Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Православие повсюду - Кто за нас молится в храме?

Кто за нас молится в храме?

03:00, 09 октября 2019
Православие повсюду

Многие знают, что слово «литургия» означает «общее дело». Но если честно, часто ли молитва за богослужением становится общей для всех – священнослужителей, чтецов, певчих, прихожан? Получается, что мы передоверяем ее как почетную обязанность священникам и церковнослужителям, а сами лишь временами вливаемся в общий ход богослужения. Почему образуется эта пропасть между клириками и прихожанами, и можно ли что-то сделать для того, чтоб ее преодолеть?

Две картины об одном

Картина первая: вот стоят верующие люди в храме, а в это время в алтаре за них молится батюшка или псаломщик на клиросе. Многое непонятно людям в том, что конкретно происходит на службе, многое нужно и можно постараться понять… Но батюшка ведь за всех молится, а значит, всё в порядке, и его в принципе можно даже не слушать…

Картина вторая: за какой-нибудь вечерней службой чтец плавно, самозабвенно читает Псалтирь – слов не разобрать из-за того, что чтец этот, увлекаясь плавностью собственной речи, нарушает логику текста или читает невнятно, или читает себе под нос… Но уж так «молитвенно» и умиротворяющее всё это звучит, и почти никого не интересует тот факт, что драгоценные слова богослужения пролетают мимо ушей…

Какова связь между двумя этими картинами из повседневной жизни многих православных приходов? Всё просто: в первом случае люди всю ответственность за свою духовную жизнь переложили на священно- и церковнослужителей; а во втором случае – служитель Церкви сам принял на себя обязанности «молитвенника» обо всех прихожанах, предлагая им лишь пассивно присутствовать при его (служителя) молитвенном делании.

Оба таких подхода в корне не верны: служитель Церкви – не святой, и поставлен он не для того, чтобы в его многочисленные обязанности входила ещё и постоянная одинокая «молитва за всех» (иначе, для чего вообще нужны прихожане на службе?); миряне же в свою очередь – не безответственные слушатели, но полноправные (со всеми вытекающими отсюда обязанностями) соучастники богослужения.

Клирики и миряне

Конечно, причина всему – всё углубляющееся историческое разделение между клириками и мирянами. Да, какая-то дистанция между ними необходима. Но ведь не до превращения Церкви в два практически иностранных (слава Богу, не враждующих) государства… Как этого избежать? Как сделать, чтобы, например, при мысли о соборном богослужении в памяти всплывал не столько пышный строй священников на фоне размытых лиц прихожан, сколько общая фотография под названием «Пастыри и их паства», где все друг друга стараются взаимно поддерживать и понимать?

Наверное, именно слова «старание» и «взаимность» должны быть ключевыми в решении этой проблемы. Что плохого случится, если, скажем, церковнослужитель вспомнит во время чтения каких-то молитвословий о том, что он в храме не один и начнёт читать с таким расчетом, чтобы окружающие его понимали и молились вместе с ним? Что плохого случится, если и прихожанин, придя домой после службы, проявит инициативу и поинтересуется (да хоть в том же интернете) о том, в чём смысл тех или иных сложных мест литургии? Что плохого случится, если клиросный хор вместо сложной композиторской обработки иной раз споёт на службе (может быть, уже и приевшимся) обиходым распевом ради того, чтобы подарить людям возможность присоединиться к радости общего молитвенного пения? Что плохого, если верующие люди в храме попытаются сосредоточиться на том, что происходит, а служители храма им в этом помогут? Для чего нужно богослужение?

Есть, конечно, ещё общая правильная мысль, что всё происходящее в храме делается исключительно для Бога. Но как мы это понимаем? Ведь часто можно слышать высказывания наподобие: «Ну и что, что никто ничего не понимает – так и надо, зато Бог слышит». Бог-то слышит. Только вот зачем же мы будем за литургией для Бога читать, скажем, Евангелие? Или Иоанн Златоуст придумал это место в богослужении, чтобы напомнить Господу слова Писания?..

Примеров неверного восприятия смысла службы не счесть. И как нужно помнить, что всё, происходящее на службе, происходит для людей – для нашего назидания в вере, для нашей подготовки к встрече с Богом в Таинстве Евхаристии, для нашего духовного возрастания.

Иными словами, всё в храме действительно задумано для Бога, но обращено к людям, в том смысле, чтобы мы все (а не только некоторые) имели возможность самостоятельно (а не за счёт кого-то) прийти к Богу по древней, проверенной веками дороге православного богослужения.

Дмитрий РУСИН

Публикация сайта
«Православное Закамье»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх