Как преуспевающий менеджер торговой фирмы поступил в духовное училище, а потом стал священником сельской церкви, почему количество прихожан в храме не всегда является показателем духовной жизни населенного пункта, в чем проблема нынешнего поколения бабушек, и чему учит утрата и обретение похищенной святыни, рассказывает настоятель храма Святой Троицы в селе Истобенск Кировской области священник Иоанн Шаповал.
Расскажите о Вашем пути к служению в Церкви, в какой период он начался, ведь Ваше детство и юность пришлись на советский период, когда общество находилось в стороне от веры.
– Если Господь избрал, то он ведет путями, человеку не ведомыми и все равно приводит его к пути спасения. В наше время, казалось бы, проще человеку прийти к Церкви и к Богу, чем в то время. Однако в реальной жизни подчас складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, и храмы открыты, богослужения и Таинства совершаются в храмах, а народ в массе своей не идет. Гонений не существует, а тяги к духовной пище у общества нет.
Когда спрашиваю у тех людей моего возраста, кто сейчас в храме, почему они в Церкви, часто слышу простой ответ: «У меня бабушка верующая была». Удивительно, но так оно и есть, так было и в нашей семье. Помню, когда я еще учился в начальной школе, часто заставал бабушку за молитвой: в углу у нее были иконы, затеплит перед ними лампадку и встает на колени. А я ей говорю: «Бабушка, чего ты молишься, Бога ведь нет, Юра Гагарин летал в космос, проверил». Она так ласково посмотрела, по головке погладила и сказала: «Ничего, вырастешь – все поймешь».
Ваша бабушка оказалась права. Когда наступило понимание?
– Вырос и понял: Бог есть. И Гагарин был человеком верующим. И слов, которые люди приписали ему, он и не говорил. Юрий Гагарин о значении Храма Христа Спасителя, а ведь это было советское время.
Прежде наша семья жила в слободе Макарье, и я можно сказать каждый день ходил мимо храма в школу. Троицкая церковь всегда привлекала внимание своей архитектурой, даже ходил в нее, поскольку в алтарной части ее располагалась библиотека, а в самом храме был киноклуб. Но понимания того, что в храме проходили прежде богослужения, что это дом Божий, у меня в школьные годы еще не было.
К сожалению, современные бабушки многие и в храм не ходят, и примера живой веры для внуков непоказывают. И своих детей – родителей внуков – в вере не воспитывали, поэтому детям и зацепиться не за что. Нам в этом отношении повезло: бабушка родилась еще в царской России. Воспоминания о бабушке у меня самые светлые. Смиреннейший была человек. Всегда была мирная, спокойная, в непрестанном делании. Хотя на ее долю выпало трудное время – на детство пришлись годы гражданской войны, затем эпоха коллективизации, Великая Отечественная.
Другой эпизод в жизни, послуживший вмещению веры в сердце, произошел позднее. Первый раз богослужение в храме я посетил, присутствуя на Таинстве венчания двоюродной сестры. Это было на Украине в конце 80-х годов ХХ века. На тот момент был еще молодым и неженатым, но уже вернулся из армии. Венчание проходило в красивом деревянном храме, но больше всего на меня произвело впечатление пение церковного хора. Пели не более трех человек, но прекрасная акустика храма и сами песнопения не могли оставить равнодушным. При этом батюшка в красивом облачении читает молитвы. Было ощущение, что в храме совершается нечто таинственное и в то же время что-то очень важное для человека. Участие в венчании сестры запомнилось как яркое событие в жизни. Однако не нужно думать, что, вернувшись на родину, начал ходить в церковь. Но именно это богослужение в деревянном храме сохранилось в душе как воспоминание о моем первом соприкосновении с Божией благодатью, которая ощущалась во время Таинства.
А свое венчание с матушкой Надеждой помните? Расскажите о своей встрече с будущей супругой.
– Вернулся с торжества на Украине – призадумался. Все друзья на Вятке также женились, а я нет. Время идет, а в жены брать некого. И тут у Бога попросил: «Господи, дай мне хорошую жену». У человека есть определенные моменты жизни, в которые к своей судьбе нужно подходить серьезно и выбирать путь: хочешь быть монахом или жениться. Мне, конечно, хотелось семью.
И что удивительно, с момента, как попросил у Бога жену, в жизни многое стало изменяться. Повстречал удивительную девушку, которая и стала впоследствии матушкой Надеждой. Прошло уже четверть века со времени нашего венчания, хотя на момент нашего знакомства она даже крещена не была.
Именно в этот период Господь послал мне священника, с которым впервые в жизни я мог поговорить, открыть душу. Это был настоятель Троицкого храма села Кстинино отец Иоанн Носков, ныне почивший. Вот он-то через некоторое время и сказал мне: чтобы создать крепкую семью, надо обязательно венчаться. А чтобы венчаться, будущей супруге слудовало принять Таинство крещения – видно, на тот момент она тоже меня так полюбила, что была согласна на все эти предстоящие события. Вот с этого момента и началось, наверное, наше воцерковление.
О чем состоялся Ваш первый разговор со священником?
– Впервые от священника я услышал о Боге Троице, что един Бог в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Вторая ипостась – Бог Сын – вочеловечился, пришел на землю, был распят ради нашего с вами спасения, по нашим грехам, и воскрес. Слушаю и умом ничего не понимаю, что он говорит. Но в то же время сердцем ощущаю, что из уст священника слышу именно то, что я искал. До этого разговора с отцом Иоанном были в жизни встречи с людьми, которые веровали. Один баптист к моему отцу в дом не раз заходил, я, будучи маленьким, слышал их беседы, угощался тортами, которые гость с собой приносил, но отклика в душе не находил. Когда же православный священник рассказал о Боге Троице, я понял, что именно в его словах звучит истина.
И отец Иоанн стал вашим семейным духовником?
– Да, впоследствии мы уже вдвоем с супругой ездили за окормлением, добрым советом к батюшке Иоанну Носкову и его мудрой матушке Татьяне в село Кстинино, где у священника был приход. Духовно возрастали с супругой постепенно. Помню, как отец Иоанн сделал нам выговор, когда мы в воскресный день приехали помолиться где-то к 10 часам утра, а служба была с семи часов, и к моменту нашего приезда уже завершалась. Поначалу нам, людям неприученным к духовному труду, в храме приходилось нелегко, даже службу было выстоять непросто: то спина даст о себе знать, то голова закружится. Для нас на тот момент было главнее, наверное, после службы пообщаться с батюшкой за столом.
Действительно, сейчас многим людям, которые только приходят в храм, бывает тяжело. В принципе все то же самое происходило и с нами, я это просто уже забыл.
Почему же человеку порой непросто бывать на службе?
– Потому что это путь. Это путь к Богу. Потому что нужно подниматься и необходимо трудиться. Как у святого Ефрема Сирина, в молитве у человека должно утрудиться тело, если тело не утрудилось, тогда и молитвы не было. Брань духовную никто не отнимал, и каждому Господь дает определенную меру труда во время службы в храме.
А вообще то, как Господь призывает каждого человека по-своему и каждому дает по его немощным силенкам, если видит сердечное стремление, есть тайна Божия.
Ваше воцерковление началось уже в зрелом возрасте, совместно с супругой?
– Мы шли к духовной жизни постепенно. Отец Иоанн Носков подарил мне Библию, Я начал ее читать. А потом стал задавать вопросы, похоже, такие наивные, что батюшка меня спросил: «А “Закон Божий” ты вообще в руках держал? Почитай “Закон Божий” протоиерея Серафима Слободского – наиболее выверенное издание, в этой книге есть все основы Православия и духовной жизни». После прочтения книги стали возникать другие, более глубокие вопросы.
А еще мы постепенно поняли, что необходимо бывать на службе каждое воскресенье. Поскольку до Кстинино добираться далековато, мы с моей супругой начали посещать богослужения в Предтеченском храме, все-таки Иоанн Предтеча – мой небесный покровитель. А торжественные архиерейские службы посещали в Успенском соборе. Позже стали прихожанами Серафимовского собора. К духовной жизни тянуло через чтение Евангелия, через прикосновение к молитве, через познание заповедей Божиих.
Смысл жизни в чем? Живем не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить.
Тогда же в нашей жизни начались и паломнические поездки. В отпуск уезжали в тогда еще в разрушенный Дивеевский монастырь и трудились там во славу Божию. Если бы человек духовно не приобретал, не соприкасался с благодатью, конечно, ничего этого в нашей жизни и не было бы. У Бога всегда есть ответ для человека идущему к нему навстречу.
Путь к священнослужению Вам также был указан духовником?
– К этому он меня не склонял никогда. Вряд ли в начале моего воцерковления он мог увидеть во мне священника. И сам я священником быть не помышлял никогда. Но как Господь сказал: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Слова словно про меня сказаны.
Вспоминается такой случай: однажды на источнике преподобного Трифона мы встретили владыку Хрисанфа (Чепиля, 1937-2011 – прим.), подошли взяли благословение, а он так внимательно на меня посмотрел и вдруг спросил: «А где Вы у нас служите?» Я ответил, что работаю в светской организации. Владыка же так долго на меня смотрел и еще несколько раз задал тот же самый вопрос.
Но даже когда через несколько лет после того случая я поступал в Духовное училище, мысли стать священником не было. В Серафимовской церкви был тогда Илья чтец, который читал настолько четко и ясно, что все смыслы звучавших текстов становились понятными. И мне очень захотелось так же научиться, к тому же понять ход и смысл богослужения.
А кем Вы трудились на тот момент, когда решили пойти учиться на церковнослужителя?
– Менеджером в торговой фирме, очень хорошо зарабатывал. С тех пор, как ушел на очное обучение в Вятское духовное училище, пришлось от этих благ отказаться. Пришлось сделать выбор: успешная работа или служение Богу в храме.
Но сначала нужно было поразмыслить: служение в Церкви – мой ли это путь? На тот момент мне исполнилось 35 лет, и можно было по-прежнему работать менеджером, ходить в храм быть прихожанином, и внешне такая жизнь представлялась достаточно благополучной. Но в то же время я осознавал уже, что без Бога не могу. Выбор надо делать. А кто подскажет в непростом выборе?
По совету своей супруги обратился к отцу Серафиму Исупову (было принято, что с непростыми вопросами духовной жизни верующие в Вятке тянулись к этому опытному батюшке, чтобы узнать волю Божию). Ожидал, что батюшка меня либо благословит подать заявление на обучение, либо нет, даст предельно ясный ответ, который ему откроется Богом. Однако смысл его совета был таков: решишься – иди. Причем ответ прозвучал даже не так конкретно, и мне смысл его открылся позднее. То есть священник не снимал ответственности с меня и в то же время указал: если встанешь на путь, иди и уже не сворачивай!
Теперь, конечно, в полной мере понимаю значение этих слов. Взялся за плуг – смотреть нужно только вперед, «вспахивать почву», сеять доброе семя. Когда меня приняли на обучение в Вятское духовное училище, форму обучения выбрал очную, решил, что если учиться, то нужно знания получать в полной мере. Думал, выучусь и стану чтецом. Но Господь решил иначе…
Когда на первом курсе моего обучения в духовном училище владыка Хрисанф хотел меня рукоположить, я ощутил свою неготовность, попросил дать время просто на обучение. И уже потом, когда служил псаломщиком на приходе Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в храме требовался диакон, и я откликнулся на призыв Божий – принял священный сан.
Мне очень нравилось диаконское служение. Но пришло время, и надо мной была совершена священническая хиротония. Рукополагая меня, митрополит Вятский и Слободской Марк сказал: «Служи там, где будешь полезен для Церкви». В свое время владыка Хрисанф так и говорил: «Благословение архиерея для тебя воля Божия». Волю Божию христианин должен испрашивать во всех серьезных жизненных ситуациях и следовать ей.
Матушка Вас поддержала на новой выбранной вами стезе?
– Конечно, она с момента нашего воцерковления и по сегодняшний день поддерживает меня на этом пути, разделяет со мной не только веру и мировоззрение, но всю жизнь. Однако поначалу не могу сказать, что она обрадовалась – скорее, наоборот. Когда документы были поданы и меня приняли на обучение в духовную школу, моя жена на тот момент уже понимала, что такое священнослужитель и какими качествами должна обладать его супруга. Вообще, быть достойной матушкой – ой, как трудно, потому что она у всех на виду.
Да и путь священнослужения подразумевает ограничения, батюшка принадлежит уже всей Церкви, и всю жизнь придется перестраивать. Внимания семье уделяется меньше, а больше – Церкви, прихожанам. Но опять же благодать, которая почивает на священнике, должна все это и в семье восполнять, утешать и укреплять матушку. Надеюсь, что это происходит.
Значит, уклад вашей жизни с момента начала служения в Церкви изменился значительно?
– Конечно, это совсем другой мир. Как однажды подметил отец Сергий Гомаюнов: «Я живу в этом мире, и из церковной ограды не выхожу (в смысле духовном), порой посмотрю на людей, живущих вовне, и подумаю: а чего они мучаются?» Отец Сергий сказал о том, что полнота восприятия мира возможна именно в Православной Церкви – здесь есть то главное, что нужно человеку, здесь Бог есть. И человек, когда в ограду церковную приходит, начинает жить по заповедям Божиим, стремится к их исполнению. Тогда в его жизнь постепенно входит Бог, и все преображается, приоритеты меняются. Все становится в человеческой жизни подчинено иному – стремлению к общению с Богом. Если взял однажды этот крест, через какое-то время становится понятно, для чего его несешь.
Да и круг общения поменялся, хотя с друзьями детства и юности поддерживаем очень теплые отношения, и они тоже потихоньку воцерковляются.
И это не только священников касается?
– Это относится ко всем. Как апостол Павел говорит, вы все Крещение принимали – вы все освящены, вы все единое Тело Христово. Это касается каждого верующего человека, ходящего православный храм, где есть возможность приобщения к Самому Господу. Только этот шаг навстречу Христу каждый человек должен сделать сам.
Отец Иоанн, расскажите о вашем приходе в Истобенске.
– Жатвы много, делателей мало! Мы как на форпосте служение несем – молитву продолжаем. В чем духовная ценность церковной жизни в Истобенске? Особенность места в том, что с XIV века там не прекращается молитва. На протяжении уже более шести веков там совершаются богослужения, и во все непростые для России времена на этой земле возносили молитву к Богу.
Троицкий храм постройки XIX века, где сейчас служу, – уютный. Каждый, кто приходит, ощущает благодать, мирность, покой, величавость храма. Наверное, поэтому к нам и паломников много приезжает. Слава Богу, за воскресными богослужениями собирается человек двадцать постоянных прихожан – и не только бабушки, из города приезжают и из близлежащих деревень. Молимся, приход живет, но нелегко духовно возродить село, на это нужно время.
Особый народ в Истобенске — очень трудолюбивый, но многие считают, что они хорошо живут, поскольку работу любят. Это действительно так, но Господь посылает блага на эти земли еще и потому, что очень верующие предки жили в этом селе – три храма построено, да еще и какой красоты. Но чтобы и дальше так же было, надо всем жителям сегодня тоже прилагать усилия в молитве.
Вспоминается история, когда осенью 2013 года из Троицкого храма села Истобенска были украдены несколько икон, в том числе Нерукотворный образ Спасителя, а спустя время эта святыня была найдена, причем уже отреставрированной. По-вашему, могут ли иметь духовный смысл эти события?
– А как же. Что происходит, когда люди забывают Христа? Господь уходит. Видимо, жители села стали реже обращаться ко Христу, и Господь Нерукотворным образом Спасителя из Истобенска ушел. Так бывает, когда народ оставляет горячую молитву. Но слава Богу, что образ вернулся – все-таки Господь нашу Вятскую землю не оставляет. Это редкая икона XVI века. Как говорит наш митрополит Марк, «так никто не напишет сейчас, потому что тогда духом писали, делали это подвижники благочестия». По благословению владыки святыня сейчас пребывает в Успенском соборе Трифонова монастыря, благодаря чему многие верующие имеют возможность помолиться перед святыней, и это радует. Мы объявили сбор пожертвований на написание образа «Спаса Нерукотворного» такого же размера, и люди откликнулись.
Вы молились о том, чтобы образ вернулся?
– Конечно. Бабушки на приходе и все знакомые в нашем городе, в других городах и даже других странах очень меня поддержали. Каждый день молились. И обрадовались, когда образ Спасителя вернулся.
Однако семь икон по-прежнему не найдены. Но нужно понимать, что если бы Господь не попустил, то ничего бы не случилось: похитители бы не посмели их взять или их на месте злодеяния могли поймать. Но о чем мы молились, когда это печальное событие произошло? Не только о том, чтобы образ вернулся (хотя этого очень желали), мы молились святому мученику Иоанну Воину, чтобы он копьем своим (на святых образах этот святой изображен с копьем) окаменевшие сердца этих безумцев-святотатцев затронул, дабы они осознали, что сотворили, чтобы не погибли их души. Вот об этом мы молились.
Вам не открылось, дошла ли до их сердец ваша молитва?
– Образ вернулся. Хочется верить, что и для них это событие не осталось напрасным, что они, как минимум, о чем-то задумались. Пришло ли покаяние? Об этом может сказать только Господь-сердцеведец.
Когда это случилось, я, конечно, как настоятель духовно страдал, здоровье подорвалось от переживаний. Утешило немного мое паломничество на Афон, а так не знаю, что бы было со мной от этих переживаний. Первая реакция, которая внутри меня возникла, когда узнал о краже, – гнев, даже ярость на этих безумцев. Но стал размышлять: я же священник, я не должен ни на кого держать зла, и усилием воли обратил свой разум, свое сердце к молитве, чтобы люди духовно не погибли. А приход и близкие друзья, особенно же супруга, меня поддержали.
И так должны поступать в сложных обстоятельствах не только священники, но и все христиане: видя погибающего, через свою молитву начать его спасать.
Наверное, сознательно молиться за тех, кто сотворил зло, а не благо, все-таки сложно. Хотя Господь и сказал «благословляйте врагов ваших», но понятнее обращаться к Господу с просьбой о благе для родных и друзей…
– Честно говоря, мне легче молиться за погибающих, нежели за человека, который и так живет с Богом. Вспомните притчу о блудном сыне, в которой отец говорит старшему сыну, мол, ты и так со мной; а младшего по возращении отец встречает со слезами и всей душой. Нужно стараться поступать таким же образом.
Бывает, в нашем обществе слышишь, что люди что-то нелестное говорят в адрес священника, – не нужно их ругать, лучше помолиться за человека, ведь жизнь одна, и ошибиться в ней очень легко. Итог этой жизни – либо смерть, либо жизнь: либо ты приобретаешь вечную жизнь со Христом, либо приобретаешь, как Господь говорит, смерть вечную. Что такое «смерть вечная»? Плач и скрежет зубов. Что означает это выражение из Евангелия? Плач понятно почему – когда ты уже потерял жизнь и душу, а скрежет зубов от чего происходит? Оттого, что изменить уже ничего не можешь.
Но порой кажется, что просто невозможно выполнить то, что следует делать христианину…
– Важно понимать, что христианство – это путь постоянного делания. Если ты останавливаешься, думаешь о себе, что достиг определенных духовных высот, стал хорошим, такие мысли, напротив, свидетельствуют о близости к духовному краху.
Порой человек говорит: «Я в храм хожу, значит, люблю Бога», но жизнь духовная не в одних внешних проявлениях заключается, она сложнее, но и мудрее. И количество прихожан в храме даже не всегда показатель духовной жизни села, города. Подчас человек в церковь ходят, но не о том молится.
Что можно просить в храме? О чем молится священник за богослужением? Ниспосли, Господи, благодать Святого Духа – на всех предстоящих, стоящих, молящихся. Таков основной лейтмотив прошения к Богу у священнослужителя. Когда в людях Святый Дух действует, они жаждут этого Духа насыщаться. А кто об этом просит? У нас молятся: «Подай, Господи, здоровья, работу и так далее». А о Святом Духе никто не молится. А ведь это главное. Когда будет Святой Дух действовать в человеке, и дела другие будут, и помыслы будут другие, и жизнь будет другая. Но пока человек не дает этому Духу действовать, когда все «сам», он будет оставаться без участия Бога, без благодати.
И все же, если человек сознательно идет в храм, чтобы, в том числе, помолиться о родных, совершает в миру какие-то добрые дела для общества, для ближнего, разве это не хорошо, разве не этому учит христианство?
– Хорошо сказал преподобный Серафим Саровский: всякое доброе делание нужно делать ради Христа, ради Царствия Небесного, ради заповедей Божиих, ради любви к Богу. Ведь если ты делаешь не ради Христа, не отрекаешься себя, то, напротив, сделав что-либо полезное, как тебе кажется, приобретаешь гордыньку, тщеславие. Человек может об этом даже сильно не задумываться, но в глубине его будет жить такая червоточинка.
Так происходит, когда нет отвержения себя. Псалтырь – книга во всех отношениях полезная, ее псалмопевец царь Давид о себе говорит «я червь», что же нам о себе остается думать? Господь сказал: «Отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мной». Человек должен идти за Христом, а священник – только проводник на этом пути, который укажет этот путь, поможет идти за Господом.
Однако подчас бывает, что дети даже после обучения в воскресных школах сходят с пути. Родители и педагоги начинают недоумевать и рассуждать, мол, переходный возраст. Но, возможно, дело в том, что в процессе обучения показали только красоту обрядной стороны Православия, а Христа не показали, прошли мимо Христа. Такой неглубокий подход в воспитании даже опаснее для юной души, поскольку сатана не дремлет и еще больше может запутать человека, у которого в сердце нет Христа, нет чистоты, нет идеала. Идеализировать только Христа можно, а всяк человек – Его творение.
Ваша матушка является руководителем паломнической службы, и один из маршрутов поездок по нашей епархии – к святыням села Истобенска. А зачем, по-Вашему, люди ездят в паломнические поездки? Каков духовный смысл в путешествиях к святыням?
– Не раз приходилось наблюдать, как в поездку уезжают с одними лицами, а возвращаются совсем с другими – одухотворенными, успокоенными. Людей, подверженных в большей степени греху, едущих со своими амбициями, обычно в паломничестве духовно «перемалывает», а на обратной дороге, осознав свою немощь, многие из паломников обычно едут с мыслями: «Господи, прости…». Увидеть свои грехи – вот цель любой паломнической поездки.
А почему именно в Истобенск появился маршрут? Да чтобы показать паломникам красоту храмов в селе, чтобы за богослужением никто никуда не торопился, увидел красоту и ширь лугов и полей. Конечно же, продолжением богослужения является всегда трапеза, где все как единая семья имеют возможность пообщаться и получить дополнительные капельки любви.
В основе публикации –
материал Пресс-службы Вятской епархии