Home / Православие повсюду / Дневник миссионера

Дневник миссионера

Миссионерский жребий… Он может привести буквально на край света. Иеромонах Иннокентий (Деньщиков) рассказывает о своем служении день за днем на Камчатке.

Вопрос об очередной моей миссионерской командировке обсуждался еще два года назад, когда митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн подбирал кандидатуру миссионера для  якутского поселка Тикси. В тот год я избежал своего миссионерского жребия по причине поступления в Докторантуру. 2015-й преподнес мне неожиданный подарок, о котором я даже и не помышлял. Мне уже доводилось побывать с миссией на Магадане, в Кызыле, а в Чечне и Монголии неоднократно, но никогда не предполагал я, что когда-нибудь увижу вулканы, заснеженную тундру Камчатки и познакомлюсь с замечательными людьми, которые живут в этой заповеданной и самой восточной окраине нашей Родины.

Как известно, условия обитания во многом способствуют формированию в человеке особых черт характера и поведения, разгадать и постичь которые и предстоит мне, исполняя пастырские обязанности миссионера на краю загадочного камчатского полуострова в живописном поселении под названием Оссора, что в переводе с корякского означает «дом горбуши».

В этом для себя я нахожу нечто промыслительное, поскольку на Камчатке, начиная с июля 1824 года, проповедовал мой небесный покровитель апостол Сибири и Аляски митрополит Иннокентий (Вениаминов). Придя на эту благодатную землю, великий миссионер знакомится с бытом, верой, языком коренных народов и переводит для них молитвы. В частности, работая над переводом «Отче наш» он не нашел в языке северных народов понятие слова «хлеб» и заменяет его на «рыбу», ведь именно рыба на севере является насущным хлебом. Получается что поселок Оссора – «Дом Хлеба», а новое место моего миссионерского служения – Северный Вифлеем. О своей жизни на новом месте я делаю записи в виде небольших заметок миссионерского дневника, которые и предлагаю для ознакомления читателям.

Тундра

27 марта я направился в первое оленеводческое звено ООО «СХ «Дружба», находящееся в 197 км от Оссоры. Холод, снег и шелест полозьев деревянных нарт сопутствовали все девять часов моего продолжительного путешествия. Честно говоря, несколько раз, прежде чем наш снегоход прибыл к месту назначения, я порывался выпрыгнуть из саней в силу того, что моя душа от трясучей поездки давно уже покоилась на просторах бескрайнего моря заснеженной тундры.

Знакомство с оленеводами меня обрадовало. В их лице я увидел приветливых и гостеприимных хозяев: они охотно идут на контакт, слушают внимательно, в рассуждениях весьма обстоятельны, но всегда придерживаются своего. За месяц до меня у них уже побывали «миссионеры» – они радушно поблагодарили иеговистов за красочную литературу, которая, однако, как оказалась, очень пригодна для растопки печи. Руководитель же камчатского отделения «Церкви полного Евангелия» господин Папроцкий привозил в тундру даже гражданина Америки, который впрочем, оказался простым украинцем. Но их рассказы, пестрившие русофобскими идеями и обещаниями подарить два снегохода, не впечатлили тундровиков. Как говорится, «а олени лучше»!

Весьма трогательным нахожу крещение пожилого оленевода Юрия Михайловича Нинвита. Когда его жена Любовь Ильинична узнала, что и ее младший сын пожелал стать христианином, не смогла сдержать слезы. Она мне рассказала, что в далеком 1954 году, когда ей было всего четыре годика, к ним в тундру приезжали православные миссионеры. Она помнит, как ее крестили и причащали Святых Христовых Таин. Таким людям не нужно много рассказывать, достаточно одного раза прочувствовать, чтобы понять, где благодать и правда Божия. Ее муж недавно перенес на ногах тяжелую простуду: «Он же у меня помирать собрался. Смотрю, лежит и руки на груди уже сложил».

«Этой осенью заболел сильно, в тундре был, лекарств никаких, и помощи тоже ждать было не от кого, – улыбаясь, рассказывает Юрий Михайлович, – я всегда с собой иконку ношу. Я иконку на лоб положил и уснул, а когда утром проснулся, то был совершенно здоров».

Здесь я крестил девять человек, из них трое детей. Востребованы были и такие Таинства, как соборование, исповедь и причастие. По просьбе гостеприимных хозяев я освятил стадо оленей и все постройки звена. Освящал ярангу, сшитую из оленьих шкур и вымощенную вербой, ветки которой, украшенные пушистыми почками, напомнили мне о моих настоятельских обязанностях. А это означало, что пора возвращаться в Оссору, ведь через день Церковь Христова празднует Вербное воскресенье.

Школа

Особого внимания заслуживает школа Оссоры. Знакомство с учителями и учащимися произошло в ходе подготовки и проведения родительского собрания по преподаванию в четвертом классе ОРКСЭ, где я делал презентацию модуля «Основы православной культуры». В связи с этим немало вопросов возникло у родителей и преподавателей, которым на протяжении четырех лет со стороны краевого департамента образования активно навязывался модуль «Основы светской этики», не отвечающий традициям и культуре народов России, даже противоречащий им.

С целью разъяснения среди учителей всей серьезности данного вопроса, а также для информирования широких слоев районной общественности в области противодействия сектантству мною были совершены поездки и проведены встречи с учителями и родителями учащихся школ поселков Карага, Ивашка, Тымлат. По моей инициативе совместно с администрацией Карагинского района при поддержке главы районной администрации Н.А. Алешкина  14 мая проведена научно-образовательная конференция, приуроченная к 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира – «Святой князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Итогом работы конференции стало принятие резолюции, в которой её участники призвали все государственные, общественные, религиозные организации Камчатского края к сотрудничеству и изучению наследия святого князя Владимира и предложили начать активную работу по подготовке преподавания в муниципальных общеобразовательных учреждениях предмета Основы православной культуры. /…/

7 мая я вновь посетил школу с поздравлением по случаю наступающего праздника Победы и начал свою речь с торжественного пасхального приветствия «Христос Воскресе!». В ответ все дети хором ответили «Воистину Воскресе!». Вместе с Валерием Петровичем Слотиным, а ныне диаконом Валерием, мы вручили пасхальные подарки и пригласили всех желающих записаться в приходскую воскресную школу.

22 мая по приглашению руководителя управления образования Карагинского района Т.А. Рубановой я принял участие в последнем «Школьном звонке», обратился со словами благословения к выпускникам. Многие отметили, что впервые за всю 76-летнюю историю школы впервые на выпуске присутствовал священник и впервые не упоминали нечистую силу и безбожного напутствия «ни пуха, ни пера».

23 мая в районной библиотеке с участием учителей школы прошел вечер памяти писателя Валентина Распутина, большинство произведений которого были написаны в советское время, но буквально все они пропитаны проповедью христианского образа жизни персонажей его бессмертных произведений. Новость о проведении литературного вечера и некролог писателя были опубликованы в районной газете «Карагинские вести».

Незадолго до окончания занятий я зашел в школу, чтобы отдать учебное пособие по ОРКСЭ классной руководительнице четвертого класса Анастасии Алексеевне Власенко. Несмотря на разгром с моей стороны ее предмета «Основы светской этики» на конференции 14 мая, она встретила меня с особой теплотой и радушием: «Скажите, а когда будет введена образовательная программа «Истоки»? Почему священники сами не преподают в школах предмет «Основы православной культуры»? Нам как учителям самим было бы интересно на таких уроках по присутствовать?!»

Мне было приятно видеть оживление со стороны учителей оссорской школы в вопросе духовного образования, как радуется земледелец первым зеленым побегам трудов его сеяния. Дети, обступившие нас, тоже не оказались безучастными в разговоре: «А вы ставите оценки в воскресной школе? А можно нам прийти в церковь? А вы к нам еще придете?» – «Приглашайте, и приду к вам обязательно!» – ответил я и поспешил по делам прихода, который за несколько месяцев моего пребывания в Оссоре стал для меня родным!

Приход

Знакомство с прихожанами началось со встречи с Валерием Петровичем Слотиным, который меня встретил в аэропорту Оссоры. Меня разместили в отдельной квартире, которую с радостью предоставила одна жительница поселка, любезно попросив взамен лишь оплату коммунальных услуг. И началась обыденная размеренная приходская жизнь, наполненная и радостями, и скорбями, и служением Божественной литургии, которая всегда придает силы, вселяет надежду и укрепляет веру всякого христианина. Исполняя благословение епископа Петропавловского и Камчатского Артемия, в течение трех недель почти каждый день я занимался подготовкой Валерия Петровича к диаконскому служению. Разучивали с ним схемы каждения, диаконские диалоги и ектении. Но он и сам к этому времени во многом преуспел по части знания богослужения и чтения на церковнославянском языке, так что с ним было легко и приятно иметь дело.

Первым ярким событием первого месяца пребывания в северном поселке на берегу Берингова моря стал финиш гонки на собачьих упряжках «Беренгия». 25 марта весь поселок встречал как героев своих земляков-каюров. Встречали и мы батюшку-каюра отца Владислава, который на протяжении всей гонки из поселка Эссо вез на груди икону святителя Иннокентия (Вениаминова) с частицей его святых мощей. Делая остановки в населенных пунктах Верхнее Хайрюзово, Усть-Хайрюзово, Ковран, Седанка, Тигиль, Воямполка, Палана, Лесная, Карага, встречался с православными, беседовал с людьми, «чающими Христова утешения», многих крестил, подражая миссионерскому подвигу святителя Иннокентия, который более 150 лет тому назад точно так же проповедовал народам Камчатки, передвигаясь по заснеженному полуострову на собачьих упряжках.

В Оссоре мы вместе с отцом Владиславом отслужили молебен святителю Иннокентию Московскому с благодарением Богу о благополучном завершении его миссионерского путешествия. Его инициативу, на мой взгляд, необходимо развивать с привлечением СМИ, общественности и властей. Чем давно и активно занимаются сектанты, к примеру, чета Симашкиных, принадлежащие к так называемой «Церкви полного Евангелия», которые во время гонки успешно пропагандируют свой деструктивный культ.

11 апреля я посетил поселок Тымлат, который находится в 40 километрах от райцентра. Отслужив литургию Великой субботы и освятив собравшимся в храме прихожанам куличи и яйца, я поздравил их с наступающим праздником Пасхи, отметив при этом, что именно здесь, на самом восточном рубеже России, этот великий для каждого верующего Праздник наступит раньше всех.

Вернувшись назад, пришлось много потрудиться по подготовке Пасхального богослужения и праздничного детского концерта. К ночной службе мы успели смонтировать временную звонницу и повесить колокола. Пасхальная ночь была исполнена торжественным звоном, благовествующим о Воскресении Христовом, что для Оссоры было впервые.

Утром воскресного дня со старостой прихода Валентиной Петровной Прусовой мы посетили поселок Карага, где, поздравив селян с Пасхой Христовой, я освятил праздничное брашно. А в середине дня в районном доме культуры начался праздничный концерт «Пасхальное многоголосье», посвященный Святой Пасхе. Перед концертом прошла церемония награждения школьников, принявших участие в конкурсе рисунка «Пасха Красная». Все пятьдесят участников получили праздничные наборы со сладостями. Концерт был проведен сектором по организации культуры и досуга населения районной администрации под девизом: «От каждого по таланту прославляя Воскресшего Христа». Выступили детские национальные ансамбли, танцевальные коллективы, школьники читали стихи, пели и играли на различных музыкальных инструментах.

Среди выступающих были и адепты «Церкви полного Евангелия», многие из них – служащие различных государственных поселковых организаций, в том числе и работники дома культуры. По моему настоянию они выступили без оглашения названия их религиозной организации и исполнили две песни о Воскресении Христа. После концерта состоялось освящение куличей и яиц. Были также организованы чаепитие и игровая программа. Всю неделю люди шли в храм поставить свечи и позвонить в колокола.

«Вне стана»

На Фоминой неделе пришлось поработать и для своих, и для тех, кто еще «вне стана». До того, как обойти с Пасхальным поздравлением больных и престарелых прихожан нашего храма, я, отслужив литургию, решил сходить на собрание к сектантам т.н. «Церкви полного Евангелия». Их собрание было в разгаре и сопровождалось зажигательными песнями под гитару. После со многими происходило что-то невообразимое: одни плакали, другие смеялись, третьи стояли на коленях. Но самое страшное, среди них были и подростки, психика которых явно подвергалась разрушительному влиянию общего психоза. Честно говоря, я и сам, если бы в это время не читал Иисусову молитву, а вместе со всеми закрыл глаза, непременно начал бы пританцовывать с окружающими под оглушительный ритм исполняемых песнопений. Но вот пение закончилось, меня пригласили зайти в зал и предложили присесть. И тут началась оживленная беседа. Мне задавали вопросы о почитании икон и святых, и я, как мог, аргументированно им отвечал, ссылаясь на конкретные цитаты из Евангелия, которое они знали на достаточно хорошем уровне. Передо мной сидело тридцать человек, читающих ежедневно Священное Писание. Целых тридцать потенциально православных христиан и прихожан нашего храма!

В оживленной дискуссии, видимо, я так увлекся рассказами из церковной истории, Священного Предания и личного пастырского опыта, что вызвал недовольство у старших из них, которые мне уже указывали на время и дверь. Но большинство собравшихся меня поддержали: «Коля, перестань болтать ерунду, дай человека послушать»! И эти слова вселили надежду на то, что не все потерянно, и давали моральное право еще раз прийти к ним, чтобы, заронив зерно Правды в их заблудшие души, хотя бы некоторых уловить для Царствия Божьего.

Наличие на территории прихода сектантской активности говорит о том, что деятельность православной общины стоит не на достаточно высоком уровне. Православие должно заполнять все общественное пространство, ее миссия должна проникать во все слои гражданского общества, где Церковь не имеет еще своего присутствия. По этой причине с привлечением активных прихожан мною была организована социальная служба «Милосердие» для оказания благотворительной помощи малоимущим и прихожанам церковной общины, которые по состоянию здоровья уже не могут самостоятельно прийти в храм, а также для духовного окормления и оказания необходимой помощи людям, находящимся на лечении в туберкулезном диспансере и районной больнице. При храме организована певческая группа для прихожан, желающих петь во время богослужения. Группа собирается на спевки два раза в неделю для разучивания богослужебных песнопений. На сегодняшний день весь храм уже поет «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» на ектениях, «Отче наш», «Символ веры» и «Херувимскую песнь».

В воскресной школе занимаются пока пятеро учащихся младших классов оссорской школы, с каждым новым занятием дети приводят с собою своих друзей. Во время занятий мы с ними читаем Священное Писание и разучиваем молитвы, дети поют и учатся звонить в колокола – последнее вызывает у них особый интерес.

Победа

Самым впечатляющим событием в Оссоре безусловно стало празднование 70-летия со дня Великой Победы. К этому празднику трудами нашего прихода и благодаря благодетельной помощи местного мецената Александра Владимировича Шрейнера был заказан и размещен на видном месте праздничный баннер с поздравлением в Великой Отечественной войне. После торжественного митинга у стелы Победы в нашем храме была отслужена панихида. Весь день звонили колокола.

На этом не заканчивается история миссии в Оссоре. С новыми записями дневника можно ознакомиться на официальном сайте Петропавловской и Камчатской епархии в блоге миссионеров пгт. Оссора

Публикация сайта
Петропавловской и Камчатской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *