Home / Православие повсюду / Духовная география

Духовная география

Не так уж и давно, в начале девяностых годов прошлого века, открытых монастырей в нашей стране было совсем мало, и люди верующие знали их практически наперечет. Сейчас, спустя четверть века с начала церковного возрождения после гонений, число монашеских обителей в Русской Церкви превышает девятьсот, и, конечно, о многих монастырях, особенно если они находятся в другом регионе, люди могут не знать. Тем интересней знакомиться с жизнью того или иного монастыря, особенно если он не принадлежит к числу известных и находится вдали от городской суеты. Сегодня урок «духовной географии» посвящен одной из монашеских обителей Салаватско-Кумертауской епархии. Как этот учрежденный десятилетие назад монастырь связан с дореволюционным названием московской улицы? Почему превращенный на десятилетия в зерновой склад храм стал местом притяжения для отверженных обществом людей? Что тянет детей с монастырскую школу? Об этом и многом другом могут рассказать насельницы Марфо-Мариинской обители в селе Ира (Башкортостан) во главе с игуменией Серафимой (Мишурой).

История и география

В в селе Ира берегу реки Белая находится Марфо-Мариинский женский монастырь. Село это начали строить переселенцы из Центральной России в первой половине XIX века. Им приглянулось место на излучине реки Белой. Первая церковь в честь Покрова Богородицы была построена в 1880 году. Через семь лет она была уничтожена пожаром. Возведение храма из кирпича на месте сгоревшей деревянной церкви связано с именами графа Павла Николаевича Су-Соколова, его супруги Анны Ефимовны и ее сестры Софьи, рано умершей и оставившей Анне Ефимовне 25 тысяч золотых царских рублей на постройку храма во имя ее небесной покровительницы.

Павел Николаевич был порядочным и щедрым московским фабрикантом, владевшим стекольными заводами и текстильными фабриками. В 1913 году он был награжден медалью в честь 300-летия дома Романовых и удостоен звания «Почетный гражданин города Москвы». В Москве граф построил на свои деньги шоссе, названное его именем. Сусоколовское шессе до сих пор есть на карте города.

Страдая астмой, в Башкирию он приезжал на кумысолечение. В селе Ира Павел Николаевич построил дом и часто бывал там с супругой.

Местные жители, оставшиеся после пожара без храма, обратились к фабриканту с просьбой о помощи в строительстве церкви. Первые хлопоты по строительству взяла на себя супруга графа Анна Ефимовна, посетившая с московским инженером-архитектором Михаилом Приемышевым в Троице-Сергиевой лавре канцелярию обер-прокурора Священного Синода, где получила разрешение на строительство храмового здания. До конца 1913 года М.Е. Приемышев разработал проект, а затем в течение двух лет мастеровые из Владимирской губернии возвели в селе двухпрестольный храм. В начале 1916 года храм он был освящен: большой придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, малый – во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В феврале 1916 года при церкви был открыт приход с причтом, состоявшим из священника и псаломщика. Первым священником был назначен отец Иоанн Гордов.

Построенная на большой площади вдоль трассы Уфа – Оренбург, церковь благодаря необыкновенно высокой колокольне как бы взлетела ввысь, освещая село благодатным светом.

Но недолго шли службы в храме. 1917 год. Октябрьская революция изменила всю жизнь села. Трагическая участь Православной Церкви в условиях безбожного государства не миновала Уфимскую епархию и Покровскую церковь в селе Ира. Уже в 1927 году запылал большой костер из церковных книг и икон. Священническое облачение, разрезанное на ленты, было разбросанно по всему двору. Храм закрыли. Последним священником его стал отец Симеон Гордов.

За многие годы использования храма для складирования зерна здание понесло огромные утраты. Переполнение склада послужило причиной возникновения сквозных трещин в боковых гранях стен, кровля через некоторое время оказалась практически полностью разрушена, купола и кресты погнуты, пол под тяжестью зерна рухнул, двери и оконные рамы развалились.


Убежище для неприкаянных

До 1994 года храм стоял полуразрушенным и униженным. Неизмеримо великая заслуга в его восстановлении принадлежит отцу Виталию Чернышеву (ныне архимандриту Николаю). С неиссякаемой энергией взялся он за возрождение Покровской церкви села Ира. Сначала восстановили малый придел, а полностью закончили восстановление в 2001 году, на праздник Преображения Господня.

Епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон освятил храм, переименовав придел в Софийский.

Одновременно с восстановлением церкви велось строительство двух жилых домов, в одном из них вместе с жилыми кельями были обустроены трапезная, просфорная, крестильная, библиотека, классы детской воскресной школы. Во втором строении разместились кельи и швейная мастерская.

При храме была создана Марфо-Мариинская обитель милосердия. Принимали в нее всех нуждающихся в крове, бездомных, никому ненужных престарелых людей, матерей-одиночек с детьми, трудновоспитуемых подростков, освобожденных из заключения лиц. Завели хозяйство – коровы, куры. Земли под огороды было достаточно. Все насельники должны были трудиться и обязательно утром и вечером посещать молитвенное правило. Трудно было всем, далеко не каждый выдерживал такой устав. И трудиться непривыкшие были, а молиться и вовсе тяжело. Кто-то уходил. Мамочки-одиночки тоже – кто замуж выходил, кто возвращался в родительский дом. Были и такие, кто вставал, падал и опять вставал с Божьей помощью. На них и держалась обитель. Отец Виталий был ее настоятелем.

В 2004 году он овдовел, и 19 декабря того же года был пострижен в монашество с наречением имени Николай в честь святителя Николая Чудотворца. А с 1 января 2005 года иеромонах Николай назначается наместником Покровского мужского монастыря, который тоже надо было восстанавливать. Этот монастырь находится в селе Дедово. Марфо-Мариинскую обитель преобразовали в подворье этого монастыря. Практически все братия ушли с отцом Николаем в мужской монастырь.

Обитель Марфы и Марии

Среди насельниц подворья к этому времени в Ире уже жили три монахини. 14 апреля 2006 года был первый постриг – монашество приняли пять человек.

В 2006 году на заседании Священного Синода по ходатайству архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона было принято решение преобразовать Софийский приход и существующую при нем обитель милосердия в селе Ира в Марфо-Мариинский женский монастырь. Настоятельницей стала монахиня Серафима (Мишура).

В 2011 году в Башкортостане создана митрополия, в которую вошли три епархии. На следующий год на Салаватскую кафедру Синодом был избран епископ Николай (Субботин). Владыка не оставляет обитель своим вниманием: довольно часто в монастыре совершаются архиерейские службы, все начинания делаются с его благословения.

Со временем в монастыре построили еще храм преподобного Серафима Саровского, а также домовую церковь во имя великомученицы Ирины. Обитель обнесли кирпичной стеной.

В прошлом году широко отметили 100-летие Софийского храма и десятую годовщину учреждения монастыря.

День за днем

На первом месте в обители, конечно, молитва. Службы длинные, ничего не опускаем. Каноны с библейскими песнями. Рано утром вычитываем полунощницу, утренние молитвы, помянник и 100 Иисусовых молитв. В 8 часов – часы, литургия, требы. В пять вечера – вечерняя служба, утреня 1-й час. На вечернем правиле совершается повечерие с канонами, читаются молитвы на сон грядущим, 100 молитв Божией Матери и крестный ход вокруг монастыря. С первого года основания монастыря читаем Неусыпаемую Псалтирь.

Благодарим Бога, что он послал благодать на место нахождения нашего монастыря. Насельницы, как и многочисленные паломники, это ясно ощущают.

Монастырская святыня

Особо почитаемой святыней монастыря является икона блаженной Ксении Петербургской. Как много людей получили помощь по молитвам перед этим образом!

Икона написана с фотографии, которая была найдена в бумагах праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн очень почитал и ценил блаженную. На иконе у матушки Ксении такие необыкновенные глаза: понимающие, любящие.

Первое исцеление по молитве перед образом было в 2008 году. Недели через две после Рождества Христова приехала в обитель паломница из города Ишимбай и рассказала, что у нее долгое время был практически непрекращающийся кашель. Никому в семье от этого кашля ни днем, ни ночью покоя не было. Привезли ее дети на Рождество в Марфо-Мариинский монастырь. Приложилась женщина к незадолго до этого появившейся в обители иконе с просьбой к Ксении Петербургской: «Матушка Ксения, если можешь, исцели меня». Немного побыли они и уехали, чтобы не искушать никого кашлем. Две недели прошло – женщина больше не кашляет. И она поняла, что, излечил ее Господь через Свою угодницу. Тогда она приехала вновь в монастырь, чтобы поблагодарить Бога и Его угодницу. И сколько людей исцелились у этой святыни, сколько просивших о помощи смогли найти работу… Молитвы святой Ксении перед ее образом в обители кого-то отвели от суицида, кому-то помогли восстановить распавшуюся семью, бесчадные супруги вымолили рождение детей.

Когда в монастыре строили Серафимовскую церковь и одновременно меняли старые купола и кресты Софийского храма на позолоченные, денег явно не хватало. Насельницы постоянно читали акафисты преподобному Серафиму Саровскому и блаженной Ксении Петербургской, служили молебны. И как Господь управил! За три с половиной месяца удалось заменить пять куполов и пять крестов! В график уложились с подготовкой храма к освящению. Для всего этого понадобилось более трех миллионов рублей при том, что нет постоянных спонсоров. Один Господь да матушка Ксения знают, откуда приходили необходимые средства.

Прихожане, паломники пишут записочки матушке Ксении и кладут к иконе, а в благодарность за явленное в их жизни чудо они жертвуют к иконе цепочки, крестики, кольца, которые безмолвно свидетельствуют о множестве чудес от этого образа.

«Это какое-то чудо»

Еще нельзя не рассказать об исцелении отрока из Оренбурга. Это было лет восемь назад. Привезли записочку от мамы этого мальчика с просьбой о молитвенной помощи. Ему предстояла операция – удаление злокачественной опухоли. Сразу же начали читать Псалтирь, отслужили молебен с акафистом святой Ксении Петербургской. Акафист читали несколько дней подряд. Через две недели та же паломница, что привезла записку, приехала и рассказала, что отрока приготовили к операции, ввели наркоз. Хирург подходит к столу и не видит опухоли. «Не может этого быть! Просто не может! Это какое-то чудо!» Собрали консилиум, но действительно оперировать было нечего. Слава Богу и Его угоднице!

Вся семья потом приезжала к нам. Они возносили славу Господу и благодарили монахинь за молитвы. Хоть раньше семья была неверующая, после исцеления ребенка все в ней пришли к Богу. Антон успешно закончил школу, поступил в институт. Помоги ему Господь в дальнейшей жизни…

Школа и ферма

При монастыре уже десять лет существует детская воскресная школа. Сельские ребята с удовольствием посещают ее: то, что половина учащихся общеобразовательной школы являются учениками детской воскресной школы говорит о том, что им здесь интересно. По всем показателям она приравнивается к городским воскресным школам. Ее директор Вера Смирнова занимается с детьми с самого основания монастырской школы.

Духовник обители игумен Лука (Выштыкалюк) преподает детям и является их духовником. Возраст учеников детской воскресной школы – от 7 до 15 лет.

Есть у Марфо-Мариинского монастыря и свое хозяйство: две коровы и куры. Молоко, сметана, творог, масло, сыр – все свое, свежее. Земли тоже хватает, все необходимые для трапезы овощи насельницы выращивают сами с помощью паломников. Есть здесь и неутилитарные растения: множество цветов во дворе храма украшают двор обители.

Монастырь является местом паломничество – здесь готовы принять с ночевкой до тридцати человек одновременно. Прожить здесь можно до месяца. Матушки с любовью принимают всех, кто хочет какое-то время пожить в обители, помолиться вместе с ними и потрудиться во славу Божию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *