Home / Православие повсюду / Мироносицкая жемчужина Марийского края

Мироносицкая жемчужина Марийского края

В прошлом году исполнилось 375 лет Мироносицкому женскому монастырю, расположенному в селе Ежово республики Марий-Эл. История этой обители, по праву именуемой жемчужиной Марийского края, началась в далеком XVII веке. Чего только не произошло за эти годы и столетия! Но вопреки всему древняя обитель сегодня, как прежде, живет и процветает. И 4 мая 2025 года, в Неделю жен-мироносиц, обитель празднует свой престольный праздник… О зарождении монастыря на месте явления чудотворной иконы Богородицы с женами-мироносицами, старинном обычае совершения крестного хода с этой святыней, трагедии, которая постигла обитель во время гонений XX века, когда чудотворная икона пропала, а на месте разоренного монастыря проводились расстрелы, а также о нынешнем возрождении рассказала по благословению настоятельницы Мироносицкого женского монастыря игумении Варнавы (Колчиной) инокиня Вера (Пирогова).

Дела давно минувших дней

Матушка Вера, сегодня трудно представить все, что пережил монастырь. Даже не верится, что он уже практически четыре столетия стоит на этом месте! Так что же тогда было?

– История нашего монастыря связана с явлением чудотворного образа Матери Божией со святыми женами-мироносицами. Эта икона явилась на этом самом месте, где сейчас у нас находится обитель.

Событие это произошло в 1647 году. Крестьянин Андрей при возделывании земли на поле увидел образ Матери Божией со святыми женами мироносицами – резной на черном аспидном камне и обложенный тканым серебром. Андрей попытался взять его с земли, но икона стала невидимой. Спустя некоторое время он увидел этот же самый образ уже стоящим на дереве – и с благоговением и молитвой снял его и принес к себе домой.

Нужно отметить еще один интересный факт, о котором редко упоминается: в то же самое время, когда было явление этого образа, на поле вместе с Андреем находился марийский крестьянин по имени Айтуганка. Он тоже увидел чудный свет, исходящий от иконы, но в отличие от Андрея, который упал на землю и начал креститься, Айтуганка только рассмеялся. И за это тут же был поражен слепотой. Тогда он сердечно раскаялся в своем поступке, и Господь вернул ему зрение.

И вот Андрей принес эту икону домой, где продолжил усердную молитву до поздней ночи – так старался, что утомился и заснул. И, как говорится в истории монастыря, во сне ему явился некий муж в святительских одеждах, который попросил его не прекращать молитву. Так Андрей молился до утра, а потом перенес икону в дом своего отца по имени Иоанн. Туда стало стекаться множество местных жителей, узнавших о явлении иконы. Они прикладывались к образу, молились – было много чудес, исцелений.

Весть об иконе дошла до Царевококшайска. По решению местного воеводы и священников чудотворный образ перенесли в соборный храм города. С него сделали список, а воевода написал в Москву царю Алексею Михайловичу об этом удивительном событии, произошедшем на нашей Марийской земле, которая испокон веков была языческой. Царь, конечно, был рад, что явившийся образ Матери Божией со святыми женами мироносицами как бы освятил и просветил Марийский край. И в ответной грамоте попросил прислать икону в столицу. Здесь она была торжественно встречена и поставлена прямо в царских палатах.

Но домой святой образ все же вернулся?

– Да, спустя два года. Дело в том, что раньше существовала традиция: если происходило явление какого-то чудотворного образа, то этот факт обязательно нужно было засвидетельствовать в Москве. Вот и наша икона тоже провела два года в царских палатах, к ней также притекало множество людей – и простых, и знатных; они прикладывались к образу, обращались со своими скорбями к Матери Божией, к женам-мироносицам. И по милости Божией и молитвам Пресвятой Богородицы получали просимое – там тоже было множество чудес, в том числе исцелений. И икона прославилась в Москве так же, как и на нашей Марийской земле.

Отправляя обратно икону, уже украшенную богатым окладом, царь повелел на месте ее явления основать монастырь. Это была первая обитель в нашем крае. Так затеплилась лампада веры на Марийской земле.

Новая обитель

Матушка Вера, ваш рассказ о стародавних временах звучит как чудесная легенда. Но ведь это только начало славной истории. Что было дальше?

– Сначала на месте обретения иконы была построена деревянная церковь святых жен-мироносиц. Вообще, все первые монастырские постройки были деревянными. Стала собираться монашествующая братия, желающая подвизаться в этом месте.

Нужно также отметить, что местные жители – черемисы, населявшие эту землю, – были язычниками. Сначала они враждебно отнеслись к основанию тут монастыря, поэтому устраивали разные пакости. Но милостью Божией, предстательством Матери Божией и святых жен-мироносиц – покровительниц этого места постепенно изменили свое отношение к обители. Братия их просветила светом веры Христовой.

А ведь это как раз то, ради чего и появилась здесь чудотворная икона!

– Да, конечно! Это всё есть в истории монастыря. Кстати, впоследствии не раз было, когда эти же самые черемисы, уже просвещенные светом Христовой веры, приходили в монастырь и жертвовали свои пахотные угодья или приводили в дар скот. А с течением времени в обители сформировалась особая благочестивая традиция, когда сельчане приводили свой первородный скот в монастырь. Здесь они его либо оставляли насовсем, в дар обители, либо на какое-то время, а потом забирали обратно – люди верили, что после этого их скот приумножится. И на самом деле это было так.

И милостью Божией эта традиция в обители не прерывается и сейчас. У нас есть одна бабушка-прихожанка, которая каждый год летом приезжает в монастырь и неизменно привозит с собой живую курочку. Эта бабушка, которую зовут Любовь, является потомком тех благочестивых черемисом, которые соблюдали древний обычай. Но однажды она не появилась. А когда приехала на следующий год, то откровенно призналась, что курочку просто пожалела – так такая беда случилась: все цыплята погибли! И тогда она дала обещание, что впредь, пока жива, будет курочку каждый год привозить. И до сих пор Любовь с такой любовью продолжает это богоугодное дело!

Свет веры

Радует, что в обители существуют живые многовековые традиции! Но ведь и сам монастырский храм старинный – он является памятником федерального значения…

– Действительно, наш храм имеет статус памятника архитектуры. Он появился примерно спустя семьдесят лет после основания обители, когда братья уже обжились, обзавелись хозяйством и смогли заменить все деревянные постройки на каменные.

В то время и был построен двухэтажный храм с главным престолом во имя святых жен-мироносиц наверху. Внизу главный престол был освящен в честь Нерукотворного образа Спаса, а придел – о имя Архангела Михаила. Деревянная же надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была по ветхости разобрана и нашла свое место в верхней части храма – это теперь боковой придел.

Вслед за этим была выстроена монастырская ограда. Территория была достаточно большой, у братии были и сенные покосы, и места для рыбной ловли, и пасека с пчелами, три мельницы. Все это требовало огромного физического труда наряду с тем, что насельники обители активно занимались и миссионерской деятельностью, просвещали близлежащие селения светом Христовой веры.

В чем заключалось это просвещение?

– Миссионерская деятельность была разносторонняя. В первую очередь, конечно, проводился ежегодный крестный ход с Мироносицкой иконой. Братия выходили с чудотворным образом из обители, шли пешком до города, и далее уже икона переходила из храма в храм. А затем возвращалась обратно в монастырь. Этот крестный ход, традиция которого уходит в давние времен, стал очень значимым событием и для обители, и для всего Марийского края. Сама Матерь Божия, посещая разные уголки нашей республики, а, бывало, и соседние губернии, просвещала всех светом Христовой веры. Никто не оставался без Ее утешения.

Также случалось, что братьев просили выехать в какую-либо местность со святым образом. Они выезжали, часто с ночевкой, совершали молебны. И как-то милостью Божьей все разрешалось.

Конечно, обитель принимала паломников, которые стекались со всей России. Монастырь был известным, считался центром Православия на Марийской земле. И сюда во множестве стремились богомольцы, в главный монастырский праздник обретения чудотворного образа Матери Божией со святыми женами-мироносицами их число достигало до двух тысяч человек. Братья едва успевали служить молебны либо на территории монастыря, либо в часовенке, которая находится недалеко.

Трагические десятилетия

Матушка Вера, после всего услышанного не трудно представить, какая была трагедия для людей, когда монастырь закрыли и разорили…

– Трагедия была на самом деле большая… Наша обитель просуществовала в достаточно спокойном русле примерно до 1920 года. С приходом советской власти жизнь в монастыре, конечно, кардинально изменилась. Как и повсюду, были отобраны монастырские земли, постройки. Правда, в начале 20-х годов прошлого века в обители была организована трудовая артель по пошиву одежды, и братии как-то еще удавалось тут оставаться. Но она просуществовала примерно четыре года – потом все насельники были отсюда изгнаны. Одни оказались в тюрьмах, другие – в ссылках, лагерях…

Храм был закрыт в 30-х годах. А чудотворный Мироносицкий образ Матери Божией со святыми женами-мироносицами бесследно исчез. И с этого момента в обители началось совершенное запустение. Чего тут только советская власть не устраивала! В первую очередь, в монастыре был расположен Ежовский сельхозтехникум, следовательно, некоторые постройки были переоборудованы под классы, общежития.

Верхняя часть храма была перекрыта в два яруса, здесь тоже ночевали и учились. В алтаре устроили прачечную. В нижней части храма хранились трактора, прямо с улицы заезжали – вот каким большим был дверной проем храма.

Где-то на территории монастыря располагались спортивный зал, клуб… Кое-какие сохранившиеся монастырские постройки были заняты под жилье местными жителями. И такая плачевная ситуация продолжалась до 1993 года.

А куда делись иконы из храма?

– Большинство из них, к сожалению, утрачены. Сохранилась икона преподобного Серафима Саровского. Когда монастырь восстанавливался, одна женщина принесла еще икону четырех святителей Московских – образ сохранил ее родственник, некогда бывший насельником этого монастыря. Икона передавалась из поколения в поколение. Сначала семья не хотела возвращать икону в обитель, но тот предок – бывший насельник – стал постоянно являться женщине во сне. Пока она, наконец, не поняла всю серьезность происходящего – и решилась приехать в обитель, вернуть образ на место. Это было такое особое, значимое событие в истории нашего возрождающегося монастыря…

Многие иконы, которые сейчас мы видим в нашем храме, возвращены городским музеем, когда монастырь восстанавливался.

Наверное, память об ушедших людях – не только старинные иконы, но и большой поклонный крест на территории обители?

– Да, поклонный крест не случайно появился на этом месте. Дело в том, что в советский период на площадке, где колокольня примыкает к храму, образовался своего рода малый Бутовский полигон. На этом месте было расстреляно огромное количество людей. Кто они, установить невозможно, но наверняка среди них было много мучеников. И когда во время восстановления монастыря нашли их косточки, черепа, то с благоговением собрали, очистили и по благословению замуровали в основание этого креста. Получилась своего рода костница, располагается она буквально под крестом, под цветником у его подножия. Каждый раз мы, проходя мимо этого места, крестимся, кланяемся, почитая их память.

Исторически на этом месте располагалось и монастырское кладбище у братии. К нам часто приезжают родственники бывших насельников, место упокоения которых до сих пор неизвестно, чтобы как-то их вспомнить, почтить. Приезжают и жители близлежащих сел, и издалека едут люди. Многие стараются побывать у нас. Это особое место: монастырская земля полита кровью мучеников. И каждый, кто сюда попадает, ощущает и благодать, и намоленность, и не случайно стремится снова и снова приехать в обитель.

Долгожданное возрождение

Матушка Вера, вы уже не раз упоминали о возрождении монастыря. Расскажите, пожалуйста, с чего и когда оно началось.

– Возрождение обители началось с образования нашей епархии в 1993 году. Как только епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн был поставлен на Марийскую кафедру, первым делом решено было восстановить эту заброшенную обитель. По благословению владыки начались реставрационные работы под руководством иерея Сергия Кожевникова. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домовой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

А в ноябре 1994 года в монастырь по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II приехали первые сестры – две монахини из Толгского Введенского монастыря, что под Ярославлем. Одна из них – ныне настоятельница обители, игуменья Варнава. И работа закипела: сначала был восстановлен сестринский корпус, где располагался домовый Введенский храм. Далее удалось воссоздать двухэтажный каменный храм: в 1996 году был освящен главный престол нижнего храма в честь Спаса Нерукотворного, в 1997 году – главный престол верхнего храма во имя святых жен-мироносиц, в 1998 году – боковой придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре были поставлены и монастырские стены.

Нужно сказать, что в восстановлении обители участвовали многие: в первую очередь наша епархия, да и вся наша Марийская земля – весть о возрождении молитвенной жизни в монастыре облетела города и веси. Сюда потянулись люди, внося посильный вклад в возрождение обители.

Так вновь затеплилась некогда угасшая лампада монастырской жизни в нашем Марийском крае. На сегодняшний день обитель, ставшая, по промыслу Божьему, женской, практически восстановлена: отстроены и паломнический корпус, и игуменский дом, и праздничная трапезная, вмещающая множество людей.

Как и несколько веков назад, у нас проходит ежегодный крестный ход с чудотворным образом Матери Божией «Мироносицкая». Только даты немножко сместились – сейчас мы выходим не на праздник явления чудотворного образа, а в праздник Владимирской иконы Божией Матери, 8 сентября. И идем четырнадцать километров от обители до села Семеновка. Далее икона наша, как и в прежние времена, переходит из храма в храм, охватывает пригород и 18 сентября возвращается обратно в обитель. А 19 сентября у нас совершается празднование памяти Новомучеников и исповедников Марийских.

И с каждым годом и крестный ход, и праздник становятся все более многолюдными…

– Да, многие люди говорят, что это настоящее торжество Православия на нашей Марийской земле. Крестный ход собирает тысячи верующих: идут в том числе пожилые и дети, недужные и скорбящие… И многие признаются, что Матерь Божия не оставляет их Своей милостью, слышит всех, внимает их мольбам – и каждый получает благодатную помощь и утешение.

Да и в обычные дни к нам в обитель приезжает немало людей, не только из нашей республики, но и других уголков России. Мы всех с радостью и любовью принимаем. Паломники отмечают, что место у нас и благодатное, и намоленное, и древнее.

И это на самом деле это так, ведь обитель – место явления чудотворного образа Матери Божией, Которая освятила нашу Марийскую землю Своим присутствием. И на этом месте не одну сотню лет подвизались монахи трудом, постом, молитвою. Мы и сейчас ощущаем, что они молятся за нас. И молитвы мучеников мы тоже ощущаем, каждый день чувствуем их благодатную помощь.

С Божией помощью

Но помимо молитвы у сестер много и земных, практических дел… У вас большая территория, пруд, теплицы, цветники, сады – неужели только сестры там трудятся?

– В первую очередь, участвуют в трудах сестры обители. А также нам помогают и местные жители, и паломники. Трудники-богомольцы приезжают по желанию, особенно в летний период. Без их помощи нам не справиться.

И особое место в жизни обители занимают наши благодетели. Они нас никогда не оставляют. Буквально каждый день мы ощущаем на себе милость Божию, поскольку благодетели являются, конечно, орудиями Божией помощи.

Постоянно ощущаем мы и поддержку нашего владыки – он нас с самого основания возрождения обители никогда не оставлял. И сейчас часто, практически каждый месяц, к нам приезжает, мы очень рады возможности помолиться вместе с нашим архипастырем!

И рады, конечно, что в нашу старинную обитель не иссякает, а даже растет поток богомольцев. Часто приезжают родственники участников специальной военной операции – их мы стараемся и поддержать, и утешить по силе возможности. Ведь их тревога или скорбь – и наши тоже.

Дай Бог, мы по молитвам Божией Матери справимся с этим испытанием. Ведь Пречистая Богоматерь – это наша Заступница Усердная пред Богом. Она никогда не оставляла Своей милостью Святую Русь и ныне, в наше непростое время, продолжает за нас ходатайствовать у Престола Божия, только бы мы оставались верными Ее чадами.

Наталья КУЛИШОВА

Публикация издания «Мироносицкий вестник»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *