…Поворот, еще один поворот, железнодорожные пути, дорога вверх, в гору. С каждым шагом городской шум туристического Рима затихает, растворяется в спокойствии домов-старожилов и зелени деревьев, которые вдруг все чаще и чаще стали попадаться на глаза. Последний преодолимый барьер и… сердце неожиданно заходится восторгом — иначе как замком Белоснежки (а именно так часто именуют эту русскую церковь во имя святой великомученицы Екатерины сами итальянцы), увиденное назвать нельзя. Белокаменное строение с аквамариново-изумрудным шатром, башенки, лесенки, золото купола и крестов. Кажется, что попал совсем в другой мир, сказочный с одной стороны, но с другой — совсем свой, родной, знакомый до боли, до каждой плитки, до каждого парапета и ступени. И только если оглянуться, где-то там, над воинством вековых зданий строго смотрит венец архитектурного творчества Микеланджело Sancti Petri — купол базилики святого Петра, самого сердца Ватикана.
На самой верхней ступеньке в лучах предзакатного солнца, играющего с золотом православных крестов, стоит гостеприимный и радушный хозяин – настоятель храма иеромонах Антоний (Севрюк). Он очень гармоничен с окружающим антуражем и светится спокойствием и каким-то внутренним счастьем. «В этом году наш приход в Риме будет отмечать 210 лет, — начинает свой рассказ отец Антоний. — Сначала это был домовый храм при посольстве. С начала XX века приход обосновался в центре Рима на улице Палестро недалеко от железнодорожного вокзала в особняке, который был завещан княгиней Чернышевой Русской Православной Церкви в Италии. С 30-х годов богослужения в домовом храме, обустроенном внутри этого особняка, совершались регулярно. Но это уже было тяжелое время для Русской Церкви, подвергавшейся гонениям на Родине, и потому приход оказался юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. В 1980-х годах он перешел под омофор Константинопольского Патриархата и был в составе экзархата приходов русской традиции. Лишь в 2000 году приход снова вернулся в лоно Московского Патриархата».
Первый русский храм, образованный в Риме, существует и по сей день. Правда, церковь во имя святителя Николая Чудотворца с годами стала мала для разросшейся русской православной общины города.
— Уже в конце 1990-х годов все чаще звучала мысль о том, что в Риме нужен отдельный вместительный храм Русской Церкви. В это же время началась активная эмиграция из стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, — продолжает рассказ отец Антоний. — Поэтому в 2001 году в основание нового храма во имя святой великомученицы Екатерины на территории виллы российского посла в Италии «Абамелек» был заложен первый камень, а в 2009 году храм, построенный трудами, усердием и попечением многих и многих людей, был освящен. С тех пор у нас в Риме два храма. Однако мы считаем, что это один приход, потому что наша община едина и оба храма находятся в постоянном взаимодействии, постоянном братском общении.
Церковь святой великомученицы Екатерины удивительна не только снаружи, но и внутри. Она словно таит секрет пятого измерения. В аккуратной и уютно-небольшой при взгляде с улицы, в ней, оказывается бесконечно множество самых разных комнат, помещений, закоулков, «переходов от и к».
— Не поверите, даже этих помещений не всегда хватает, — улыбается отец Антоний. — Наш приход, как и многие другие расположенные заграницей, предназначен для окормления верующих, приехавших из России и других стран, где Русская Православная Церковь несет свое спасительное служение. Часто эти люди вынуждены оставить своих родных и близких на родине. Приезжая сюда, они нередко сталкиваются с серьезными трудностями. И для нас важно не только оказать нашим прихожанам необходимую духовную поддержку, но и помочь им почувствовать себя здесь как дома, организовать живое общение с соотечественниками на родном языке. Ведь наши прихожане в своем большинстве — это те, кто работает в итальянских семьях, ухаживает за больными, престарелыми, оказывает помощь в воспитании детей. Проведя шесть дней в сугубо итальянской среде и обстановке, они, конечно, стремятся сюда и для того, чтобы поучаствовать в богослужении, и для того, чтобы потом провести в храме остаток своего свободного дня, в общении с духовенством и другими прихожанами. Поэтому мы всегда после литургии устраиваем бесплатные обеды для всех, кто к нам приходит. Единовременно мы кормим в среднем 150 человек. С итальянским правительством у нас заключен договор о том, что приход является распределителем гуманитарной помощи для малообеспеченных слоев населения. Мы готовим хорошие и вкусные обеды, и это как бы литургия после литургии. Мы, имея общение в Евхаристии, продолжаем наше общение друг с другом за трапезой. Она всегда длится долго: мы обмениваемся новостями, информацией, смотрим фильмы, просто беседуем. Расходимся только вечером, после акафиста.
В тишине церковной библиотеки сидят несколько девочек-подростков. В руках у кого-то из них — русская классика, у кого-то — духовная литература. «Готовятся к урокам», — поясняет отец Антоний.
— При нашем приходе существует большая и крепкая приходская школа, которая отличается от других русских школ в Риме тем, что здесь преподается не только русский язык. В Риме есть несколько центров, куда можно прийти и изучать русскую культуру, литературу, учиться читать и писать. Но в нашей школе все ребята обязательно изучают Закон Божий. Перед началом занятий дети участвуют в литургии, причащаются Святых Христовых Таин. В школе они изучают рисование, пение и, как уже говорилось, русский язык, который им преподает заслуженный учитель России. Этот педагог промыслом Божиим оказалась в Италии и помогает нашему приходу. Всем предметам мы стараемся максимально придать религиозный характер. Сегодня в нашу школу ходят порядка сорока детей, все ребятишки разделены на возрастные группы. Для занятий мы используем и трапезную, и библиотеку. А пока дети занимаются в школе, сам я провожу беседы с родителями. Для этого мы используем нижнюю церковь, где ставим стулья и общаемся. Также часть помещений нашего храма занимает секретариат администрации приходов Московского Патриархата в Италии — официальной структуры, которая объединяет теперь уже 58 приходов и общин на территории страны, — рассказывает священник.
Кстати, о самом храме, вернее, двух храмах. В верхней церкви, освященной во имя святой великомученицы Екатерины, установлен уникальный резной мраморный иконостас. Его первый ряд расписан в технике русской фрески. А на стенах — словно ожившие иллюстрации жизненного пути святой великомученицы Екатерины. Здесь же хранятся святыни: ковчеги с мощами великомученицы Екатерины, равноапостольной царицы Елены, а также мощами святых первых веков.
Нижний придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены впечатляет не менее. Фаянсовый иконостас, переданный храму в дар от уральских мастеров, каменная купель для крещения полным погружением. Говорят, что настройкой колоколов этого собора занимались звонари Московского Кремля и столичного Храма Христа Спасителя. Чудо-город православной духовности привлекает внимание прохожих и захожих, а гости самых разных национальностей и вероисповеданий здесь — уже приятная традиция. По наблюдению отца Антония, особенно много среди посетителей католиков.
— Мы открыты с утра до вечера каждый день, — продолжает настоятель. — Всегда есть дежурный, который готов ответить на любые вопросы, в том числе и на итальянском языке. Многие люди, приходя сюда, не сразу понимают, где они находятся. В Риме не все знают, что такое православная церковь. Слово звучит как ortodossa, но не все понимают его смысл. Для всех, кто к нам приходит, мы всегда стараемся провести экскурсию, рассказать о нашем храме. Многие итальянцы, кстати, именно здесь открывают для себя, что такое Православие, что такое русская православная культура, о которой, может быть, кто-то знает из книг Ф.М. Достоевского и других русских писателей, которых здесь читают. Поэтому наш храм — это место встречи христианского Востока и христианского Запада. К нам приходят и сотрудники Ватикана, и простые верующие католики. Просят, чтобы мы что-то им рассказали о Православии. Католические иерархи вспоминают свои визиты в Россию, встречи с Патриархом Кириллом и его предшественником Патриархом Алексием II, с митрополитом Никодимом (Ротовым) и другими. Здесь наши гости чувствуют связь и с Россией, и с русской культурой, которая, конечно, неотделима от Православия.
Несмотря на разность мировоззрений и канонические барьеры, с Ватиканом у прихода сложились теплые отношения. «Нам есть о чем вместе сказать сегодняшнему миру» — задумчиво говорит отец Антоний.
Он рассказывает: «Все время, что я нахожусь здесь, всегда по приглашению из Ватикана присутствую на торжественных богослужениях на Рождество и на Пасху, которые совершает Папа Римский. У меня также было несколько встреч, когда я мог лично общаться с Папой. Я часто сопровождаю официальные церковные делегации, которые прибывают на встречу с Понтификом, бываю на аудиенциях, которые дает Папа. Особо мне запомнилась последняя наша встреча с Папой Бенедиктом XVI осенью прошлого года. Мы тогда напрямую смогли пообщаться. Папа спрашивал меня о нашем храме, о нашей общине, о той социальной работе, которой мы занимаемся. Ему это было действительно интересно, может быть, в том числе и потому, что из окон своего кабинета он каждый день мог видеть наш храм; и из ватиканских садов, где он каждый день совершал прогулки, нас также прекрасно видно. Общение это было очень добрым и сердечным. Здесь, в Италии, мы чувствуем доброе отношение со стороны католиков. В стране сегодня около шестидесяти общин Русской Православной Церкви, и большинство из них собираются на богослужения в храмах, которые предоставляет нам Католическая Церковь. Сейчас мы исполнены надежд на то, что и новый понтифик продолжит линию своего предшественника в сфере диалога Православной Церкви и Римско-Католической Церкви».
Вечернее богослужение в будний день собирает не так много народа, как, вероятно, ожидалось. Кто-то еще работает, у кого-то просто нет сил идти в храм после трудного дня. Однако Екатерининская церковь никогда не пустует, в ней постоянно есть люди – и те, кого отец Антоний уже давно знает, и новые, приехавшие совсем недавно.
— Наша община непрестанно растет, — констатирует настоятель. — Но вообще в Италии мы сейчас наблюдаем очень непростую ситуацию, которая связана с экономическим кризисом, постигшим страну. Поскольку большинство наших прихожан приезжает сюда в поисках работы, а следствием любого кризиса является рост безработицы, то многие, даже прожив порой около десяти лет в Италии, проработав долгое время в итальянских семьях и став в уже едва ли не членами этих семей, вынуждены уехать, поскольку наниматели уже не в состоянии оплачивать их труд. Одни люди уезжают, а вместо них приезжают новые. Со своей стороны мы всегда стараемся и новых прихожан встречать в нашем храме как родных, как старых членов нашей общины. На воскресных и праздничных богослужениях к нам приходят в среднем 400 человек. Конечно, это цифра по двум храмам. В нашей церкви каждое воскресенье на богослужении присутствуют примерно 150-200 человек при том, что мы совершаем две литургии — раннюю и позднюю. Кстати, ранняя совершается на молдавском языке, поскольку в Риме очень большая молдавская община. По официальным данным, Православие — это вторая по численности христианская конфессия в Италии после католицизма. Православных в Италии больше, например, чем мусульман.
«Ну же, скорее, пойдем домой, нас ждет папа», — зовет одна из прихожанок своего заигравшегося со сверстниками сына.
— У нас всегда очень много детей и мы этому очень рады, — словно читает мои мысли отец Антоний. — В этом я вижу залог будущего русской церкви и ее присутствия в Италии. Большинство детей в нашем приходе – те, которые родились в смешанных браках, для кого итальянский язык является родным наравне с русским. Наверняка, когда эти дети вырастут, они останутся в Италии навсегда. И — дай Бог – будут нашими прихожанами. Специально для малышей мы даже сделали игровую комнату. Ведь маленьким детям, порой, бывает трудно стоять всю службу, а мамам тяжело держать чад на руках. В нашей детской есть разные игрушки и книжки; если дети устанут, то есть и те, кто сможет с ними поиграть и почитать. А ближе к причастию малыши поднимаются в храм, причащаются Святых Христовых Таин.
«Мама, мама, а давай еще тут побудем, — звучит в уже почти темноте детский голосок. — Тут так хорошо, так не хочется уходить…»
Милена Фаустова