Основные женские «профессии» в храме – просфорница, уборщица, сотрудница свечного ящика. Вроде бы, незаметные роли, незамысловатые послушания. Однако для тех, кто посвятил им немалую часть своей жизни, труд в храме означает что-то особенное. О годах и десятилетиях, посвященных своему приходу, рассказали однажды работницы Успенского храма в городе Усмань.
Более четверти века назад пришли помогать настоятелю Успенского храма Усмани, ныне почившему протоиерею Владимиру Баязову, Мария Петровна Труфанова и Валентина Николаевна Данковцева. Трудились, не покладая рук, на многих послушаниях. Но главным стало приготовление просфор.
По-разному проходило воцерковление верных помощниц своего духовного отца до знакомства с ним. Мария Петровна с раннего детства посещала церковь с родителями, и самые торжественные, самые яркие воспоминания детства были связаны с Пасхальным богослужением.
– В школе на нас рисовали карикатуры в стенгазетах, наказывали, на линейку выводили, но мы все равно в храм бегали, – вспоминает Мария Петровна. – У супруга тоже родители оказались верующими. В 70-х годах молодежь в храм не пускали, милиция дежурила, но нам все-таки удавалось в выходные дни, в большие православные праздники на службу пробираться.
Любили богослужение?
– Очень! – Не раздумывая, ответила Мария Петровна. – Храм – это жизнь. Без храма жить нельзя. Даже не представляю жизнь без храма.
Что для Вас самое главное в храме?
– Самое дорогое – это исповедь и причащение, они ведь ко спасению души.
Изменилось что-то за эти годы в жизни прихода?
– Многое изменилось. Молодежи стало больше приходить. Детишек многие стараются каждое воскресенье и в праздники причащать. Стали понимать, как говорили в старину: «Без Бога ни до порога». И священников сейчас больше стало. Раньше батюшкам тяжело было верующих окормлять: один священник на всю округу был, разве все успеешь. А теперь у прихожан благодатная возможность появилась – под духовным руководством жить, все по благословению делать.
А что такое жить по благословению, Мария Петровна знает не понаслышке. Восемь лет была она рядом со своим духовным отцом протоиереем Владимиром Баязовым.
– Как он молился! Такой молитвенник был, – вспоминает Мария Петровна. – И нас учил каждое дело с благословения Божия начинать. Помню, перед Великим постом собирал батюшка всех духовных чад. Мы становились на коленочки, и батюшка читал молитву, чтобы Господь нас на предстоящий пост укрепил. Такая умилительная молитва была. Теперь жалеем, что ее не записали. Раньше ведь молитвослов не достать было. Молитвы от руки переписывали…
– Многому нас батюшка научил, – продолжает Мария, с нежностью возвращаясь к воспоминаниям о прошлом. – Ведь книг духовных в продаже не было, и мы все вопросы батюшке задавали, как то или другое дело правильно сделать.
Началось же духовное окормление Марии у отца Владимира следующим образом. Однажды она подошла к батюшке после всенощной и пожаловалась, что ничего не понимает в вечернем богослужении, поэтому молиться внимательно не получается. Батюшка тогда ничего не ответил. Но через несколько дней, встретив ее на улице, окликнул по имени и сказал, что привез ей то, в чем она нуждается.
С трепетом бежала Мария Петровна в тот день на вечернюю службу. Какова же была ее радость, когда батюшка вышел на шестопсалмии и протянул ей заветную книжечку с пояснением литургии и всенощного бдения. Кратко пояснив содержание книги, отец Владимир благословил обращаться к нему, если возникнут какие-то вопросы. С тех пор Мария уже находилась при батюшкином руководстве неотлучно. А вскоре духовный отец пригласил ее в помощницы по храму.
На каких только послушаниях не была Мария со своей подругой Валентиной Николаевной Данковцевой, с которой они сдружились еще на заводе: и храм красили, и стекла в окнах под куполом меняли, и кирпичи таскали, когда отец Владимир задумал соорудить пристройку к храму, не вмещавшему к тому времени в праздники всех верующих, которые пришли на богослужение, – стояли так плотно, что руку нельзя было поднять, перекреститься. А затем батюшка восстанавливал разрушенную колокольню.
– Мы двадцать лет на стройке малярами проработали, высоты не боимся… Но самое любимое послушание – это печь просфорочки, – поделилась Мария. – Послушание очень трудное, но и благодатное. Натираем вручную, а раньше и месили вручную. Целый час месить приходилось. Труд, конечно, тяжелый, но и радостный.
– Все говорят, что просфоры у нас очень вкусные, тем более, что мы их «зажариваем» – поделилась маленьким секретом Валентина Николаевна Данковцева.
Как думаете, в чем секрет вкусных просфор?
– Я думаю, что когда их с любовью и молитвой делаешь, то они вкусные получаются, а впрочем, не знаю, – скромно заключила Мария.
– Очень тяжелый труд и ответственный, – продолжила Валентина. – Сейчас у нас, спасибо отцу Олегу, и печь новая, и машина-мешалка, и машина раскаточная – и то нелегко приходится. А раньше они все вручную месили с матушкой Серапионой, по целому часу тесто только взбивали. Но оно того стоит. Это же хлеб особый – богослужебный.
– Матушка Серапиона тоже здесь много потрудилась: и готовила, и стирала, и убирала, и за церковным ящиком стояла, записочки принимала. Все делала. Теперь своему сыну – отцу Владимиру – на приходе в Поддубровке помогает, – напомнила Мария.
– Да, потрудилось наше поколение на приходе много, – дополняет Валентина Николаевна. – И строили, и кирпичи разгружали. Когда забор ставили, то ямки под столбики бабушки 60-70-летние копали…
Валентина Николаевна трудится при храме уже более четверти века. Когда настоятелю понадобилась помощница за свечным ящиком, Мария со всей уверенностью в безукоризненной честности подруги рекомендовала ее своему духовному отцу.
Путь к храму у Валентины был несколько иной, чем у Марии. В детстве в церковь она не ходила, а когда вышла замуж, оказалось, что семья у супруга очень верующая: в храм на все праздники ходили, посты строго соблюдали.
– Я сначала даже возмутилась, – с улыбкой вспоминает Валентина Николаевна, – а потом интерес стал появляться. Золовка придет из храма, я ее спрошу, что за праздник был, потом найду про него в книгах (у свекра много духовных книг было) и читаю. А потом сама начала в храм ходить. Сначала перед работой забегу, свечку поставлю. Позже стала с работы и на вечерние службы под праздники убегать. Батюшка как узнал, строго запретил. Сказал: «До пяти работай, а потом приходи, сколько успеешь».
– Батюшку слушаться надо, а то ведь ревность не по разуму бывает. Думаешь, что сама знаешь, как лучше. За годы батюшкиного окормления поняла: надо по благословению делать, тогда Сам Господь твоей жизнью руководит и все хорошо получается, – добавила Мария.
– Это верно… А как батюшки заботятся о нас, – продолжила Валентина. – Я лет пять-шесть назад сказала отцу Олегу, что ноги болят, больше не могу ходить. А батюшка: «Ничего, Валентина, мы тебя возить будем». Вот так и возят до сего дня… А моложе были – ходили несколько километров пешком и по грязи непролазной, и по снегу.
– Теперь постарели… Литургию выстоим, а вечернюю уже сидеть надо. Разве это молитва? Это уже просто отбывание, – сетует Мария. – Но все равно, слава Богу, мы в храме!
– Это самое главное, что в храме, – соглашается Валентина.
– Больше 25 лет при храме, может, что и заслужим своим трудом, – робко выразила главную надежду всей жизни Мария Петровна.
Всю свою жизнь без остатка принесли они Богу, но нет и тени горделивой мысли, что Он им что-то должен, обязан… «Заслужим трудом» – как редко эти слова можно услышать в наше время, когда честный труд стремительно теряет самоценность. Повсюду только и слышишь, что важен не труд, а заработок. И только в Церкви Христовой по-прежнему велик труд в очах Божиих – труд души, физический труд, всякий труд ради Христа и ближнего.
– Надеемся. Надежда есть, и вера есть, только бы ее не потерять, до конца устоять в вере… И когда умрем, чтобы отпели нас в храме – вот наше самое большое желание, – вторит подруге Валентина.
Да, литургию здесь отстоять, – подхватывает Мария.
Удивительные скромные труженицы. Даже представляя себя в храме на смертном одре, говорят: «литургию отстоять», – и в этом крепкая и несомненная вера, что лежит по блаженном упокоении бездыханным только тело, душа же продолжает предстоять Богу в молитве.
В основе публикации –
материалы сайта Липецкой митрополии