Home / Православие повсюду / Итальянский дом «русского» апостола

Итальянский дом «русского» апостола

Пожалуй, в числе прославляемых Церковью учеников Христовых – святых апостолов – самым близким сердцу наследников Святой Руси стал тот, кто первым был призван на апостольское служение. Ведь недаром церковное предание относит к миссионерским путешествиям апостола Андрея Первозванного шествие к Азовскому морю, в Крым и потом вверх по Днепру, ставшему спустя почти тысячелетие нашей общей крещальной купелью. Особым почитанием имя этого святого окружено и в греческих Патрах, на месте распятия апостола Андрея, а также в маленьком итальянском городке Амальфи, куда стекаются люди, чтобы поклониться честным мощам Первозванного ученика Спасителя. Здесь также есть тезоименитая апостолу русская православная община. В день памяти святого Андрея об итальянском «доме» апостола, византийских традициях итальянского Амальфи и православных жителях этого города читателям портала «Приходы» рассказывает историк, литератор, исследователь русского зарубежья Михаил ТАЛАЛАЙ.

С чего началось почитание православными апостола Андрея в Италии?

– Апостол Андрей всегда был почитаем у православных, как у греков, так и у русских, причем греки сохранили это почитание еще со времен Византии, где Первозванный чтился как небесный покровитель всей страны.

Когда в 1960-е годы в итальянской столице была учреждена греческая православная община, по благословению Патриарха Константинопольского Афинагора символичным образом ее посвятили именно апостолу Андрею: он считается патроном Константинопольской Патриархии по сию пору, а, кроме того, именно в тот момент из Рима по решению Папы было решено передать грекам часть главы апостола Андрея – ее поместили в кафедральный собор в Патрах, где она стала главной святыней.

Что касается русских православных в Италии, то у них обычно более всех чествовался святой Николай Чудотворец – так всегда было и в России, и тем более так происходит в Италии, где почивают мощи святителя. В Риме, как и в некоторых других городах страны, есть русские храмы, посвященные именно ему.

Историю современного почитания апостола Андрея православными Италии следует увязать с ростом русско-украинской диаспоры в итальянском регионе Кампании и в его столице Неаполе. В 2002 году тут был основан приход Московского Патриархата во имя Первозванного апостола; мне довелось участвовать в учредительном собрании, и до сих пор я являюсь секретарем совета. Выбор этого святого как покровителя прихода был закономерен: недалеко от Неаполя, в городке Амальфи, почивает бо́льшая часть часть его мощей. Сыграло свою роль и то, что первого русского священника в Неаполе звали Андреем. Сейчас протоиерей Андрей Бойцов – настоятель Патриаршего подворья в Бари.

Какие в Италии есть святые места, связанные с апостолом Андреем?

– Можно начать с Рима – тут до 1964 года хранилась часть главы Апостола, которой мы теперь поклоняемся в Бари. Кто был в ватиканском соборе святого Петра, помнит четыре гигантских столба, которые держат тяжеленный купол Микеланджело. Один из них посвящен апостолу Андрею и украшен его скульптурным образом. В нише этого столба хранилась часть креста, на котором был распят Первозванный в Патрах – эта реликвия тоже была передана в Патры и хранится теперь в левом нефе главного собора.

Итальянцы любят апостола Андрея, проповедника из народа, покровителя рыбаков и простых людей: в каждом большом городе есть храмы и приделы, ему посвященные. Однако центр его почитания – именно в Амальфи, куда в 1208 году привезли из Константинополя мощи святого Андрея крестоносцы. Над ними возник восхитительный собор, куда стремятся попасть итальянцы.

Есть ли перспективы у развития паломничества в Италию, связанного с именем Первозванного апостола?

– Амальфитанцы, как и большинство итальянцев, — народ гостеприимный. И в Амальфи всегда рады православным паломникам (скажем откровенно, что и городскому бюджету это не безразлично). Для русских паломников специально подготовили брошюру – я переводил ее на русский; тут дозволяют проводить молебны, читать акафисты.

Вот добираться до Амальфи непросто, это укромный уголок у морских скал, поэтому православные паломники обычно приезжают сюда на один день, не больше.

Расскажите, пожалуйста, о православной общине в Амальфи.

– Апостол Андрей стал покровителем православных, живущим в этих краях. Многие из них приехали сюда на заработки и были далеки от Церкви. В церковной ограде поначалу они утоляют ностальгию, ищут связи – порой это напоминает клуб, землячество. Для некоторых это так и остается, но многие приходят к Богу, узнают и любят его святых, тем более покровителя прихода. Сам Амальфи – городок небольшой, поэтому самостоятельной общины тут не учредилось. Наши батюшки есть в соседних городах – Неаполе и Салерно, однако они часто бывают в Амальфи и окормляют местных прихожан.

Особо широко в Амальфи, конечно, празднуется день апостола Андрея Первозванного. Сами итальянцы отмечают тут его дважды – один день 30 ноября, как и в календаре нового стиля, а другой, не менее пышно – в июне, в день, когда многие века тому назад от Амальфи бурей был отогнан турецкий флот. В Амальфи верят, что на их защиту пришел апостол.

Какие еще общехристианские святыни есть в городе?

– В кафедральном соборе, в верхней его части, существует особый придел Реликвий. Дело в том, что такая великая святыня, как мощи Первозванного, притягивала сюда многих западных пилигримов, в том числе и разного рода владетельных сеньоров, капитанов, купцов; некоторые оставили в Амальфи свои обетные подношения. В итоге в течение многих веков здесь была собрана внушительная коллекция реликвий: это частицы мощей праведной Марии Магдалины, преподобного Макария Египетского, совершивших мученический подвиг святых Георгия Победоносца, Екатерины, Агапия, Порфирия, Агафии, Варвары, Вита, Романа, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

Одна московская православная община, получившая в дар от амальфитанского клира частицу мощей преподобного Макария Египетского, передала в знак благодарности русскую икону этого святого, хранимую ныне постоянно в амальфитанском соборе.

Можно ли в Амальфи увидеть что-то из византийского наследия, ведь когда-то эти земли входили в Византийскую империю?

– Конечно. В первую очередь, это особый тип религиозности, близкий к православному Востоку. Сюда входит и культ святых: кроме Первозванного апостола, тут особо почитают именно восточных святых, в первую очередь, великомученика Пантелеимона: в соседнем с Амальфи местечке, Равелло, хранится удивительная реликвия – ампула со сгустком его крови.

Но и без святынь и реликвий тут чествуют и святителя Николая Мирликийского, и святых бессребреников Косму и Дамиана, и многих других именно византийских угодников Божиих. В другом соседнем городке – Позитано – хранится византийская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, приплывшая морем.

В разных храмах Амальфитанского края сохранились циклы фресок в византийском стиле. Представьте, что тут даже отмечают византийский Новый год – в форме особого местного праздника 1 сентября; наша Церковь тоже чествует это новолетие.

Вы говорили, что паломникам из России местные католики предоставляют возможность служить молебны перед мощами святого апостола. А какое вообще отношение у исповедующего в большинстве своем католичество населения Италии к православным?

– Дело в том, что католики – в принципе весьма дисциплинированный народ. Решения Церкви для них священны. До Второго Ватиканского Собора, до середины 60-х годов, православные считались раскольниками, и отношение было соответствующим. Конечно, имелся интерес, иногда глубокий, как у нас некоторые интересуются староверием. А на том Соборе было принято официальное решение, что православные – это разделенные братья и сестры, что Православная Церковь – сестра Католической. Теперь это не только симпатия, но и прямая помощь. В самых разных городах Италии, к примеру, опустевшие католические храмы передаются православным – так произошло в Неаполе, Турине, Милане и проч.

К примеру церковный дисциплины следует отнести и традиционную январскую неделю единства христианства, когда католиков просто призывают посещать православные приходы.

Проявляют ли коренные жители Амальфи интерес к православной общине, к Православию?

– Несомненно. Мой приятель, настоятель кафедрального собора дон Антонио Порпора, прекрасно знает православный обиход. Его хор разучил ряд православных гимнов. Дон Антонио даже ходил на Святую гору Афон и часто бывает в Греции. В России не был по одной особой причине – боится самолетов и, как его предки, предпочитает морские путешествия.

Редакция портала «Приходы»

Иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *