Может быть, вам знакома такая ситуация: встречаете какого-нибудь вашего знакомого (или знакомую), говорите с ним (или с ней) и по ходу дела выслушиваете очень полезную проповедь о прощении врагов, о терпении скорбей, о вере в Божий Промысл. Послушали вы все это, а на душе нерадостно, хотя вы обеими руками и ногами за то, о чем он (или она) сейчас говорил. Если вы относитесь к тем людям, которые любят рефлексировать по поводу всего происходящего с ними, вы станете искать причину. А доискавшись, может статься, придете к выводу, что ваш знакомый был занудлив. И тогда, возможно, вам придут в голову иные вопросы, которые будут звучать так: что важнее – интересность или поучительность? и какое из этих качеств нужнее для православного человека?
Итак, каждый, кто хоть раз задавался вопросом, является ли Православие интересным, наверняка ответит себе: ну конечно же! Учение Бога-Любви не может быть неинтересным, литургия не может быть неинтересной, Евангелие не может быть неинтересным. Да и вообще стоит ли оценивать все эти вещи категорией «интерес», ведь все это за гранью данного явления? Пожалуй, вы правы, и вряд ли литургию стоит относить к подобным понятиям – как явление духовного, а не душевного характера, оно не подпадает под определение «интересный» и, без сомнения, является главным в жизни настоящего христианина.
Когда речь заходит об интересности, сразу же возникает аналогия с миссионерской деятельностью, и вывод напрашивается сам собой: нужно быть интересными, чтобы успешно вести проповедь среди друзей и знакомых. Но только ли для проповеди Православия нужно это качество? Или оно необходимо само по себе? Увы, мы не пытаемся воспитывать в себе это качество, отчего становимся занудливо невыносимы.
У вас возникнет вполне справедливый вопрос: а для чего нам нужно это качество? Господь будет судить нас не за то, были мы интересными или нет, а за исполнение заповедей. Однако способность быть интересными может помочь вам исполнить вторую заповедь, и наоборот – наличие у вас занудливости вполне может затруднить ее исполнение. Каким же образом? Представьте себе еще одну бытовую ситуацию: приходит ваша мама, брат или жена домой в расстроенных чувствах (на работе, наверное, что-то случилось). Если вы сумеете отреагировать нестандартно, к примеру, рассказать анекдот или придумать на вечер нечто интересное, то возможность утешить родного человека куда выше, чем долгие и нудные разговоры о жизненном кресте, которые на самом деле могут не утешить, а произвести обратное действие. Дело в том, что расстроенному человеку не нужно чтобы ему напоминали о том, что он и так прекрасно знает (и даже в том, если знает не прекрасно, а весьма расплывчато). Ему нужно, чтоб его поняли и по возможности отвлекли от грустных мыслей хотя бы на время.
Интересным человеком стоит стать тому, у кого есть дети, в разговорах и воспитании которых это качество нужно по максимуму.
Ну, и, конечно, миссионерство – на этой стезе интересность нужна так же, как хирургу внимательность. Ведь одно из самых страшных явлений – это скучное слово о Боге и Церкви. С интересным человеком (в том случае, конечно, если он обладает нормальным человечным характером) окружающим всегда легче и проще, чем со скучным.
Вполне возможно, что теперь настало время для вопроса: а что значит быть интересным? Парадоксально, но быть интересным значит уметь интересоваться, причем по-настоящему, многим, а не только первостепенным и главным: индейцами, неэвклидовой геометрией, вулканами и прочим-прочим-прочим. И конечно, к необходимым качествам стоит отнести отсутствие занудливости.
Как и все хорошее, это качество нужно в себе воспитывать, а тому, у кого есть, – приумножать. И усилия не будут затрачены даром.
А в жизни православного человека есть место только духовному. Человек состоит не только из духа, но и из души, которую тоже нужно питать. Так, Феофан Затворник выделяет несколько граней человеческой сущности: духовную, душевно-духовную, душевную, душевно-плотскую, плотскую. И в нашей православной культуре на сегодняшний день есть место не только богослужению, но и многому другому.
Юлия ХУЗИЕВА
Публикация сайта Татарстанской митрополии