Мы расскажем об освященной столетиями традиции празднования Пасхи в молдавском селе. В основном по всей Молдове это происходило одинаково, хотя в зависимости от зон – например, в северной части, на Буковине – могли встречаться и локальные особенности, о некоторых мы тоже упомянем. Поскольку в последние десятилетия молдавские сёла стремительно пустеют, набирает обороты процесс урбанизации и трудовой эмиграции, молдаване пытаются сохранить традицию и в новой, городской среде обитания – в той мере, в какой это удаётся. Но в качестве классического примера обратимся к тому, как принято праздновать Воскресенье Христово в селах центральной зоны Республики Молдова.
В ожидании Светлого праздника
Непосредственно к празднику начинают готовиться на Страстной седмице – времени особо строго поста, когда ограничения в еде соблюдают даже те, кто по каким-либо причинам не делал этого в период всего Великого поста. В Великий четверг принято красить яйца, печь куличи, готовить другие блюда к пасхальному столу. Обязательными считаются запечённое мясо ягнёнка и овечий каш – особым образом приготовленный сыр.
Еще в этот день выпекаются сладости – безе из яичных белков, печенья различной формы. На Рождество выпекаются печенья в виде звездочки или полумесяца, а на Пасху – круглые, в виде солнца, или с лепестками, в виде цветов. Готовятся они главным образом для подарков сельским детишкам, которые в светлое пасхальное утро пойдут из дома в дом поздравлять хозяев с возгласом «Hristos a Înviat!» («Христос а Ынвиàт!» — «Христос Воскресе!»). Каждому непременно будет вручено в подарок и пасхальное яйцо.
Яйца раньше всегда красили в красный цвет. Уже в наше время появился обычай красить их и в другие цвета – жёлтый, зелёный, синий, золотистый (посредством кипения в кожуре от репчатого лука), но традиционными для Пасхи издавна считались красные яйца.
В Великую пятницу стараются не обременять себя делами, огонь в кухонной печи не зажигают; также не производится домашняя уборка с использованием воды. Даже для умывания уходит мало воды − только для ополаскивания рук и лица. Считается, что в этот день «вода стекается к мёртвым».
В Великую субботу прибирают в доме, готовится остальная еда к празднику – холодец из петуха, голубцы. Также в этот день, чтобы сохранилась свежей, изготовляется пасха – сладкое творожное кушанье с выложенным сверху изюмом крестом. Ещё в предпасхальную субботу принято подвешивать два-три красных яйца на небольшое дерево перед домом, «чтобы год выдался урожайным».
В храме
Вечером народ готовится идти в церковь на всенощную. Все стараются надеть что-то новое, при встрече люди, особенно дети и молодые девушки, любопытствуют друг у друга, кто и какую обновку купил себе к Пасхе. Как правило, к пасхальному празднику зимнюю одежду откладывают, все одеваются по-весеннему. Во дворе сельской церкви собирается всё село, дома остаются лишь малые дети и немощные старики.
Пасхальное богослужение начинается в десять вечера и длится до трёх-четырёх часов утра. В полночь все выходят из храма и с горящими свечами крестным ходом трижды обходят храм, затем возвращаются внутрь, и служба продолжается. Но перед этим принято наведаться на могилы близких, расположенные рядом, за оградой церкви, на сельском кладбище, и оставить по зажжённой свечке на каждой могиле.
В некоторых сёлах сразу по окончании крестного хода, после троекратного возгласа священника «Hristos a Înviat!» и ответного приветствия «Аdevărat a Înviat!» («Адевэрàт а Ынвиàт!» — «Воистину Воскресе!»), было принято отмечать радостное событие Воскресения Спасителя выстрелами в воздух или щелканьем пастушеского бича, что означало изгнание злых духов. В других местах стрельба из ружья проводилась вечером, до начала богослужения, что служило сигналом для сельчан собираться и идти в церковь.
После Пасхальной ночи
Пасхальную еду в Молдове принято святить под утро, сразу после окончания литургии. У каждого мирянина с собой − принесённая из дому корзина, покрытая расшитым узорами льняным домашним полотенцем, где, кроме кулича и красных яиц, также находятся творожная пасха, мясо, бутыль с вином, другая праздничная снедь. Корзины кладутся прямо на землю во дворе храма, где и совершается чин освящения.
Еще кое-где на дно корзины кладут тарелку с «символами радости» на весь год: семенами мака, солью, сахаром, мукой, луком и чесноком. С ними после освящения полагается поступить следующим образом: мак бросают в речку, чтобы прогнать засуху; соль полагается хранить весь год, чтобы было изобилие; сахар дают больной скотине − считается, что он обладает чудодейственной силой; мука символизирует богатый урожай зерновых; а лук с чесноком играют роль защитника против насекомых.
В северной части Молдовы и на Буковине принято после службы вновь заглянуть на кладбище, закопать крашеное яйцо в землю на могиле, символизируя «заблудший путь», чтобы душа усопшего не нашла дорогу домой.
По домам возвращаются с зажженными свечами. Разговляются освященной едой, но слегка, затем, после непродолжительного отдыха, наступает пора праздничного застолья. Чокаются освященными яйцами: сначала отец с матерью, затем родители с детьми, затем уже дети между собой. Считается, что, поступая так, все члены семьи встретятся потом на том свете. Кто хочет иметь хороший румянец, прежде чем съесть крашеное яйцо, натирает им свои щёки.
С пасхальными яйцами у молдаван вообще связан целый ряд поверий. Вот лишь некоторые:
Старики говорят, что от первого треснувшего яйца, которым чокнулись на Пасху, должны вкусить все члены семьи, чтобы всегда оставаться вместе.
Если девушке или парню попалось в первый день Пасхи яйцо с двумя желтками, надо готовиться к свадьбе. Издавна считается, что это к скорому браку.
Во многих молдавских сёлах традиция требует, чтобы в этот день вся семья умывала себе лицо водой из кувшина, в который положили цветы, медные деньги и крашеное яйцо. Это означает, что будешь румяным, как красное яйцо, богатым и здоровым. Деньги забирает тот, кто умывался этой водой последним.
Буковинцы чокаются крашеными яйцами в первый день Пасхи только острыми концами, а затем, начиная с понедельника Светлой Седмицы, уже и тупыми.
В отдельных молдавских сёлах считается, что тот, чьё яйцо не разбилось на Пасху, отойдёт в мир иной раньше, чем его напарник. Напротив, если твоё яйцо разбилось, будешь здоровым и сильным весь год.
В сёлах на берегах Прута – реки, когда-то разделявшей Молдавское княжество пополам, а ныне обозначающей границу между Республикой Молдова и Румынией, − обычай требует, чтобы кожура от пасхального яйца была непременно выброшена на дорогу.
Перед тем, как садиться за праздничный стол, детям полагается поцеловать руку отцу с матерью, испросить у них благословение. После обеда дети первым делом спешат поздравить с праздником Христова Воскресения «больших родителей» − своих дедушек с бабушками, им тоже принято целовать руку и получать от них благословение.
Во многих селах Молдовы сохранилась традиция пасхального или весеннего колядования. Детишки собираются в небольшие группы и начинают обходить с праздничным поздравлением соседей, родственников, дом за домом, улицу за улицей. Сказав хором «Hristos a Înviat!» и услышав в ответ «Аdevărat a Înviat!», получают в благодарность денежку, крашеные яйца, сладости.
Затем, после того, как обход села закончен, все встречаются где-нибудь в центре, объединяют «добычу» и спешат в лес либо на ближайшую поляну – собирать цветы, играть. Ближе к вечеру подтягивается молодежь, начинаются пасхальные гуляния, которые длятся заполночь. Взрослые же в это время ходят друг к другу в гости, дарят символические подарки – пасхальный куличик, несколько яиц. Так обычно проходит в молдавском селе воскресный день Светлой седмицы.
Пасха Блаженных
Даже перебравшись в город, молдаване стремились уехать на Пасху в родное село, встретить этот главный христианский праздник на своей малой родине. С течением времени традиция изменилась: теперь большинство празднует его в городе. Но зато спустя неделю, когда в Молдове отмечается Пасха Блаженных (Paștele Blajinilor, аналог российской Радоницы), все непременно должны побывать у себя в селе, помянуть усопших предков.
Вот что можно прочитать об этом празднике на популярном портале «Moldovenii» («Молдаване»):
«По своему происхождению Пасха Блаженных являлся старинным народным праздником. Во многих регионах этот праздник принято отмечать в первое воскресенье после Пасхи или на восьмой день после Пасхи – это день, посвящённый воображаемой встрече живых и умерших. В народе этот праздник также называется Пасха или Понедельник Мёртвых, Проход (или Проходы), Пасха Блаженных. Пасха Блаженных имеет более широкое распространение в Молдове и Буковине.
Существуют определённые народные верования, объясняющие, кто такие блаженные. Блаженные живут далеко на краю земли, за большими водами. В народе говорят, что они мягкие в обращении, кроткие, покорные Господу, набожные и добрые люди. Они мирные, не способны никому причинить зло, ведут скромный образ жизни, строго соблюдают все посты. Они не умеют следить за временем, не знают, когда бывают праздники, в том числе Пасха. Они постятся весь год, и узнают о том, что наступила Пасха тогда, когда видят яичную скорлупу, плывущую по воде. По поверьям, яичная скорлупа вновь становится целой, когда попадает в их страну.
Пасха Блаженных не является частью церковного канона, официальным православным праздником, а представляет собой религиозную традицию, связанную с культом умерших.
Одним из этапов подготовки к этому празднику является проведение тщательной уборки на кладбищах, ухаживание за могилами. По тому, как верующие ухаживают за местами погребения своих родных, судят о соблюдении традиции, связанной с культом умерших предков. В этом смысле показательным является первый четверг после Пасхи, который называется «Четверг Мёртвых», − именно в этот день сельчане наводят порядок на кладбище, приносят с собой печенье, крашеные яйца, плацинды, поминальные дары.
Особое внимание уделяется подготовке поминальных даров, в которые входят калач, свеча, спички, крашеное яйцо, печенье и непременно полотенце или другие тканые изделия. Поминальные дары выставляют на стол с вечера, зажигают свечи для того, чтобы «покойные знали, что к ним придут». Утром все идут на кладбище, на могилы близких, с поминальными дарами и вином. Священник обходит могилы и освящает поминальные дары, которые затем раздают детям, родственникам, друзьям, бедным людям за упокой души усопших.
В некоторых селах после этого ритуала родственники возвращаются домой, и накрывают поминальный стол. В других местах приносят еду на кладбище и там делают общий стол. Вино, которое пьют на кладбище, не допивают до конца, а выливают остатки из стакана на могилу. Некоторые сельчане считают, что это вино предназначено для дьявола, у которого покойный якобы купил землю для своей могилы. По другим поверьям, вылитое вино пьют усопшие, которые тоже веселятся в этот день. Остатки еды оставляют на могилах, потому что считается, что принести их домой – это грех, который может принести несчастье.
Неизвестно, откуда пришёл обычай поминать усопших в этот день, но известно одно: в этот день молдаване посвящают памяти покойных, посещая их могилы. Те, кто приходит на кладбище на Пасху Блаженных, верят, что их покойные родственники находятся рядом с ними в этот день. Традиции и обычаи, связанные с праздником Пасхи Блаженных свято соблюдаются молдаванами и сегодня».
Следует отметить, что, совершая в этот день панихиды по усопшим, Церковь вместе с тем противостоит языческой привычке устраивать трапезы на кладбищах – привычке, которая за годы советской власти приобрела в Молдове воистину гипертрофированный характер. Отчасти это произошло потому, что, чиня гонения на Церковь, государство не препятствовало празднованию Пасхи Блаженных, которая и стала для верующего народа своеобразной отдушиной. Сегодня священники ежегодно разъясняют пастве вредный характер «кладбищенских застолий», настаивают на том, что свидание с покойными на погостах должно сводиться к уборке могил, молитвам за души умерших родственников, зажжённой свече на могиле, а поминальный обед должен проходить дома по возвращении с кладбища. И, по крайней мере, среди активных прихожан их призывы всё чаще находят понимание.
«Малая Пасха»
Сорокадневный пасхальный цикл завершается у молдаван, как и у других православных народов, празднованием Вознесения Господня, сопровождаемого так называемым летним колядованием.
К празднику Вознесения народ в селе готовится, как к «малой Пасхе»: вновь пекутся куличи, красятся яйца. Но в этот четверг молдаване при встрече приветствуют друг друга уже словами «Hristos S-a înălţat!» («Христос с-а Ынэлцàт!» — «Христос Вознёсся!») и отвечают «Adevărat S-a înălţat!» («Воистину Вознёсся!»). Дети с утра, как и на «большую Пасху», отправляются по сельским улицам с колядованием, получают в подарок красное яичко, печенья, конфеты. Ну и, разумеется, согласно народной традиции, если в первый день Пасхи чокались друг с другом острыми концами крашеных яиц, то на Вознесение это принято делать, наоборот, их тупыми концами.
Слава Богу, описанная традиция празднования Пасхи живёт в молдавском народе и сегодня, красочно олицетворяя собой живую веру в Воскресение Христа Спасителя и надежду на Его великую милость.
Виктор ЖОСУ