Home / Православие повсюду / Дом для священника

Дом для священника

Сколько в России удивительных историй созидания храмов! В рязанском селе Рачатники церковь построили в XIX веке сами жители. Помещика здесь не было, государево село считалось. Во второй трети XX столетия по советской традиции здание превратили в склад. Последнего настоятеля, как совсем недавно выяснилось, расстреляли. В 90-е годы храму вернули его назначение. Оказалось, что стены крепкие, выдержали все перестройки, и после того, как вынесли весь мусор и перекрытия, церковь обустроили опять же сами жители. Добротно снова отштукатурили, вырезали недостающие узоры иконостаса, вернули из домов спрятанные иконы. Правда, некоторые отдавать не захотели.

И вот уже больше двадцати лет в церковь приходят на молитву, раз-два в месяц приезжает священник. Но благоустройство продолжается. Необычна центральная часть храма. До революции не успели соорудить центральный алтарь, сделали только два боковых придела. Одна жительница попросила своего внука – студента Художественно-промышленной академии имени Строганова, и его сокурсницы год назад расписали стену, сделав копию знаменитой фрески Васнецова «Страшный суд» из Владимирского собора в Киеве.

Вот такие интересные события XIX, XX и XXI века сконцентрированы в истории сельского храма.

Храм Михаила Архангела в селе Рачатники Михайловского района Рязанской области


Два крыла над весью

Едем в Михайловский район Рязанской области. Поздняя холодная весна. На дороге – сбитая лиса. Глинистые поля Подмосковья сменяются на чёрнозем. На некоторых полях работают трактора. Подъезжаем к селу Рачатники. Издали виден краснокирпичный храм во имя Михаила Архангела. Это же имя носит и главный город района – Михайлов, расположенный в пяти километрах от села. На гербе города – два крыла.

«Существующая в с. Рачатниках деревянная Архангельская церковь построена в 1863 году. Земли церковной при ней значится 33 десятины. В приходе числится 513 муж. пола и 532 жен. пола. По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. Клировые ведомости за 1880 год. И. Добролюбов. («Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1 стр. 272.)

икона Михаила Архангела в храме в селе Рачатники

В других источниках указано, в 1900 году деревянная церковь была сломана и построена кирпичная, а рядом поставили небольшую церковно-приходскую школу. Учил в ней священник с октября до Пасхи, а с 1904 года учили два учителя в две смены по два класса ( 40-50 учеников). На школу собирали по 25 копеек с души.

Бытуют три версии происхождения названия села. По одной – от обилия раков, которые вылавливались в реке Проне, протекающей в селе. По другой версии, первоначальное название было Грачатники – от грачей, вивших свои гнезда на деревьях у реки. А третий вариант связан с прежним названием местности – Медвежьи Выселки: жители шли на зверя с рогатинами, а охотников называли рогатниками, и потом это слово видоизменилось в рачатники.

Обращаемся на улице к прохожей с вопросом, действует ли сейчас храм.

– Храм-то мы своими силами восстанавливали несколько лет. Деньги собирали с односельчан, ремонт сделали, все-все делали. А батюшки нет, – вздыхает собеседница Зинаида Ивановна.

Давно храм восстановили?

– Так… В 1997 году у меня брат умер, его, наверно, первого отпевали, – вспоминает собеседница. И тут же улыбается и машет рукой соседке, выглянувшей в окно с розовыми геранями на подоконнике: «Привет! Христос Воскрес!» – Это наша староста. Вот она все про нашу церковь знает.

Мария Николаевна
из старинного рязанского рода и ее дети

Подходим к дому.

– Мария Николаевна Чикина, — представляется статная женщина с внимательным, серьезным, но добрым взглядом. Как на полотнах русских художников или Рембрандта лицо человека, прожившего долгие годы, все понимающего про эту жизнь и смотрящего как бы уже из своего опыта другой духовной жизни.

Давно Вы здесь живете, Мария Николаевна?

– Мой род здешний. У меня дедушка и папа певчими были в храме. Дедушка официально был певчим, и какие-то деньги платили, а папа мальчиком тогда был, пел как любитель. Родные еще жили в Ижеславле, здесь недалеко.

Старинные славянские названия.

– Да. Старинные места. В советское время я жила в Люберцах с мужем. Там был храм. Ходила туда иногда, но не так, как сейчас. Но на Рождественский пост, на Великий пост всегда было для меня обязательным причаститься. И немножечко я говела – первую неделю, вторую, последнюю. Я росла в семье, где все говели, мама мне немножко молочка давала, а так мы все говели, вся семья. Дедушка рассказывал о праздниках. Храм закрыт был, а дедушка соберет нас, почитает Евангелие. И расскажет. И я немножко евангельские сюжеты знала, что к чему.

За столом на трапезе Евангелие читали?

– На печке. Холодно было. Все на печке. Печка большая была. Дом у нас кирпичный, ему уже больше ста лет. Родительский. Здесь рядом. Там теперь брат младший с семьей. Он в Рязани живет, но приезжает летом как на дачу. А этот домик дочь с зятем построили, Бог дал. Они говорят, что тоже переедут, когда на пенсию уйдут.

Мария Николаевна щедро угощает обедом. Пасхальные яства, салат уже из своего огорода, холодец, который хозяйка готовит два раза в год, – на Рождество и Пасху. Подошел кот – пушистый, но немного ободранный, видно, не домашний городской, а деревенский уличный.

Салат кот у вас ест?

– Салат нет, только огурцы, – смеется она.

Большое хозяйство?

– Кот, куры и огород. Больше ничего. Цветы дочь любит выращивать.

Не стоит село без праведника

С Марией Николаевной идем в храм, там уже собираются односельчанки. По дороге узнаем, что последний настоятель храма, отец Николай, был репрессирован.

– Нам было только известно, что его забрали, и он без вести пропал.

Это уже 1930-е годы?

– Да. Брат с 1936 года, он тут крестился. А я с 1939 года, уже в другом селе. Года три назад приезжали внучка и правнучка отца Николая посмотреть на храм, где их дед и прадед служил. Они сказали, что делали запрос, и выяснилось: расстреляли его.

Старинное Евангелие на аналое

Родители Ваши где похоронены?

– Здесь. И муж похоронен здесь. Он еще храм помогал восстанавливать, всю резьбу делал.

Когда кто-то умирает, священник приезжает?

– Да. Я звоню, и он приезжает. Из Рязани 60 километров отсюда. Отпеваем в храме и на кладбище хороним по-христиански.

То есть не родственники, а Вы звоните? Местное население Вас называет старостой.

– Да, ко мне все идут, знают, что я могу со священником связаться. Но я не староста. У нас нет старосты. Нас человек шесть активных. И убираться мы ходим, и всегда в храм придем. Четверг – день уборки. Завтра мы пойдем полы протирать, подсвечники чистить.

Без священника вы собираетесь, читаете сами мирским чином?

– Бывает. Я у батюшки благословение беру, спрашиваю, чего почитать на данный праздник. У нас там есть акафисты. Обязательно Псалтырь по покойным. Зимой двух похоронили – мы читали. Мы называем друг друга сестрами, сначала в храме почитали Псалтирь, потом я распределила каждому по кафизме, по две, и дома уже читали.

Фотографии внуков Марии Николаевны

Выяснилось, что почти все работы по храму и по строительству дома для священника проводили дети и внук Марии Николаевны. У нее два сына, дочь, шесть внуков. Один сын – на хорошей работе в Москве, вот он, в основном, и помогает. Да все помогают – и дочь с зятем, и внуки и второй сын, который хоть и в Германию уехал с женой из поволжских немцев, но средства присылает на храм.

А храм-то смотрится издалека как новый, заново облицованный.

– Так и был. Красный кирпич. Здесь даже заводик кирпичный сделали для строительства храма. Хорошо сохранился. Мы только крышу перекрывали, и куполов не было.

Мария Николавна в храме

Наверное, Бог, что ли, меня поставил. Сейчас я не могу без храма. Хоть мне скоро восемьдесят. И хочется мне, чтобы батюшка был постоянный, я бы все ему передала – все свои эти заботы о доме, о храме. Но некому передать. Вот мы домик для священника поставили, внутри отделать осталось, а так все подвели – и электричество, и газ.

У нас тут уже много священников было, но по совместительству. Отец Сергий из села Пушкари помог с колоколами, другой священник алтарь сделал. Наш последний – отец Владимир, он в Рязани постоянно служит. Проповеди хорошие говорит. Я ему говорю: «Батюшка, перебирайтесь к нам. Земля у нас хорошая, скотинку завести. Дом отделаем сами, все хорошо сделаем, уже газ мы туда подвели, электричество, оштукатурить осталось, мы это сделаем». Но он городской, не деревенский. Вот недалеко в селе служит священник из Донецка, года два-три назад он приехал. У него трое или четверо детей. Там деревушка меньше нашей, и домик плохонький, но он говорит: «Я проживу, главное, что бомбежек нет». Вот нам бы такого сюда. Они работящие.

Дом ждет священника с семьей

А жители не только на храм, но и на дом для священника жертвуют?

– Жертвуют. На дом, на храм. Больше, конечно, дачники из Москвы. Бывает и пять, и десять тысяч жертвуют.

То есть люди хотят, чтобы здесь был священник?

– Да! Хотят! Хотят! Воскресенье – он и есть праздник, суббота – она и есть суббота. Служба. А у нас – только раз в месяц. Когда священник приезжает, на службу летом 20-30 человек приходят.

А в эту Пасху?

– Человек сто куличи освящали. И такая радость – священник приезжал! Какая Пасха была! Ночь, мороз, звезды, тишина и крестный ход!

Людмила Викторовна Прудова

Есть алтарники из местных?

– Нет. Батюшка со своим помощником приезжает. Девочка одна из нашего села поступила в духовное училище Рязанское. На золотошвейку учится.

В храме нас уже ждут три христианки. Знакомимся. Людмила Викторовна Прудова была главным бухгалтером хозяйства. «Больше было хозяйство – шесть тысяч гектар, и яровые, и озимые сеяли: пшеницу, рожь; картофель сажали; и коровник и свинарник были. А в храме, когда после склада разбирали, здесь чего только не хранили – и гречка, и просо, и шкуры, и фляги с медом», – рассказывает она.

Александра Константиновна Обойшева

Александра Константиновна Обойшева. Зарабатывала тяжелым трудом доярки. «И коровы, и овцы, и поросята, и птицы были – много живности», – вспоминает прихожанка.

Наталья Ивановна Аршинова в свое время заведовала магазином «Рыболов». Спрашиваю: «И что, много рыбы в местной Проне?» – «Много. И караси, и щуки; и на удочки, и на разные снасти ловили».

Сейчас как дела в хозяйства?

– А нет его. От своего хозяйства питаемся. Иногда в город Михайлов на рынок отвозим, что вырастили.

На полях трактора видели.

– За рекой Пушкари взялись поля обрабатывать. С другой стороны , из села Красное, стали сеять…

Наталья Ивановна Аршинова

В храме как красиво! Акустика прекрасная. Икон много.

— Некоторые сохранились даже в храме, не все повыбрасывали. А эту – новую – Олег Захаров, наш односельчанин, пожертвовал. Еще Масляева Татьяна Павловна из фермерского хозяйства дары вносила. Старинную икону из храма – святителей Николая и Феодосия Черниговского – сохранила Александра Васильевна Тихонова. Недавно принесли в дар Псалтирь 1910 года, там написано «за здравие царя Николая».

Новая икона в храме на фоне старинных

Вы все сами делаете? А местные власти помогают?

– Один из предыдущих священников договаривался со школьным начальством, но они против были. Школа здесь, рядом с храмом стоит. Путин больше посещает храм, чем наша администрация. Только по острой необходимости – если умер кто, или покрестить.

Кстати, много крестин было?

– Целый год не было, а тут недавно сразу трое. Двое младенцев и один взрослый перед армией. В книге церковной посмотрим – с 2012 года четырнадцать крестин: Анастасия, Илья, Роман, Артемий… А вот отпеваний за это же время – 30 человек. Недавно почила наша активная прихожанка, которая хлопотала об открытии храма. Ирина Фомина, ветеринаром у нас работала.

Сколько всего сейчас в селе жителей?

– Около четырехсот, летом дачники приезжают.

Резьба иконостаса, сделанная руками мужа Марии Николаевны

Венчания были?

– Четыре венчания. Вот наша Мария Николаевна с мужем, как храм восстановили, здесь и повенчались.

Сколько здесь стеллажей с книгами!

– Да. Очень интересная литература. Я тут постоянно беру читать, очень хорошие книги.

Еще только все начинает зеленеть. Цветы здесь сажаете?

– Да, конечно. Разные цветы. Сейчас тюльпаны идут. Шесть кустов пионов летом раскроются.

Колокола

Вот такое замечательное село Рачатники, где есть и новомученик, пока еще не прославленный, и современные прихожане – радостный, мудрый народ. Немало и потенциальных прихожан. По крайней мере, в группе «Рачатники» в соцсети «ВКонтакте» – 50 участников, интересующихся историей своего края.

Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Марии ТЕМНОВОЙ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *