Home / Православие повсюду / Кромки «Пленки»

Кромки «Пленки»

Уже третий раз в городе Пушкине под Санкт-Петербургом прошёл молодёжный фестиваль непрофессиональных короткометражных фильмов «Плёнка», организованный молодёжным отделом Царскосельского благочиния и молодёжным клубом «СвояВолна» при Екатерининском соборе. В этот раз свои работы на конкурс представили подростки от четырнадцати до восемнадцати и молодые люди 18–34 лет. Шесть номинаций: «Игровой фильм», «Документальный фильм», «Клип», Анимационный фильм», «Социальный ролик» и «Рекламный ролик». Фильмы, прошедшие в финал, скоро можно будет увидеть на Youtube-канале фестиваля. За три года фестиваль «Плёнка» стал весьма масштабным проектом – в нынешнем году в составе жюри были музыкант Вячеслав Бутусов, режиссёр Карен Геворкян, актриса Карина Разумовская, фотограф Илья Галстанг, продюсер и режиссёр Михаил Колпахчиев и иерей Александр Покрамович – духовник кинофестиваля, клирик храма Преображения Господня в посёлке Терляево. Отец Александр рассказал о том, в чём он видит основную задачу и пользу мероприятия, о том, с какими людьми ему приходится встречаться в процессе подготовки.

Отбор фильмов

В основном я поддерживаю организаторов морально. Также у меня есть функция разрешать конфликты. Я просматриваю все поступающие фильмы. Иногда возникают спорные ситуации, и здесь ребята, как правило, прислушиваются к моему мнению. Например, в прошлом году у нас был спор о том, какой фильм допустить в финал. Было два фильма, достойных первого места, и суммы оценок, которые дали члены жюри, у обеих лент оказались одинаковыми, так что дальше мы вместе выбирали. В итоге выбрали фильм «Немой» режиссёра Вячеслава Тетерина, работу команды телестудии ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Все присылаемые видеофайлы занесены в таблицу, к ней имеют доступ несколько человек, которые отсматривают фильмы. Потом мы встречаемся и обсуждаем то, что отсмотрели, отсеиваем фильмы, которые либо не подходят под формат нашего кинофестиваля, либо плохо сняты, а также ленты, в которых есть откровенная пошлость. Хотя бывает, что мы отсматриваем и фильмы, превышающие наш временной регламент.

На первый фестиваль прислали около 60 фильмов, в прошлом году было чуть больше сотни. В этом – около двухсот. Больше фильмов стало из-за того, что теперь есть ещё и подростковый конкурс. На самом фестивале мы показываем все фильмы, вышедшие в финал. А потом в группе фестиваля «Вконтакте» разные фильмы выкладываются. Фестиваль молодёжный, но бывает, что режиссёры фильмов старше 35 лет – главное, чтобы больше 50 процентов съёмочной группы составляла молодёжь.

Попытка найти контакт

Мы стараемся объединить церковную и нецерковную молодёжь, поэтому в фестивале участвуют разные молодёжные движения. В этом году мы ещё добавили подростковую категорию. Нам хочется, чтобы светская молодёжь понимала, что у молодёжи церковной те же самые проблемы, что мы все в одном мире живём и одним воздухом дышим. Одна из задач фестиваля – как раз показать, что мы, люди церковные, не из другого измерения, но у нас есть вера в Бога и церковная жизнь. Через фильмы это хорошо получается показать. Сам я вырос в семье священника и не знаю, что такое жизнь без веры, вне Православия. Но я общался с людьми, которые живут по-другому, и, как правило, мы находили взаимопонимание. Ведь учился я по большей части в светских учебных заведениях.

На первом фестивале в финал прошло много именно православных фильмов, на втором стало больше светских – тот же фильм «Немой». Лично мне он понравился, в первую очередь, с профессиональной точки зрения: как он снят, как сыграли актёры, как раскрыта история. Не скажу, что мне очень близка тема фильма, но что-то она затронула во мне.

Мы смотрим, кто как мыслит, какие ценности у нас общие.

Мы специально позиционируем наш кинофестиваль не как православный, а как молодёжный. Нам интересно, что может сказать светская молодёжь, что может на это ответить молодёжь православная. Но мне кажется, что это всё-таки не полемика, а попытка найти контакт. Есть люди верующие, есть люди неверующие, но все они люди. И в среде светской молодёжи есть разные мировоззрения, разные субкультуры. Хочется верить, что после фестиваля кто-то из людей неверующих хотя бы задумался о Боге, о Церкви. Если хоть какая-то крупица попадает в благодатную почву, она имеет шанс вырасти во что-то большее; человек через это может прийти к Богу.

Для верующих же фестиваль – возможность расширить свой кругозор, чтобы мы замечали и других людей, а не жили в своём мирке: до храма дойти, соблюсти обряды, «вот я православный и никого к себе не пускаю». Наоборот, нам нужно учиться делиться, подавать примеры того, как можно жить в этом мире и, вроде, не отличаться от остальных, но поступать в чём-то иначе, так как поступки обусловлены другой моралью. Многим не хватает как раз примеров, а мы часто показываем антипримеры.

Среди документальных фильмов многие посвящены блокаде Ленинграда – хорошо, что молодые люди помнят об этом. Приятно, что люди помнят о том, что рассказывали их дедушки и бабушки, и пытаются понять боль, которая была в те времена. Из присланных был единственный фильм о гражданской войне – «Тайными тропами». В нём ставится очень интересный вопрос: как поступать простому человеку, когда его принуждают к сотрудничеству представители разных враждующих сторон. Наша задача – показать, что есть куда углубиться, есть что обсудить.

Есть потребность задумываться

Конечно, нынешние молодые люди на многое сморят по-своему. Вот я уже скоро выйду из категории молодёжи, но даже человек лет на десять меня младше уже мыслит несколько по-другому, он вырос несколько в другом обществе. Я дитя 90-х и помню то, что тогда происходило, а те, кто помоложе, могут судить о той эпохе только по рассказам и, соответственно, несколько по-другому к этой эпохе относятся – им кажется, что раньше было лучше, они романтизируют разные прошлые времена. Но это поколение выросло в более, скажем так, тёплые времена.

При этом могу сказать, что современные молодые люди более эрудированные, чем мы, более начитанные, они больше информации перерабатывают, поскольку сейчас эра интернета и у них с детства навык постоянно в интернете что-то искать. С другой стороны, им не хватает опыта, у них юношеский максимализм. Но эрудиция присутствует! Мой отец священник. Однажды мы с ним были в школе – он проводил урок для 10-го и 11-го классов, а я просто слушал. И я удивился – мы в таком возрасте не были такими умными. Хотя это, конечно, в первую очередь просто начитанность. Но у нас не было возможностей перелопачивать такое количество информации.

Нынешних молодых людей часто упрекают за то, что они «сидят в гаджетах». А раньше люди «сидели в газетах». Проблема ведь не в самом интернете, а в том, как мы им пользуемся, – всё может быть как на пользу, так и во вред. В интернете можно быстро проверять информацию. У меня в детстве «Гугла» не было, чтобы узнать, насколько правдива та или иная информация, сравнить разные точки зрения.

И православная молодёжь тоже отличается этим – нам веру передали бабушки, и у нас такое чувственное Православие, а у них более вдумчивый подход. И то, и другое не всегда хорошо, но не всегда и плохо – везде есть свои перекосы. Молодёжь теряется, когда старшие их неправильно учат. Ведь нужно учить любить Бога, а не соблюдать обряды. Тогда и внешние какие-то действия будут совершаться не из-под палки, а из любви к Богу. И мне нравится, что у нынешней молодёжи есть потребность задумываться, понимать, что происходит, ответить на вопрос: какое я в этом место занимаю?

Записал Игорь ЛУНЁВ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *