Home / Православие повсюду / Как не попасть в сети культистов в соцсетях?

Как не попасть в сети культистов в соцсетях?

В наше время интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни практически всех людей: с их помощью происходит не только общение и обмен информацией, но и реализация всевозможных товаров, оказание услуг. Интернет-бизнес является одной из самых динамично развивающихся сфер деловой активности в мире. Не удивительно, что к услугам интернет-маркетинга прибегают и всевозможные деструктивные сообщества – от классических, получивших известность в результате деятельности в «офлайне», до экстравагантных и существующих только в виртуальном пространстве.

Следует обозначить критерий, на основании которого сообщество может быть названо деструктивным. Как правило, под деструктивным понимают такое сообщество, которое в результате своей деятельности причиняет вред обществу и/или своим членам, а также подозреваемое в такого рода активности. Понятие деструктивной группы практически тождественно деструктивному культу. Деструктивный культ – это группа или движение, демонстрирующие значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение тела, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого повиновения, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества.

Типология деструктивных групп в социальных сетях крайне сложна в силу их большого числа и разнообразия. Однако представляется возможным выделить следующие их виды.

Интернет-версии классических новых религиозных движений и аффилированные с ними организации и сообщества. Как правило, группы данного типа наполнены привлекательным красочным контентом, что свидетельствует о хорошем финансировании и работе специалистов. В таких группах не происходит прямая вербовка новых адептов, их задача – под прикрытием общественно одобряемых идей привлечь внимание максимально большого числа людей, среди которых в дальнейшем будут отбираться кандидаты на вербовку.

К этой же группе следует и различные неоязыческие паблики – методы их работы принципиально не отличаются друг от друга.

Механизм работы этих сообществ в социальных сетях примерно один и тот же. Они имеют достаточно большую аудиторию, однако не все подписчики сообщества полностью разделяют идеи рекламируемого культа. Многие из простых подписчиков лишь интересуются представленной в паблике информацией и не готовы на какие-либо активные действия. Более узкий круг активных подписчиков во многом согласен с пропагандируемыми идеями и принимает их всерьез, однако практическое выражение этого согласия может быть ограничено только сферой социальной сети. Ядро же сообщества составляют адепты культа, создавшего группу в социальной сети, на чью жизнь идеи деструктивной группы имеют непосредственное влияние.

Группы, рекламирующие различные опасные тренинги. К данному подтипу относятся все сообщества, рекламирующие деструктивные тренинги – от занятий по «расширению сознания» до тренингов пик-апа. В настоящее время существует очень большое число деструктивных тренингов, и все они рекламируются в социальных сетях.

Псевдорелигиозные деструктивные сообщества, популяризирующие опасное и антиобщественное поведение. Здесь целесообразно выделить следующие подтипы:

Группы, пропагандирующие отказ от медицинской помощи: ВИЧ-диссиденты, отрицающие существование ВИЧ и СПИД, антипрививочники.

Сообщества поклонников альтернативной медицины и «целителей»: в одной из групп предлагают лечить все болезни содой и перекисью водорода (с предсказуемым результатом), в другой «специалист» обещает избавить от рака гипнозом, в еще одной пропагандируются шарлатанские теории «волнового генома» и «телегонии» и т.д. Основная задача «целителей» – получение прибыли с адептов при помощи продажи им «панацеи» или курсов и семинаров. Обычно каждый «целитель» имеет свое маленькое кладбище…

↘Сообщества, искажающие православное учение и порочащие священноначалие Церкви. К сожалению все маргинальные псевдоправославные движения типа борцов с ИНН и «экуменизмом» вышли в социальные сети и имеют свои каналы на видеохостингах. Члены сообществ данного типа демонстрируют фанатичную приверженность лидеру сообщества, не воспринимают любого рода критику в отношении лидера и созданного им движения.

Одним из самых важных аспектов пребывания человека в социальной сети является саморепрезентация. Каждый человек желает выглядеть привлекательно в глазах других, создать социально приемлемый образ себя. В социальной сети привлечь внимание к своей персоне можно не только созидательными достижениями или красивыми картинками и интересным контентом. Наибольший резонанс вызывают провокационные материалы – так называемый шок-контент. Они активно просматриваются и обсуждаются, привлекая к персоне автора внимание очень большой аудитории. В данном случае реакция общественности не важна: это может быть как осуждение, так и одобрение. Важны только лайки, репосты и количество просмотров, что позволяет ощутить себя важным и значимым. Именно поэтому все действия, а особенно противоправные, навязчиво фиксируются на фото и видео (например, селфи из автозака от задержанных участников несогласованных массовых мероприятий, убийство котят девушками-живодерками или издевательства над людьми, совершаемые шок-стримерами).

Самое важное в этом – создание привлекательного, модного образа себя. Представители старшего поколения менее склонны к увлечению деструктивными тенденциями, а вот юные пользователи, в силу естественной их возрасту склонности к подражанию, относятся к шок-контенту положительно. Также серьезное влияние на подростков в социальных сетях оказывает сообщество, одобрение которого они желают получить. Для этого они готовы пойти на сомнительные, даже аморальные действия, в ряде случаев – совершить противоправное деяние.

Наиболее подвержены деструктивному влиянию дети и подростки из семей, где нет крепкой эмоциональной связи с родителями (неполные, неблагополучные семьи, семьи в кризисной ситуации). Ощущая отчуждение родных и близких, их равнодушие, подросток находит замену близким отношениям внутри семьи в деструктивном сообществе.

Социальные сети представляют собой удобный инструмент для распространения как конструктивных, так и деструктивных идей. Поэтому деструктивные культы активно используют площадки социальных сетей для вербовки новых членов, а движения, являющиеся преемниками «молодежных банд» прошлого, популярны у тысяч подростков по всей стране. С одной стороны, ничего принципиально нового не произошло: деструктивные группы используют хорошо известные методы воздействия на сознание человека. В то же время площадки социальных сетей значительно упростили доступ к опасной информации.

На текущий момент государство задействовало механизмы борьбы с вредными сообществами в социальных сетях, совместно со специализированными отделами правоохранительных органов работают и добровольцы – так называемые «киберволонтеры». Однако работают они с уже существующими деструктивными группами. Самым же лучшим способом борьбы с вовлечением людей в эти сообщества является профилактика.

Единственный универсальный метод, позволяющий не попасть в сети культистов – развитие критического мышления, важным аспектом которого является процесс анализирования поступающей информации.

Можно предложить алгоритм такого анализа и для социальных сетей.

Шаг первый. Выявление авторства группы или отдельной цитаты. В группах, как правило, представлены так называемые «администраторы». Часто на своих страницах они сами выкладывают информацию о себе; в противном случае можно сделать вывод о личности, анализируя представленный на странице материал. Например, на стене нет ничего – скорее всего, это фейковая страница-однодневка, доверия не заслуживает. Если на странице в огромном количестве присутствует реклама, цель администратора и созданной им группы понятна. Если создатель никак не заявляет о своей религиозной принадлежности или использует ничего не значащие фразы («верю»), при этом его страница оформлена в соответствующей стилистике или на ней размещен соответствующий контент (оккультный, неоязыческий, псевдоправославный и т.д.), его религиозные взгляды по этим признакам вполне можно распознать.

При определении или проверке авторства цитаты (или какого-то описанного в группе факта) необходимо пользоваться большим количеством источников, сравнивая их между собой. Проще всего использовать интернет-поисковики – данный инструмент позволяет определить достоверность информации, а также выявить, в каких тематических сообществах или сайтах эта информация наиболее популярна, а где она критикуется.

Если удаётся найти автора цитаты или статьи, необходимо сделать выводы о его компетенции в данной области. Так, например, есть большая разница между «академиком РАН» (Российской академии наук), список которых вывешен на официальном сайте этой государственной организации, и «академиком РАЕН», общественной организации, не имеющей никакого отношения к РАН. Нобелевский лауреат академик В.Л. Гинзбург считал: «Российская академия естественных наук… – это добровольная организация, куда идут те, кого не выбрали в РАН или другие настоящие академии».

Шаг второй. Качество предлагаемой информации. Потребитель должен проверять любую тематическую информацию признанными в этой области авторитетами. В качестве примера можно привести знаменитый неоязыческий демотиватор про «геноцид на Днепре». Здесь приводится некий «исторический» факт, который должен воздействовать не на разум, а на эмоциональную сферу, вызывая определенные чувства. Однако если человек возьмет серьезную научную литературу по истории, включающую в себя соответствующий исследовательский аппарат, документы и т.д., он не найдет этой гипотезе никакого подтверждения. Также не может не вызвать подозрений и недоумений, когда о богословии и экзегетике «авторитетно» говорит физик, об истории – биолог, об археологии – математик (это никак не отменяет определенных междисциплинарных связей).

Шаг третий. Ответ на вопрос: «Что от меня хотят?» Не существует информации самой по себе – любая цитата или статья имеет определенные цели и сферу приложения. Статья может быть апологетическая (защищающая истину и развеивающая «мифы» в какой-то области), пропагандистская (формирующая в обществе определенный ответ на проблему), мотивирующая (призывающая человека к активным действиям или изменению своей жизни) и т.д. Зная автора (или осознавая анонимность) цитаты, имея представление о его компетентности, предпочтениях, мировоззрении, имея представление о качестве информации и ее месте в интернет-пространстве, ответить на этот вопрос вполне возможно.

Как показывает практика, умение правильно анализировать информацию существенно уменьшает для молодых людей риск вовлечения в деструктивные группы и культы. Думается, что в школах необходимо проводить занятия по духовной безопасности (например, в рамках уроков «Основы безопасности и защиты Родины» или классных часов). Такая профилактическая мера на сегодняшний день представляется гораздо более действенной, чем тотальные запреты.

В основе публикации – статья иерея Алексия Зорина
на сайте Рыбинской епархии

Метки:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *