Home / Православие повсюду / «Молодость – болезнь, которая быстро проходит»

«Молодость – болезнь, которая быстро проходит»

О том, каково это – в 26 лет быть настоятелем двух приходов, сложно ли найти общий язык с пожилыми прихожанами, а также почему прежде выступавшие против строительства храма люди впоследствии сами приходят в него на службу, рассказывает один из самых молодых священников Смоленской епархии иерей Лев Гарин.

Отец Лев, первый приход, в котором Вы стали настоятелем, – преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща. Храм строится в рамках программы, предполагающей возведение новых церквей «в шаговой доступности»…

– Как молодой священник и человек, далекий от строительства, я первое время сторонился стройки, так как был не просто некомпетентным, а полностью не понимающим, что там происходит. Стройка была для меня каким-то иным миром. Но Господь направил, владыка благословил – приходится во все вникать, во всем разбираться.

Когда ты семинарист и наставники тебе говорят, что священник должен все знать, все уметь, то думаешь: а может быть, это все не пригодится? Конечно, надо разбираться в богословии и литургике, это естественно. Но на практике, помимо этих наук, пригождаются абсолютно все знания, все науки. Строительство, биология, химия, физика – все.

Строящийся храм в микрорайоне Соловьиная роща. Апрель 2019 г.

Давайте поговорим о том, каково быть молодым священником – сложно ли? Как удается завоевать уважение пожилых прихожан?

– Господь сподобил меня даже в более молодом возрасте стать помощником владыки Исидора, вести различные дела и общаться со старшим поколением. Еще в Высоко-Петровском монастыре, где владыка Исидор, тогда игумен, нес послушание наместника, мне приходилось вникать во многие вопросы монастырской жизни и помогать ему на этом поприще. И сейчас, в Смоленской епархии, часто необходимо работать с людьми, которые намного старше меня. Я давно перестал чувствовать какой-то дискомфорт от этого. Что касается нашего прихода, то мы стараемся быть внимательными, прислушиваемся друг к другу: где-то я к людям старшего возраста, где-то – они ко мне.

Молодым быть, как мне кажется, вообще легко. Это самое замечательно время. Как старые люди говорят, эта болезнь быстро проходит.

Но кому-то хочется быстрее стать этаким старцем с бородой…

– Мне не хочется. Младостарчество – неполезное явление в Церкви. Я стараюсь быть таким, какой я есть сейчас, – молодым священником. Считаю, что молодость дана нам, чтобы больше потрудиться, больше приобрести опыта, навыков, где-то поучиться на своих ошибках. Мне памятна одна святоотеческая история о том, как в некоем монастыре умер игумен, и братия собралась, чтобы выбрать нового настоятеля. Они выбрали себе самого молодого из братии. А почему, скажете вы, самого молодого? Считается, что настоятель должен быть пожилым, мудрым. Но братия рассудила по-другому: он молодой – пусть для нас трудится.

Поэтому мы, молодые, трудимся, стараемся во всем помогать старшему духовенству.

Каким Вы видите приход преподобного Сергия, скажем, через пять лет?

– Я хотел бы видеть, прежде всего, сплоченную церковную общину. Как я говорю прихожанам, не золото храмовое, не блеск, не благолепие церковное красит храм, а его прихожане. Люди – это украшение храма. И конечно, я хотел бы, чтобы люди пребывали в любви друг с другом, чтобы было меньше недопонимания. Потому что иногда приходишь в церковь, и сразу тебе делают какие-то замечания, кто-то начинает ругаться друг с другом. Конечно, я приложу все усилия, чтобы у нас такого не было.

Если говорить о внешнем устроении, то будет храм, приходской дом, воскресная школа. Может быть, появятся другие проекты, которые подскажет сама приходская жизнь. Все вместе будем трудиться, находить интересные занятия. Думаю, скучать нам не придется. В храме скучно не бывает.

Владыка Исидор уделяет приходу преподобного Сергия Радонежского особое внимание…

– Владыка старается уделить должное внимание всем приходам. Но в силу обстоятельств может где-то больше присутствовать, где-то меньше. Где-то больше необходимы его архипастырские наставления. На приходе преподобного Сергия, владыка, действительно, бывает часто, и каждый его приезд – праздник для нашего прихода, мы трудимся под омофором нашего архипастыря.

Преподобный Сергий Радонежский – очень близкий святой для митрополита Исидора, много лет владыка провел в Троице-Сергиевой Лавре, где подвизался, учился в духовной академии.

Освящение куличей в Великую Субботу. 7 апреля 2018 г.

Строительство Сергиевского храма я на начальном этапе встретило негативное отношение определенной группы жителей микрорайона. Как удалось справиться с этим?

– Да, вначале были люди, которые выражали непонимание, почему именно здесь строится храм, почему именно храм, а не школа, больница или торговый центр. Кто-то испугался будущего колокольного звона, кто-то выразил обеспокоенность, что будут срублены деревья. Мы старались с людьми все эти вопросы обсуждать. Деревья сохранили по максимуму, а за территорией будет даже более тщательный уход, чем до строительства, потому что изначально это была болотистая местность, очень замусоренная.

Мой телефон с самого начала строительства был указан рядом с планом храма, и некоторые люди звонили и начинали просто кричать в трубку, – это было какое-то беснование. Но находились и те, кто звонил и поддерживал, предлагал свою помощь. Один человек выразил желание помочь материалами. Мы его сориентировали на необходимое количество кирпичей, и он привез – спаси его Господи! И так многие люди – помогали, кто чем мог.

Это недовольство вспыхнуло, но продлилось недолго. Когда у нас появилась возможность совершать на приходе акафистное пение, пришло много людей, и недовольные увидели, что храм востребован. А сейчас часто бывают в храме даже те, кто поначалу выступал против строительства.

Конечно, в силу разных обстоятельств, кто-то приходит на акафист каждый раз, а кто-то только берет святую воду и приносит освящать куличи. Но радует то, что люди считают своим долгом даже в большие праздники прийти, значит, они чувствуют потребность в том, чтобы храм здесь был.

Отец Лев, недавно Вы были назначены настоятелем также в восстанавливаемый Благовещенский храм на Соборном холме, где в престольный праздник, 7 апреля, состоялась первая Божественная литургия после десятилетий забвения. Расскажите об этом храме.

– Благовещенский храм, был возведен на пожертвования одного из представителей смоленского дворянского рода Лесли в конце XVIII века. Это старый благочестивый обычай: когда у человека происходило знаковое событие в жизни, он старался отблагодарить Бога и построить храм.

В этой церкви в 1812 году хранилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, которая находится сейчас в Успенском кафедральном соборе. Она была подарена Борисом Годуновым для Днепровских ворот Смоленской крепости и накануне наполеоновского нашествия была помещена в Благовещенскую церковь, поскольку надвратный Одигитриевский храм в это время реконструировался. Из Благовещенской церкви икона Божией Матери «Одигитрия» была взята на Бородинское поле, где М.И. Кутузов с русской армией молились перед ней.

Праздничное архиерейское богослужение в Благовещенском храме 7 апреля 2019 г.

Благовещенский храм был очень похож на Крестовоздвиженский, что на правом берегу Днепра. Но сильно пострадал во время Великой Отечественной войны: были разрушены колокольня и трапезная часть, сохранился лишь основной объем.

Восстановительные работы велись неоднократно, в последний раз храм реставрировался в 2013 году по программе Министерства культуры России, но из-за технических сложностей он оставался без отопления, а значит, совершать там богослужения было невозможно…

Благовещенский храм на Соборном холме

Прошло шесть лет. И в 2019 году Господь направил к нам человека, который изъявил желание помочь именно этому храму. На благотворительные средства мы смогли установить отопление и сделать внутри храма необходимый ремонт. Убрали грибок, покрасили заново, что-то подштукатурили, привели в порядок территорию вокруг – в прошлом году там была трава выше человеческого роста.

В Благовещенском храме планируется совершать ночные Божественные литургии. Это монастырская практика?

– Да, есть мысль, что в этом храме, помимо обычных, дневных богослужений, будут совершаться ночные литургии. Это практика древней христианской Церкви, первых веков нашей эры. Христиане собирались накануне следующего дня, чтобы помолиться Богу. Мы хотим подражать их благочестию и надеемся, что это найдет отклик среди верующих смолян.

Что предстоит сделать для благоукрашения Благовещенского храма?

– Впереди много дел. Есть идеи написать на стенах фрески в древневизантийском или васнецовском стиле, фрагментарно, оставляя много света и свободного пространства. В качестве примера можно привести роспись храмов Марфо-Мариинской обители в Москве.

Алтарь будет закрыт не полностью, собственно, иконостаса как такового может и не быть – иконостас будет написан на стене. Пока мысли такие, а там как Господь управит.

Работы много, и если кто-то захочет помочь, то мы всегда рады. Речь идет не только о финансовой, но и физической помощи. Сейчас в первую очередь нужно облагородить территорию возле храма, ведь он расположен почти в центре города, и хочется, чтобы наш город выглядел достойно…

Духовный центр Смоленска, его визитная карточка – это Успенский собор. Все туристы едут в собор, потому что нельзя посетить Смоленск и не видеть главное украшение города. А так как Благовещенский храм находится в непосредственной близости к собору, думаю, людям будет интересно заглянуть и туда. И там тоже все должно быть достойно. Наша задача – сделать, чтобы Смоленск радовал и своих жителей, и туристов.

Вы сказали «наш город» – уже воспринимаете Смоленск как свою родину? Вы ведь родились в Кемерово, учились в Московской духовной семинарии…

– Конечно. За шесть лет, которые я прожил здесь, Смоленск стал для меня родным. Я благодарю Бога, что имею возможность трудиться в этом замечательном старинном городе.

Беседовала Екатерина ДМИТРАКОВА

В основе материала – публикация сайта Смоленской епархии
Фото епархиальной пресс-службы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *