, хозяйство и келью для каждой насельницы в соответствии с ее достатком. Этот факт к концу XVIII века и привел обитель в упадок: количество состоятельных монахинь сошло на нет, а оставшиеся не имели средств к существованию. Плачевное положение удалось исправить настоятельнице Маврикии (Ходневой) в начале XIX века.

Сейчас монастырский комплекс включает в себя собор Воскресения (1544 г.), Троицкий собор (XIX в.), колокольню (XVII в.) и монашеские корпуса. Среди святынь: частицы мощей Киево-Печерских святых и Тихвинская икона Божией Матери. Обитель сильно пострадала в советские годы и сегодня остро нуждается в восстановлении.


Воскресенский мужской монастырь в Угличе

Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская 31/2а

Дата и имя основателя угличской обители – покрыты тайной, однако известно, что на его территории были похоронены преуспевающие местные помещики Грязные, из рода которых была мать первого русского царя династии Романовых Ксения Шестова.

История этого монастыря больше всего напоминает историю борьбы со стихией: построенный на берегу Волги монастырь постоянно страдал от половодий. Они впоследствии и сгубили первый деревянный ансамбль, возведенный в XV веке или даже раньше.

Каменное обличье (уже чуть дальше от берега) монастырь обрел в 1677 году благодаря указу митрополита Ростовского Ионы Сысоевича и состоял он из трех зданий, соединенных галереей. При нем же существовала ремесленная слобода со своими мастерами.

Реставрации этот образец ростовского зодчества XVII века подвергался дважды: в 60-х годах XVIII века и в 1950-70-х годах. Сейчас на территории можно увидеть три храма: Собор Воскресения Христова, церковь Смоленской иконы Божией матери и звонницу с церковью Марии Египетской. В первом храме сохранились фрагменты росписи живописцев А.И.Ненастьева и Д.Г.Буренина середины XVIII века.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

г. Истра, ул.Советская, д.2

Комплекс был задуман Святейшим Патриархом Никоном как приблизительная копия Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы избавить верующих от необходимости трудного путешествия в Иерусалим.

Возведение монастыря началось в 1656 году, причем Патриарх участвовал в строительстве не только как зодчий, но и в качестве обычного рабочего. Уже после смерти Патриарха Никона в 1865 Воскресенский собор освятил Патриарх Иоаким.

От исходной постройки уцелело немного: монастырь пришел в упадок сначала от пожара в начале XVIII столетия (но был восстановлен по указу императрицы Елизаветы Петровны и отделан лепниной по рисункам графа Растрелли), затем – во время боев за Москву в Великую Отечественную войну. Последствия этих разрушений закончили исправлять лишь в 1990-е годы. Среди святынь в монастыре хранится омофора Патриарха Никона и подписанный им Антиминс XVII века.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Санкт-Петербург, Московский проспект, 100

Своему появлению Девичий монастырь обязан государыне Елизавете Петровне, для которого она передала свой летний дворец «Смольный», надеясь, по преданию, провести здесь старость. Однако в своем первом виде монастырь просуществовал недолго: всего сорок девять лет, с 1748 года. Поскольку прочную общину создать не удалось, обитель была упразднена, и уже при Екатерине II тут было учреждено училище для дворянских девиц, переросшая позже в Смольный институт.

Обитель возобновилась только в XIX веке благодаря хлопотам великой княгини Ольги: на тот момент в Санкт-Петербурге, на удивление, отсутствовали действующие женские монастыри. Настоятельницей обновленного монастыря стала Феофания (Готовцева), в прошлом – пансионерка императрицы Марии Федоровны.

К началу XX века Новодевичий монастырь разросся до восьми храмов (собор в честь Воскресения Христова, каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне и другие), имея при этом обширное хозяйство (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма) и различные мастерские.

После разрухи 1930х годов община сестер возобновилась только в 1996 году, поселившись в аварийном здании рядом с храмом Казанской иконы Божией Матери. Сейчас в монастыре активно течет жизнь: восстановлены три храма и возрождается Воскресенский собор, работают детский приют, церковная школа, швейные мастерские и благотворительный центр по диагностике женской онкологии.

Воскресенский Белогорецкий мужской монастырь

Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Бeлогорье, хут. Кирпичи

Самый крупный пещерный монастырь на территории России занимает склон меловой горы на правом берегу Дона. История обители началась с казачки Марии Шерстяковой – женщины с тяжелой судьбой, которая в 1795 году по совету своего духовника отправилась на Дон, чтобы ископать себе пещеру для молитв. В 1817 году Александр I официально разрешил устройство скитов в этих местах, поэтому в благодарность Мария посвятила пещерный храм Александру Невскому – святому, в честь которого царь был крещен.

Постепенно меловый склон заполнялся новыми отшельниками и в 1875 году Белогорский скит (еще не признанный самостоятельной обителью) обрел первого настоятеля – иеромонаха Петра. Примерно тогда же на верху горы был заложен Воскресенский храм, а спустя несколько лет – Вознесенский.

Сейчас, к сожалению, оба они не сохранились, как и могила Марии Шерстяковой. Однако сама пещерная обитель, многие годы пребывавшая в запустении и частично заваленная во времена Великой Отечественной, в начале 2000-х обрела новую жизнь усилиями местных жителей, краеведов, верующих и просто энтузиастов. Заметная часть завалов была расчищена, и теперь протяженность монастыря составляет 800 метров (до революции было два километра).

В 2003 году монастырь снова получил статус действующей обители, а с 2005 года сюда была пожертвована частица мощей святого благоверного князя Александра Невского.

Муромский Воскресенский женский монастырь

Владимирская область, г. Муром, Июльский пер., 1а

Небольшой тихий монастырь, построенный тогда еще в Кожевенной слободе на высоком берегу Оки. Впервые Воскресенский собор упоминался в 1566 году, а спустя столетие он был перестроен в каменном виде на деньги купца Семена Черкасова. В описаниях 1624 года говорится, что рядом с собором располагались церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, деревянная колокольня с восьмью колоколами и древнее кладбище.

Во второй половине XVIII века из-за указа Екатерины II о секуляризации церковных земель монастырь упразднили, а храмы приобрели статус приходских. Как обитель, это место вновь стало действующим в 1998 году и на сегодняшний день имеет небольшое количество послушниц.

Паломники отмечают, что в источнике имени Петра и Февронии возле стен монастыря течет невероятно вкусная и свежая вода. Наибольшее количество богомольцев здесь бывает, однако, не на Пасху, а в дни памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи.

Карачевский Воскресенский мужской монастырь

Брянская обл., Карачевский район, с.Бережок

Свое второе название – «Тихонова пустынь», монастырь получил от имени своего основателя, иеромонаха Тихона, в конце XVI века обустроившего в этом месте первый деревянный ансамбль. Позже дочь царя Михаила Федоровича пожертвовала средства на перестройку деревянную церкви Воскресения в соборный храм. В документах 1745 года он уже упоминается как каменный.

Двадцать лет спустя обитель упразднили, а Воскресенский собор стал приходским храмом. Монашеская жизнь возобновилась в Тихоновой пустыни только в 2004 году. Воскресенский собор, который стоит здесь сегодня – тот самый храм, построенный на пожертвование великой княгини Татьяны Михайловны (1700-1750-е гг.), отреставрирован от частичных разрушений в начале прошлого десятилетия.



Воскресенский мужской монастырь

Ульяновская обл., г.Тольятти, Портпоселок, ул. Нагорная, 1-А

Эта совсем молодая обитель примечательна принадлежащим ей зданием бывшей Ставропольской земской больницы 1902 года (по некоторым сведениям 1872 года) постройки. Бывшая земская больница для детей больных параличом осталась одним из немногих домов, переживших затопление при строительстве Жигулевской ГЭС. Тогда учреждение перенесли в новый строившийся город, а здание больницы, основанной Евграфом Осиповым, принимало в своих стенах сначала турбазу, а затем – спортшколу.

Сам монастырь образовался сравнительно недавно – 25 декабря 1997 года, на основе Воскресенского прихода. Сейчас здесь действуют два храма: в честь Воскресения Христова и во имя преподобного Силуана Афонского, богослужения совершаются каждый день.

В монастыре находится местночтимая икона великомученницы Варвары, найденная рыбаками в Жигулевском водохранилище.


Иргизский Воскресенский мужской монастырь

Саратовская область, Балаковский район, п. Береговой

Обитель на реке Иргиз возникла в 1762 году, когда возвратившиеся в Россию старообрядцы начали образовывать села и скиты при них. Нижне-Воскресенский монастырь появился из Авраамиевского скита, основанного иноком Авраамием, в прошлом – крестьянином Казанской губернии. На средства, пожертвованные винным откупщиком Василием Злобиным, в ските была построена деревянная церковь в честь Воскресения Господня, простоявшая тут до поджога в 1918 году.

Обитель долгое время числилась как староверческая, пока в 1828 году сюда не приехал сам Саратовский губернатор – ратовать за присоединение к Единоверию. Братия, поколебавшись, согласилась, однако, позже часть монахов под давлением соседних старообрядческих общин изменила свое решение. Губернатор решил навести порядок и отправил несогласных частично в солдаты, частично – в Сибирь. В 1829 году монастырь был официально объявлен единоверческим.

В предреволюционные годы обитателей в монастыре было совсем немного (всего около 30 человек вместе с послушниками), но зато при обители имелся хутор на противоположном берегу реки Иргиз, с кузницей, кирпичным заводом и помещениями для скота.

В наши дни монастырь вновь стал действующим всего девять лет назад, сейчас в его храме проходят регулярные богослужения.

Подборку подготовила Алена Михайленко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *