Home / Православие повсюду / Должные воздаяния

Должные воздаяния

Неподалеку от храма умер бездомный, который до того неоднократно отказывался от предложений священников найти ему приют. Кто виноват в этом? И почему мы так любим обвинять других?

«У Вас что за проезд? Надо заранее было готовить!», – раздраженно говорит кондуктор автобуса, пробираясь ко мне сквозь людей. Отвлекаясь от своих мыслей, не менее раздраженно молча, показываю ей билеты на проезд, которые приобрел у нее же совсем недавно. Вроде бы обычная ситуация в утреннем городском транспорте. Но вот вопрос: «Почему мы, современные люди, так часто становимся раздраженными на всех и на вся?» Кто или, может быть, что в нашей жизни выступает главным источником раздражения – того чувства, с которым многие из нас уже перестают порой бороться, становясь его полными вассалами?

«Вы обязаны мне…», – такую фразу мне кажется можно услышать от любого современного человека. При этом тот же человек, спроси вы его о помощи, заверит вас в том, что он «никому ничего не обязан». Скажем, обычное дело услышать от обывателя рассуждение о том, что «в храме все должно быть всегда и для всех бесплатно». К сожалению, в это же время остается без ответа встречный вопрос: «На что и где жить священникам, их семьям, церковнослужителям и т.д.?» Но отвлечемся от общих тем и попробуем немного конкретизировать вопрос: кто нам должен и почему, а кому должны мы – люди, называющие себя православными христианами?

В Перми совсем недавно неподалеку от одного из храмов скончался мужчина. Звали его Стефаном. Он возник практически из ниоткуда и «обосновался» сначала в соседних дворах. Потом все ближе стал перебираться к ограде церковной. Он то исчезал, то появлялся, но однажды этот мужчина окончательно обосновался возле парковки, прилегающей к храму. Конечно, наши сердобольные старушки-прихожанки тут же стали помогать бедолаге продуктами и деньгами, а батюшки поспешили к нему с предложениями об обустройстве. «Мне ничего не надо! Здесь буду жить! Люди мне помогают!», – отвечал Стефан священникам на все уговоры устроить его в какой-либо социальный приют.

Но отцы не успокоились и начали созваниваться с представителями подобных организаций, где им сообщили, что знают этого человека, но он регулярно нарушает их режим (злоупотребляет спиртным и сигаретами), поэтому принять его не могут. На улице с каждым днём всё холодало, в выходные дни обещали заморозки. «Брат, ты же замерзнешь! Давай-ка отвезем тебя в приют, там о тебе позаботятся», – увещевал чуть не слезно отец Димитрий бедолагу. «Не хочу я туда! Не готов! Давай в будущий вторник поедем!», – спокойно ответствовал Стефан. Понимая, что, возможно, он не переживет холода, все неравнодушные люди стали звонить в полицию, органы социальной помощи и т.д. Однако все отвечали одно: «Простите! К сожалению, против его воли мы с ним ничего сделать не можем!» В понедельник ночью его не стало…

Тяжело на душе в тот день было всем. Наверное, эта тяжесть останется у нас в душах на всю жизнь. Трудно ответить на тотчас возникшие у многих из нас вопросы: «Мог ли что-то лично я изменить в этой ситуации? Все ли возможное предпринял? Все ли средства и возможности использовал?» Каждому из нас предстоит еще ответить на этот вопрос себе и Богу.

Время шло, и, конечно эта история стала достоянием общественности. И тут уж началось… «Он умер рядом с храмом. Вы были должны сделать все, что угодно, чтобы его спасти! Даже насильно отвезти в приют или больницу! Вы ведь служащие храма! Вы обязаны!», – то там, то здесь слышались причитания «неравнодушных людей», некоторые из которых были прихожанами этого храма. К огромному сожалению, никто из вопрошавших не соглашался этот же список вопросов адресовать в свою сторону, самому себе. Почему? Потому что современному человеку, даже православному очень трудно признаться, что общечеловеческие нормы и Евангельские истины существуют не для определенного количества людей, а для всех нас.

Мы все время с неисчерпаемой готовностью находим причину для раздражения и поиска виновных в любой жизненной ситуации. Мы всегда четко знаем, кто, в чем и где ущемляет наши свободы, кто виноват в тех или иных (пусть даже и наших) неудачах.

Современные тренинги, психологи, актуальные образовательные программы обещают нам «результативный успех во всем». Кажется, что пройдет еще совсем немного времени, и «тогда наверняка вдруг запляшут облака», видя кругом сплошь улыбающихся успешных, добрых, позитивных и креативных людей! Только проходит время, а потом еще немного, а потом еще немного… Состояния «всеобщего счастья» пока никто из нас на себе не ощущает. Почему? Да потому что есть те гадкие люди, которые нам мешают стать счастливым обществом!

А как же братолюбие и евангельская заповедь о любви к Богу и ближнему? Неужели возможно поселить в своей душе рядом с тихими добродетелями любви кричащие страсти гордости и раздражения? Может быть, уже хватит персонифицировать зло и перечислять пороки и недостатки других людей, а пора, наконец, то посмотреть на себя? Вместо того чтобы решить возникшую ситуацию или назревший вопрос мы пытаемся найти виновных и всячески перемыть кости «причастным к проблеме». Вместо того чтобы самим взяться за воспитание своих детей мы обвиняем весь мир вокруг в тлетворном его влиянии. Вместо того чтобы самим изменить свой образ жизни и направить в правильное русло, мы твердим: «Не мы такие – жизнь такая»! Только проявляя доброту, взаимопонимание, уважение к старшим, братолюбие, скромность, усердие можно ожидать подобного от других. Мир состоит из людей, из обычных людей, населяющих нашу огромную планету, и если мы хотим остановить поселившийся в нашей душе иссушающий огонь недовольства и раздражения, то давайте попробуем делиться друг с другом чем-то хорошим…

Давным-давно преподобный Антоний Великий сказал, обращаясь к своим ученикам: «Человек, благочестиво живущий, не попускает злу войти в душу. А когда нет в душе зла, тогда она безопасна и невредима. Над такими людьми уже ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол, и живут они невредимо хранимы, как богоподобные. Похвалит ли кто его, он не примет всерьез похвалы, обесславит ли кто его, он не защитится и не возмутится против обидчика».

Да и ещё в конце хотелось бы вспомнить притчу, иллюстрирующую так нами любимые «должные воздаяния».

Один человек купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками. Остолбенев, так и остался в недоумении стоять завистливый сосед. А сын щедрого человека, также находясь в недоумении спросил у отца:

– Почему ты этому злому человеку, приносящему нам помои, подарил ведро яблок? Такого ли воздаяния он заслужил?

Отец спокойно с улыбкой ответил сыну:

– Сынок запомни, кто чем богат, тот тем и делится!

Юрий КИЩУК

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *