Когда сейчас в СМИ, блогах, да и просто в разговорах подводятся итоги уходящего года и вспоминаются среди прочего проблемы, с которыми люди сталкивались лично и которые видят причиной многих трудностей жизни всего общества, одной из первых в «черном списке» упоминается коррупция. Действительно, очень серьезная проблема, и соответствующие государственные органы регулярно отчитываются о предпринимаемых шагах в направлении искоренения этого общественного порока. Однако, как и многие пороки человеческого общества, коррупция имеет корни гораздо глубже, чем управленческое неустройство и прорехи в законах. Если же коррупция – это нравственный порок, то и средства для его искоренения могут быть не только законодательно-нормативными (для преступивших закон – и репрессивными). Может ли Церковь предложить средства, которые помогут в излечении общества от коррупции? Размышлениями об этом поделился преподаватель Казанской духовной семинарии диакон Никита Кузнецов.
О коррупции мы слышим часто и на каждом шагу. Редкий день выдастся, когда в ленте новостей не увидим очередного задержания по коррупционному делу или статистических данных, говорящих о победе или проигрыше в противодействии ей. Трудно найти отчет какого-либо государственного органа о своей деятельности, в котором бы не говорилось о борьбе с коррупцией. Ежедневно мы слышим и от своих знакомых, коллег по службе и работе, что пришлось дать этому чиновнику, обратиться и поблагодарить знакомых за устройство ребенка в детский сад или школу, договориться с преподавателем, чтобы он наконец-то принял этот зачет или экзамен, не сдав который, можно распрощаться со своей зачетной книжкой без надежды получить в обмен на нее заветный диплом…
Чем же является коррупция по своей сути? В дословном переводе с латинского языка это означает следующее: повреждать, расточать, истреблять, обольщать, позорить, бесчестить. Коррупция (мздоимство на церковнославянском) может повредить и истребить любую ценность в глазах человека: право и справедливость, образование и просвещенность, любовь и нравственность. Все, над чем человек призван трудиться всю свою жизнь, может быть куплено. Однако это сопряжено с позором и бесчестием; особенно они проявятся в тот момент, когда такой непостоянный источник собственного величия, как деньги, прекращает существовать.
Церковь как безусловный нравственный ориентир для миллионов наших граждан, уже не одно тысячелетие говорит о пагубности коррупции. Прежде всего, Церковь учит говорить о ней как о нравственном пороке. Чтобы не быть голословными, приведем лишь некоторые цитаты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Священного Предания, высказывания современных церковных лидеров о данном явлении.
Священное Писание прямо говорит не только о пагубности взяточничества, в нем описываются те последствия, которые настигнут не только коррупционеров, но и их страну, народ, к которому они принадлежат. Поучение из книги «Второзаконие» гласит: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают (извращают – прим.) дело правых (Втор. 16. 19)».
О слепоте, которая настигает как того, кто взятки берет, так и того, кто дает их, Писание говорит неоднократно. В частности, в книге «Исход» упоминается о том, что «дары слепыми делают зрячих» (Исх. 23. 8). Действительно, коррупция затуманивает людям глаза – она заставляет не видеть зло, обман и беззаконие там, где это действительно присутствует. Один из ветхозаветных пророков – пророк Михей – говорит: «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих. 7. 3). Но это не простая констатация факта. Далее он указывает на плоды данного злодеяния: «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их» (Мих. 7. 13). Однако верующий человек всегда держит в уме следующее: «Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19. 7).
Новый Завет еще глубже рассматривает проблему коррупции. Вспомним евангельские повествования, в которых упоминаются мытари. Слово «мытарь», которое означало сборщика налогов, стало нарицательным и стало означать мздоимца. Репутация у мытарей была крайне низкой из-за их повсеместной нечестности и продажности. Когда в Евангелии от Матфея говорится о том, как нужно обращаться с человеком, который согрешил против тебя, мытарем называется человек, который не послушал ни твоего увещевания, ни всей церковной общины: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18. 17). В этом случае мытарь – это тот, кого изгнали из церковной общины, который сам себя отстранил от людей своими проступками. Не это ли происходит и с коррупционерами?
В Евангелии от Марка говорится о том, откуда берется этот грех: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7. 21–23). Жажда наживы – это пагубное стремление нашего сердца, нашей души. Соответственно, проблема коррупции лежит, в первую очередь, в нравственной плоскости. Никакие внешние ограничения или, наоборот, поощрения не смогут изменить человеческое сердце, пока человек сам не захочет исправиться.
Дает Священное Писание и примеры исправления взяточников. Например, один из ближайших учеников Спасителя апостол и евангелист Матфей был мытарем, то есть относился к числу тех, кого так ненавидели простые люди: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9. 9). Он услышал проповедь Христа и оставил свое пагубное дело.
Наряду со Священным Писанием Церковь в качестве источника своего вероучения имеет и Священное Предание, в которое входит святоотеческая письменность. Все Святые Отцы единодушно осуждали взяточничество и прежде всего делали акцент на его причинах и последствиях. Например, преподобный Иоанн Пророк (подвижник VI века) писал, что в решении каких-то проблем на взятки рассчитывать бесполезно. Это будет не решение проблемы, а лишь некая отсрочка: «Не покупайте заступления смертного и тленного человека, потому что сегодня он существует, а завтра нет его».
Подвижник и духовный писатель XIX века святитель Феофан Затворник предупреждает о зависимости от того, к чему мы пристрастились. Для взяточника деньги – это его бог, который им управляет: «Чье сердце пристрастилось ко греху, для того он Бог. Посему для чревоугодника чрево – Бог (Флп. 3. 19), для лихоимца – деньги (Кол. 3. 5)».
Его современник святитель Игнатий Брянчанинов указывает на то, что земное благополучие мало связано с деньгами: «Пагубна страсть лихоимства Господь, чтоб поразить страсть лихоимства в самом ее начале показывает, что продолжительность земной жизни с ее превратностями нисколько не находится в связи с накопленным излишним имуществом. Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества, они истекают от благословения Божия». Он же предупреждает о том, насколько далеко может зайти коррумпированный чиновник: «Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из совокупления их является расположение к придирчивости, привязывающейся под предлогом неупустительного исполнения законов ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающейся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними». Одно из подтверждений тому, что коррупция – это зло, состоит в том, что делается она втайне: «Люди, желая сделать беззаконие, ищут сокровенных мест: лихоимцы и мздоимцы берут мзду тайно; лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобные внутри себя скрывают зло свое; и все дела темные соделывают делатели их во тьме, как сыны тьмы».
Живший в IV веке святитель Василий Великий говорит о том, что коррумпированный чиновник на самом деле очень слаб, хотя хочет показать обратное: «Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь». Одно из канонических правил указывает на необходимость возмещения причиненного ущерба коррупционером путем помощи нуждающимся: «Вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти».
Русская Православная Церковь сегодня свидетельствует о всех вышеприведенных христианских заповедях на самых разных уровнях. На уровне Содружества Независимых Государств существует Межрелигиозный совет, который в 2011 году принял документ, в котором главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, в частности, напомнили о необходимости связи между нравственностью и политикой: «Многие привыкли считать, что политика и духовность – это диаметрально противоположные вещи. Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций. К сожалению, безнравственность политиков порождает такие страшные явления, как коррупция и халатность». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно затрагивает эту болезненную тему. В одном из своих выступлений, которое он произнес в присутствии Президента России, членов Правительства и других высокопоставленных чиновников, Его Святейшество затронул тему нравственного состояния российского общества, высокий уровень которого является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции: «Ну, а разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность».
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, выступая в Счетной палате Российской Федерации, акцентировал внимание на катастрофических последствиях коррупции: «Финал болезни известен – деградация, распад и гибель государства. Величайшие империи, казавшиеся непоколебимыми столпами стабильности и прогресса своей эпохи, разъедаемые червоточиной коррупции, рассыпались в прах и оставляли под своими обломками и праведных, и неправедных, и коррупционеров, и их сограждан, страдавших от коррупции». Стоит вспомнить печальный пример Византии, культурными наследниками которой в целом мы являемся.
Причина этого нравственного порока проявляется также в том, что в мире активно насаждается агрессивный секуляризм, выхолащивается всякое религиозное знание, которое является нравственным фундаментом для любого общества. Владыка Иларион по этому поводу замечает, что «нравственный вакуум не может существовать долго, и духовно инертное общество создать не удастся, поскольку там, где размываются понятия добра и зла, где сознательно разрушается система ценностных ориентиров, её место занимают анти-ценности, приходит релятивизм и нигилизм со всеми вытекающими последствиями».
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан также прямо говорит о том, что «коррупция – ни что иное, как испорченное, греховное состояние человеческой природы».
Известный московский священник протоиерей Дмитрий Смирнов в коррупции видит три причины – безбожие, бессовестность и невоспитанность. «Совесть – это голос Божий в человеке, такое религиозное «шестое чувство». Оно присуще всем людям, но в результате особого антивоспитания люди приходят к тому, что совесть практически перестает действовать, атрофируется», – подчеркивает он.
Церковь не стоит в стороне от проблем общества, к которому принадлежат ее верующие люди. Как заметил Святейший Патриарх Кирилл, дело Церкви – «работать с человеческими душами, потому что одних только властных рычагов в преодолении коррупции явно недостаточно».
При каждой епархии существуют отделы по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами, органами государственной власти и муниципалитетами, проводятся встречи со служащими. Со многими государственными органами подписываются соглашения о сотрудничестве, в которых отдельно прописываются меры по борьбе с коррупцией. В частности, такой договор был подписан со Счетной палатой Российской Федерации. Согласно документу, обе стороны будут заботиться о сохранении нравственности в обществе, противодействовать коррупции, экстремизму, духовной экспансии, участвовать в восстановлении и развитии исторического и культурного наследия, проводить просветительские акции, вести диалог в законодательной сфере.
Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами «призывает священнослужителей и всех православных верующих обращать внимание на факты коррупционных проявлений в общественной и профессиональной деятельности и принимать необходимые меры по противодействию коррупции. В пастырских проповедях и беседах следует обращать особое внимание на недопустимость взяточничества и лихоимства в служебной деятельности и повседневной жизни При этом, как учит практика духовного делания, начинать следует с себя». Также Русская Православная Церковь в рамках своей правозащитной деятельности особо выделяет противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности.
Но помимо всех внешних форм взаимодействия Церковь еще и несет свое каждодневное и невидимое для широкой общественности служение. Ежедневно священнослужители общаются с конкретными людьми – увещевают их, наставляют, говорят в проповедях о пагубности коррупции. Многие и многие люди, получая духовную поддержку, начинают верить в возможность исправления ситуации и в первую очередь начинают с себя. Ведь, по мнению протоиерея Александра Шестака из Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, «если мы не включим совесть в систему предупреждения коррупции, то все наши усилия, в том числе и в законотворческой сфере, будут тщетны».
диакон Никита КУЗНЕЦОВ
В основе публикации –
доклад на II Совете молодежных общественных организаций
и объединений Татарстана
в сфере противодействия коррупции
Текст доклада опубликован сайтом Татарстанской митрополии