Home / Церковь в период СВО / Как преодолеть тревогу. Советы православного психолога

Как преодолеть тревогу. Советы православного психолога

Неопределенность – самое тяжелое состояние для психики. Когда есть неизвестность, мозг начинает рисовать самые страшные картины. Но это защитный механизм нашего мозга: он заботится о нас, чтобы мы предприняли что-то, «подстелили соломку». О страхах, тревогах и переживаниях, испытываемых людьми в это непростое время, а также о том, что с ними делать, зашел разговор с психологом Светланой Любаевой.

Что делать?

Важно останавливать себя на «здесь и сейчас»: какая мне здесь и сейчас грозит опасность, какая опасность грозит моим детям, в безопасности ли они сейчас – именно сегодня. Когда мы даем какое-то конкретное задание для нашего мозга, он успокаивается в этот момент: то есть сегодня у нас есть жилье, пропитание, мирное небо над головой. Когда эта картинка складывается перед глазами, становится спокойнее.

Следующее – это психопрофилактика: если ты тревожишься от постоянного просмотра ленты новостей, то нужно просто о себе позаботиться и перестать смотреть их либо смотреть минимальную сводку, если это необходимо по каким-то причинам. Хорошо помогает справляться с трудными временами и с тревожностью, когда переключаешь фокус внимания с себя на ближних: можно помогать тем, кто находится в более тревожном состоянии, тем, кто нуждается.

Православным проще, у нас есть опора – мы получаем благодать и укрепляемся в Таинствах исповеди и причастия. Мы можем говорить: «Сегодня мне неизвестно, что случится в будущем, но я точно знаю, что все волосы мои сочтены». Тогда заблуждение «от меня всё зависит» немного спадает, человек успокаивается, становится менее тревожным.

Но на что стоит обращать внимание – это на информационное воздействие, оно выводит из состояния равновесия. Нас начинают загонять в чувство вины и стыда: это токсичные чувства, и есть определенные технологии, которые позволяют человека вводить в это состояние. Это сейчас массово распространяется, поэтому, чтобы себя защитить, в такой момент нужно снова остановиться на «здесь и сейчас»: например, когда ты чувствуешь стыд и ты не можешь понять, это влияние или ты действительно стыдишься, ты себе задаёшь вопрос: «Вот здесь и сейчас мне за что-то стыдно или нет? Что это за чувство? Откуда оно началось?»

Стыд и вина непродуктивны, они лишают сил и ничего не созидают, то есть мы ничего не создаём в этот момент. В этом отличие вины от сожаления, когда мы признаём и исправляем какой-то ущерб. Чувство вины токсично, оно вызывает внутреннюю и внешнюю агрессию – больше ничего. Это нужно отслеживать.

В критической ситуации помогают отслеживания телесных состояний: возвращать себя в «здесь и сейчас», взять и проследить, какое сейчас ощущение в теле наиболее яркое, не неприятное, где оно, почувствовать это ощущение, побыть в нем. Потом можно просканировать, где самое неприятное ощущение в теле, например, в руках: что там с руками? Они дрожат? Начать чувствовать эту дрожь, а потом переключить внимание на другие части тела. Мы начинаем чувствовать «здесь и сейчас», когда налаживаем контакт со своим телом, потому что в состоянии тревожности мы обычно теряем телесные ощущения, тогда реальность у нас тоже теряется. Это такая экстренная самопомощь.

Как говорить с детьми?

Стоит ли говорить о современной ситуации с детьми? – Да. Как? Это будет зависеть от возраста ребенка.

Почему нежелательно не говорить? Потому что эта тема все равно муссируется, ребенок все равно всё слышит, он, опять же, чувствует неопределенность и начинает дофантазировать. И это становится угрозой для психики. В неизвестности ребенком ставится вопрос: а буду ли я вообще завтра или не буду? в безопасности ли я? Если с ребенком это не проговорить в той форме, к которой он готов (это зависит от возраста), тогда он это дофантазирует, а затем уже сработает механизм «у страха глаза велики».

Еще ребенок может в этот момент психологически замереть: не задавать вопросов, фантазировать – тогда могут появиться невротические проявления, при этом родитель не будет понимать, что происходит с ребенком.

Поэтому лучше, конечно, обсудить эту тему в той форме, в которой он может это воспринимать. Можно сказать: «сейчас не самые простые времена», «сейчас идут военные действия».

Когда будете рассказывать в какой-то форме про конфликт, можно сфокусировать внимание ребенка на том, что он в безопасности, наша семья в безопасности: «Возможно, наша жизнь частично изменится, но ты и твое окружение в безопасности». Можно его внимание сфокусировать на том, что «в нашей стране здесь и сейчас, где ты находишься, – мирная обстановка, наша власть заботится о нашем государстве, но войны случаются в истории». Можно рассказать о каких-то военных конфликтах, которые происходили с момента его рождения: «С тех пор, как ты родился, были войны там, там и там». Можно рассказать про Израиль, в котором не прекращаются военные действия.

Здорово, если ребенок понимает какие-то духовные законы; с подростками можно говорить, что было предсказано, что будут военные ситуации, что рая на земле нет. Нужно опираться на духовные понятия, которые родители могут обсудить с детьми. Что это не ситуация, выходящая из-под контроля, что все было предсказано, важно только меняться в лучшую сторону и самим оставаться в мире и любви.

Татьяна УЮТОВА

Публикация сайта Покровской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *