Home / Православие повсюду / «Игольное ушко» бизнеса

«Игольное ушко» бизнеса

Принято считать, что цель бизнеса и методы его ведения диаметрально расходятся с целью и правилами христианской жизни. Может ли православный человек, занимаясь бизнесом, не идти на компромиссы с совестью? Об этом – размышления бизнес-леди с 20-летним «стажем».

В православной среде неоднозначное отношение к бизнесу, исторически обусловленное личными запретами и ограничениями, этическими нормами, христианскими заповедями. Немалую роль сыграло и советское наследие. Так что же, для православного предпринимателя непреодолим конфликт: или деньги зарабатывать, или душу спасать?

Я считаю, что нет никакого «или — или»

Корень конфликта (и его решение) заключается в ошибочном мнении, что целью бизнеса является зарабатывание денег. Довольно часто православные бизнесмены жалуются на «сделки с совестью», потому что предпринимателю нужно ежедневно продавать, продвигать, добывать, приспосабливаться к системе, выдавая откаты и взятки, конфликтовать, «уходить от налогов», конкурировать, суетиться – всего не перечислишь.

Кроме того, когда «во главу угла» поставлены деньги, возникает конфликт интересов: прибыль компании в действительности интересует только собственников, мало интересует сотрудников, и абсолютно противоречит интересам клиентов.

И все же, оглядываясь на двадцатилетний опыт ведения бизнеса, я сегодня, как никогда, уверена, что  именно предпринимательство является одним из наиболее приемлемых занятий для православных. Собственное дело дает свободу от чужой воли, возможность обеспечивать уровень достатка, сохранять достоинство. Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется хорошим и практичным то решение, которое я нашла для себя, и которым хочу поделиться.

Много лет я решала бизнес-задачи не без помощи компромиссов с совестью. Православная по мировоззрению и одновременно «бизнес-вумен», в итоге я испытывала ожесточение, уныние, нежелание работать. Муж как-то заметил: «Как только ты переключаешься на работу, становишься злой».

Довольно скоро я довела себя до состояния «загнанной лошади», которая и бросить этот груз не может в силу обязательств перед партнерами и сотрудниками, но и тянуть его больше не в состоянии. Ни мотивации, ни энергии, ни сил – ничего!

Осознав, что дальше будет еще хуже, я стала искать, читать, думать, стараясь найти выход. По-честному, без видов на «чудо для избранных». Конфликт нужно было решить основательно, а не убежать от него или отделаться очередным «заумным» компромиссом.

Мне нужно было решение, которое: позволило бы оставаться в бизнесе (наем соответствующего специалиста не решал проблему), обеспечивало достаток, не нарушало моей целостности, было социально адекватным и полезным, не заставляло кардинально менять сферу деятельности. Также было важно, чтобы преобразованный бизнес безоговорочно радовал (что исключает сделки с совестью) и давал, а не забирал энергию.

Не буду описывать процесс поиска – опишу само решение дилеммы «или деньги зарабатывать, или душу спасать». Решение таково: нужно определить настоящую цель.

Считается, что цель бизнеса – зарабатывание денег. Спору нет, деньги точно и безоговорочно нужны. Но давайте же отведем им подобающее место. Что, если прибыль – это не цель бизнеса, а его следствие, то есть результат другой цели и правильно построенных процессов по ее достижению?

Возникает закономерный вопрос: что же это за «другая цель»? Представьте себе мишень с рядом «очков», уменьшающихся по мере удалению от «яблочка» – нашей основной цели: 1  2  3  4 5 6 7  8  9 10 9  8 7  6  5  4  3  2  1.

Куда вы будете целить? Конечно, в центр – там больше всего «очков». То есть целью может быть все пространство мишени, но при намерении попасть «в десятку» ваша эффективность будет выше. Так вот, деньги – на окраине мишени. Представьте, что вы целитесь в «окраину». Какие-то очки вы, конечно, наберёте, но вероятность того, что «стрела»  ваших усилий, времени и внимания улетит «в пустоту», очень велика.

Что же в центре? Что является целью и «игольным ушком» бизнеса?

Вы наверняка сталкивались с таким понятием, как «миссия». И, наверное, были разочарованы: подавляющее большинство «миссий» на деле оказывались пафосной декларацией, не имеющей ничего общего с тем, чем миссия должна быть по определению – честным ответом на вопрос: «Зачем мы клиентам?»

Миссия – это точка пересечения интересов как бизнеса, так и его клиентов. Причем ответ на вопрос «зачем» должен одинаково радовать как ваших клиентов, так и вас с вашими сотрудниками. Возлюби ближнего своего как самого себя – эта заповедь отлично «работает» в бизнесе

Вот примеры работающих миссий: «Сделать Украину самой гостеприимной страной мира». Правда, достойная цель для клуба отельеров и рестораторов?

Или «свобода развиваться» для IT-компании, предоставляющей комплексные решения: «Мы обеспечиваем свободу развиваться – наши продукты, сервисы и решения экономят время, оптимизируют затраты, освобождают от рутины».

Такого рода цели воодушевляют, наделяют «социальной дерзостью», позволяют определить верные ориентиры, сотрудничать со вчерашними конкурентами.

Да, это непросто: ответить на вопрос, зачем мы клиентам. Но ответ того стоит, так как содержит смысл вашего бизнеса – не только для вас, но и ваших сотрудников и клиентов. Ведь клиенты приходят к вам не для того, чтобы вы заработали, а для решения своих задач и запросов.

Конечно, одной лишь миссии мало. Для того, чтобы бизнес радовал, был востребованным и прибыльным, нужны адекватные вашей миссии и рыночной ситуации бизнес-модель, стратегия и тактика. Но сам конфликт, описанный в начале статьи, подход с «заменой цели» решает.

Поняв, что дальше будет только хуже, я решила изменить то, что могу, а там – как Бог даст…

И мы перестали считать целью бизнеса «зарабатывание денег». Рискуя разориться, завершили партнерство с теми компаниями, менеджеры которых требовали откатов. Сменили форму собственности для того, чтобы не было искушения «химичить» с налогами. Оставили и развили «главную компетенцию», убрав посредничество. Сократили оказавшийся чрезмерным после такой оптимизации штат. Отказались от ставшего ненужным офиса. Попутно выяснилось, что в таком формате работы у нас практически нет конкурентов и географических границ…

Спустя четыре года могу сказать уверенно: такой подход не просто работает, он работает на порядок эффективнее. Энергия, востребованность, свобода отказаться от сомнительного проекта или партнерства, состояние радости и смысл – вот плоды принятых тогда решений.

У меня есть стоящее Дело, в процессе которого есть возможность «взрослеть душой», решая все более важные внутренние и внешние задачи, сохраняя целостность.

Татьяна ЖДАНОВА

Об авторе: Татьяна Жданова – предприниматель с 20-летним стажем, основатель агентства корпоративного брендинга «Brandhouse», член команды «WikiCityNomica», руководитель рабочей группы проекта «Туристический бренд Украины», спикер конференций по брендингу, маркетингу и предпринимательству в Украине, России, Беларуси, Молдове и Казахстане, автор публикаций на темы корпоративного, персонального и территориального брендинга, маркетинга, менеджмента, психологии, дизайна, сторителлинга; спикер TEDx. 

Публикация сайта «Православие в Украине»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *