Казанский собор, который знают все жители России и иностранцы, побывавшие в Петербурге, в основном воспринимается как храм-памятник и как место пребывания чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери. С его настоятелем протоиереем Павлом Красноцветовым мы встретились 13 июня, в день памяти священномученика Философа Орнатского, бывшего настоятелем Казанского собора с 1913 по 1918 годы. История и современность, храм воинской славы и культурно-просветительский центр – все это жизнь Казанского собора.
Отец Павел, Вы являетесь настоятелем Казанского кафедрального собора уже двадцать лет. Можете ли Вы рассказать нам о нем именно как настоятель?
– Казанский кафедральный собор сейчас является основным кафедральным собором епархии, но официально был им объявлен только в 2000 году. Кафедральным собором был де-факто3 Петропавловский собор до 1811 года, когда освятили Казанский собор, и он фактически стал кафедральным. Казанский пробыл фактически кафедральным до 1856 года, когда освятили Исаакиевский собор.
Настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов
Недавно приезжала к нам Елена Андреевна Строганова, потомок графа Александра Сергеевича Строганова. Мы ее тут встречали, она была в восторге, как мы восстановили собор. Вот это сама история – Строганов строил собор: архитектор Воронихин был его крепостным, но фактически приемным сыном. Екатерина II не любила Строгановых, они были богатыми заводчиками, но их не допускали в ближайшее окружение двора. Павел I как раз приблизил всех, кого она не любила, и Строганов вскоре после его воцарения стал президентом Академии художеств и председателем комиссии по строительству. И как раз Павел дал графу Строганову задание построить кафедральный собор здесь, в Питере. Но перед рассказом о постройке собора я хочу напомнить о Казанской иконе Божией Матери, в честь которой и был возведен наш храм.
Главная святыня собора — икона Божией Матери «Казанская»
Казанская икона чудесным образом была явлена в городе Казани в 1579 году. Об обретении этой святыни писал будущий священномученик Ермоген, Патриарх Московский. Саму икону украли в 1904 году, но есть идея, что она не пропала. Помните, Мельников-Печерский пишет о тех старообрядцах, которые спасались в лесах и на горах, и что этот образ украли по заданию именно старообрядцев. Есть мысль, что не могла такая чудотворная икона пропасть, что она сохранилась.
Я, пожалуй, соглашусь, ведь чудотворная Казанская икона Божией Матери – она как символ русской государственности, она помогала и освещала путь в самые ключевые моменты, когда надо было хранить нашу страну.
– Есть два списка чудотворной Казанской иконы, которые почитаются. Подлинник пропал, а два этих списка остались. Та, которая у нас в Питере, была почитаема в доме Романовых наряду с Феодоровской. А в 1713 году Петр I повелел привезти образ в Петербург. Но этот список приблизительно в два раза больше той подлинной иконы, чудесное явление которой произошло в Казани. Обычно при написании списков точную копию не делали.
Неистощимый людской ручеек перед Казанским образом
Вернемся к постройке Казанского собора.
– Павел I, еще будучи цесаревичем, путешествовал по Европе, и ему понравился храм святого Петра в Риме. Там у него возникла идея построить храм, подобный виденному им собору.
На месте, где сейчас фонтан перед Казанским собором, был собор Рождества Божией Матери, построенный при Анне Иоанновне. К царствованию Павла он обветшал. Постройку нового собора император Павел поручил, как я уже говорил, графу Строганову. Собор было решено строить из российских материалов. Выборг уже принадлежал нам, поэтому под Выборгом вырубили колонны, которые сейчас стоят в храме, а наружные колонны – из-под Гатчины. Так был построен этот прекрасный собор, повторявший в некоторой степени латинский крест. Это не совсем в русской традиции, но алтарь, конечно же, ориентирован на восток. Колоннада вставала по Невскому проспекту, который идет с востока на запад. Вот таков наш Казанский собор.
Возле усыпальницы Кутузова в соборе
Здесь венчались некоторые наши великие государи, принимали присягу, а в 1812 году он стал местом захоронения Кутузова и храмом воинской славы.
Собор процветал до 1918 года…
– В 1918 году настоятелем Казанского собора был протоиерей Философ Орнатский, очень интересный человек. Между прочим, сегодня день его памяти. В 1918 году он был расстрелян без суда и следствия вместе со своими сыновьями, которые оба окончили Военно-медицинскую академию.
Общий план собора с западной стороны
В 1922-м собор начинают разорять, началось изъятие церковных ценностей. В 1922 году настоятелем был протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский и Гатчинский. В соборе имелся замечательный иконостас: когда французов гнали из Москвы, казаки Платова отбили целый обоз с серебром, украденным французами в Москве, и это серебро, более 40 пудов, Кутузов велел передать в Казанский собор, а в 1836 году архитектор Константин Тон использовал серебро для создания прекрасного иконостаса. Иконостас был уничтожен в 1922-м году во время изъятия церковных ценностей.
Чердачные инженерные конструкции собора над внутренними сводами
Сама Казанская икона уцелела, потому что отец Николай сказал, что она не имеет никакой ценности. В 30-е годы ее передали в храм на Сенной площади, а когда его сломали – в Андреевский собор на Васильевском острове. После закрытия Андреевского собора передали ее в 40-х годах на Смоленское кладбище, а потом уже – в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Я был там настоятелем, и мы служили перед ней акафисты.
Фонтан перед собором со стороны Невского проспекта
Когда меня назначили в 1996 году настоятелем Казанского собора, у меня сразу возникла мысль: мы восстановим иконостас! Представьте себе – мы нашли точные чертежи архитектора Тона. Серебра не было, нам помогли наши благотворители. Пришли к нам из Эрмитажа два мастера, они стали делать чеканку. Все иконы из прежнего иконостаса хранятся в Русском музее. Его директор Гусев в 1998 году отказал нам, когда мы стали просить их, – сказал, что иконы он не отдаст, что это историческая ценность. В Академии художеств профессор Александр Константинович Крылов дал своим студентам возможность сделать списки с тех икон, которые были в Русском музее, – в общей сложности 28 образов.
В реставрационных мастерских собора
Было нелегкое время, у ребят не было даже красок – краски покупали им мы, и они смогли сделать списки и защитить их как свои дипломные работы. Один из них, Ваня Москвин, и сейчас для нас пишет иконы, которые мы восстанавливаем по всему собору. Правый придел, Рождества Богородицы, оставался целым, даже когда в соборе располагался музей атеизма. Два иконостаса были разорены: левый придел святых Антония и Феодосия Печерских и главный – в честь Казанской иконы Царицы Небесной, а левый, Рождества Богородицы, пострадал только частично: не было арки и царских врат. Там у музея была контора.
Сложно ли далось само возвращение храма? Как реагировал музей атеизма, который сейчас называется музеем истории религии? Сильно ли они возражали?
– Было постановление Ленсовета о передаче собора, тогда митрополитом был владыка Иоанн (Снычев). В 1991 году в храме начались службы. Музею было выделено здание на Почтамтской улице, но он все равно оставался здесь. Музей разрешил совершать службу в левом приделе, в котором не было иконостаса, с 7 до 10 часов.
Колокол с изображением Казанской иконы на колокольне собора
Это продолжалось до 1996 года, когда я пришел настоятелем в Казанский. Тогда сказал сотрудникам музея: «Простите, но мы будем служить по центру и столько времени, сколько нужно по правилам». Они ушли в западный неф. А полностью они ушли только 2006-м году, десять лет назад. Длительная была процедура. Они там проводили свои экскурсии, а мы здесь служили до 12, до часу дня. Передача шла нелегко, не хотел музей уходить. Для нас основной проблемой было того, что когда мы служили, они проводили экскурсии. Нам помогла одна строительная фирма. Музей утверждал, что у них нет транспорта для переезда, и фирма прислала машины, рабочих, упаковку и отвезли на Почтамтскую.
В соборе во время богослужения
Портал «Приходы» рассказывает много о приходской жизни, о повседневной жизни Церкви, о том, что здесь и сейчас. Расскажите немного о сегодняшней жизни общины. Ведь Ваше служение, которое мы высоко ценим, опирается на общину.
– У нас сейчас довольно активная приходская жизнь. Служат в соборе одиннадцать священников, пять диаконов. А всего здесь трудится 147 человек, из них тридцать пять – это хор. У нас большое количество смотрителей, потому что на Невском проспекте, к сожалению, много карманников, и у нас они тоже иногда орудуют: было несколько случаев, когда воровали у наших прихожан, а также китайских туристов обижали. Сейчас мы сделали специальную заявку в полицию, чтобы она навела порядок.
Туристы из Китая
Что еще нужно отметить? Вся структура жизни собора, которая благословлена Патриархом, – это и служение Церкви, и общинная жизнь. Каждый день – две литургии, ранняя в 7 утра, поздняя в 10, а каждый вечер в 17 часов совершается вечернее богослужение. Есть воскресная школа для взрослых и детская воскресная школа, культурно-просветительский центр, отдел просвещения. Устраиваем концерты, например, ежегодно проходят они на 9 мая; кроме того, организовываем разные художественные выставки. Отец Игорь Марчук у нас проводит работу с молодежью, это очень обширное поле деятельности.
Спасибо, что рассказываете об этом. Обычно любят противопоставлять общинной жизни работу музеев, которые находились в соборах (они, мол, выполняли культурно-просветительские функции). Но я вижу, что здесь культурной жизни едва ли не больше.
– Да, и у нас ведь есть экскурсионное бюро. Что мы сделали, когда музей атеизма ушел отсюда? Два или три музейных экскурсовода, верующих, попросили у меня разрешения остаться здесь. Мы создали свое экскурсионное бюро, договорились с городским бюро, что те могут получать у нас экскурсионное обслуживание. Экскурсии у нас постоянные, причем на трех языках: английском, французском и немецком. За экскурсии мы плату не берем, есть только пожертвование – просто в кружку, кто сколько может и хочет.
Туристы в соборе
Ежемесячно мы издаем газету: в ней мы печатаем и общецерковные, и наши приходские новости.
Отец Павел, вопрос личного характера: Вы служите священником 62 года. До Казанского собора Вы служили в Князь-Владимирском, а раньше где?
– До него я служил на Смоленском кладбище, в храме Смоленской иконы Божией Матери. Семинарию я окончил в 1955 году и уехал к отцу в Сибирь, который служил священником в Покровском храме города Барнаула; а дед мой был священником в селе Ромашево до 1937 года. В 1937-м его расстреляли. Он окончил юридический факультет Московского университета, родом был из семьи калужских священников, с 1780 года там служили.
Весь список имен моих предков у меня есть, и всех я их поминаю, когда служу.
Прихожанки прикладываются к иконам в соборе
Рукоположил меня в Новосибирске митрополит Варфоломей (Городцов), который провел пятнадцать лет в ссылке. Я был назначен служить под Кемерово, в село Панюшово. Тамошний уполномоченный по делам религий следил, чтобы мы с супругой не очень увлекались пропагандой веры. А мне было 24 года, я горел желанием служить. Я уполномоченного не особо слушал, стал проповедовать, и люди стали приходить, и молодежь пошла, и крещения, и венчания…
Из-под Кемерова я уехал в Ярославль. Там священников с семинарским образованием было мало, и меня назначили служить в собор Феодоровской иконы Божией Матери. Владыка Никодим (Ротов) меня назначил секретарем Ярославской епархии, а уже потом – в Берлин, настоятелем Воскресенского собора. Там я служил шесть лет, дети мои там выросли.
Весь наш род священнический, и несмотря на все события ХХ века, всегда оставались священниками. Мой сын служит в Роттердаме уже двадцать лет, построил там храм в честь Александра Невского. И его сын собирается в семинарию.
Настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов
показывает митрополиту Варсонофию свежий номер соборной газеты
Все мы трудимся, чтобы люди приходили и получали все, что они хотят получить от Церкви: любовь, проповедь, утешение и умиротворение.
Беседовала Елена КОСТАНДИС
Фото Сергея ПЕТРОВА
Смотрите фоторепортаж из Казанского собора