Home / Православие повсюду / Даже до края земли

Даже до края земли

С 2015 года в Русской Православной Церкви появилась практика распределения выпускников духовных школ по тем епархиям, где наблюдается сильный дефицит священнослужителей. Это, в частности, северные, дальневосточные епархии. Согласно утвержденному Положению, епархии, которые испытывают кадровый дефицит, обязаны обеспечить распределенным к ним выпускникам и ближайшим членам их семей достойные условия жизни. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «два года, проведенных в пусть непростых новых жизненных условиях, но в непосредственном пастырском общении с живущими там нашими соотечественниками, для большинства священнослужителей станут важной составляющей их последующего служения в граде Москве и иных регионах, а для некоторых, быть может, – и обретением новой малой родины в этих удаленных, суровых, но прекрасных краях». Как воспринимают это новый этап своей жизни сами священнослужители, прибывшие из «епархий-доноров»?

Один из них – ставший клириком Петропавловской епархии студент Московской духовной семинарии священник Борис Мурзин.

– Я поступил в Московскую духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре в 2009 году и еще не закончил обучение: мне необходимо сдать шесть экзаменов и защитить дипломную работу, – рассказывал он после диаконской хиротонии, совершенной в Петропавловске-Камчатском осенью прошлого года. – Это происходит не по моей нерадивости: дело в том, что я трижды ездил не стажировку в Китай. При нашей семинарии открыт Дальневосточный центр, который возглавляет отец Серафим Петровский. Задача Центра – научить ребят, интересующихся Китаем и китайской миссией, языку этого народа и некоторым особенностям восточной культуры. Если студент учится достаточно хорошо, то его направляют на стажировку на остров Тайвань, где происходит дальнейшее обучение с китайскими преподавателями. Стажировка длится девять месяцев, и на неё могут посылать несколько раз, что и происходило во время моего обучения.

После стажировок Борис Мурзин занимался преподавательской деятельностью в Дальневосточном центре семинарии. «Мне нравится делать некоторые переводы с китайского на русский или наоборот», – признается он.

Отец Борис поясняет, что задача, которую он поставил для себя во время обучения в Центре, –помогать в будущем китайским сотрудникам или священнослужителям, которые служат на Китайском подворье в Москве. Однако полученные знания важны и во время служения, на которое он направлен сейчас «Думаю, что знание китайского языка священнослужителями имеет для дальневосточного региона большое значение, – делится священнослужитель. – Здесь наша основная задача состоит в том, чтобы китайцев, стремящихся проживать на нашей территории, приводить к православной вере».

Будучи студентом Московской семинарии, священник Борис Мурзин, тем не менее, хорошо знаком с нестоличной жизнью.

– Я родился в Биробиджане, но всю свою сознательную жизнь прожил в Нижнем Новгороде, – рассказывает батюшка. – Окончив девять классов, поступил в Варницкую гимназию в Ростове Великом. Обучение в семинарии мне не в тягость – вся жизнь семинариста расписана от подъема до отбоя. После занятий существуют определенные послушания, которые мы выполняем. На Камчатку меня направили по распределению сроком на два года, а там – как решит мою судьбу священноначалие.

Чем было для него рукоположение в священный сан?

– Здесь нужно иметь крепкую веру и понимание, что служение перед престолом Господа – это очень высокая обязанность и ей нужно соответствовать Церковь налагает на тебя обязанности и доверяет тебе, но и самому нужно расти, чтобы соответствовать этому великому служению. Для себя я считаю необходимым брать пример со старших священнослужителей, которые имеют опыт церковного служения, смотрю, как они себя ведут в жизни, в общении с близкими и прихожанами. Если возникают какие-то вопросы, можно спросить, и они растолкуют. А если вопросы сложные: исторического, духовного плана или канонического я могу отыскать ответы в интернете, сейчас доступна любая информация. Конечно, всем этим мы насыщаем свой разум. Главное для священника – расти духовно. Меру роста духовности измерить трудно, но если говорить о духовном росте, то это происходит тогда, когда мы готовимся к исповеди и причастию, читаем молитвы, акафисты. Душа наполняется словом Божиим и по мере нашего старания Господь помогает возрастать нам духовно.

Уже через пару месяцев отцу Борису выпала возможность принять участие в большой миссионерской поездке по дальним поселкам Камчатки, куда он вместе со священником Валерием Шабановым доставил ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской.

– Мне всегда было очень интересно слушать рассказы священников с «северов» о своих приходах и жизни прихожан, но ведь, как известно, один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать, рассказывает он.

Первым населенным пунктом, который посетили участники миссионерской поезки, стала «столица камчатских пирожков» поселок Сокоч. Встретили священников прихожане молельного дома, который раньше был клубом. При этом один из местных жителей, много потрудившийся для благоустройства прихода, рассказал, что на чердаке строения нашел некие документы, которые свидетельствуют о том, что с самого начала это здание было церковным. «В благодарность за поддержание их духовных сил сердобольные прихожане дали нам в дорогу своих пирожков для поддержания сил физических», – вспоминает отец Борис.

Во время поездки удалось посетить немало поселений, даже таких, которые изначально не были указаны в путевом листе. « Мы не могли оставить верующих села Кавалерское, сколь мало бы их не было, без духовной поддержки и возможности приложиться к святыне», – свидетельствует батюшка.

А в селе Мильково миссионеры пообщались с прихожанами сгоревшего храма, которые пока вынуждены ютиться в здании бывшего детского сада, которое им предоставила местная администрация. Там приехавшие священнослужители смогли на собственном опыте убедиться в суровости местных погодных условий.

– Наш транспорт – фургон «Соболь» – не перенес холодной ночи, в которую температура упала до -35, поэтому наутро просто замерз, – вспоминает миссионер. – После множественных и разнообразных попыток завести машину мы поняли, что она впала в глубокую зимнюю спячку. Так бы и спала до весны, если бы прихожане села не помогли бы нам отбуксировать машину в теплый гараж. За ночь фургон оттаял и, что самое главное, завелся. Местные водители назвали это чудом, а с нами захотели сфотографироваться как с экстремалами-путешественниками, так как мы

Предпоследним пунктом нашего маршрута было село Эссо или, как еще его называют, «Камчатская Швейцария». Деревянный храм села отличается благолепием.

– Честно говоря, я был очень удивлен, насколько тепло было в храме. Прихожане мне объяснили, что такая температура создается благодаря горячей воде в батареях, которая в изобилии проистекает из недр земли, – рассказал отец Борис. – Как оказалось, все отопление села построено именно на термальных источниках. Может быть, для камчадалов это также обыденно, как изобилие фруктов для жителей южных регионов России, но для меня увидеть это было очень необычно. В храмах, расположенных на материке, священнослужители «хвастаются» количеством прихожан, убранством храма или торжественностью богослужения. На Камчатке же, особенно в северной ее части, священникам, помимо их прямых обязанностей, необходимо учитывать низкие температуры и сложности доставки строительных материалов, поэтому даже приближенная к +20 и постоянная температура в храме у них вызывает чувство радости и гордости. Одно это уже показывает, насколько сильно отличается образ жизни на Камчатке.

А последним пунктом миссионерской поездки стало село Анавгай. У верующих этого села нет ни молельного дома, ни часовни. «Но в центре Анавгая есть магазин, в котором работает верующая продавщица, к тому же этот магазин легко найти, – отметил священник. – Поэтому мы остановились у его дверей и прямо под открытым небом помолились новомученикам и исповедникам».

В основе публикации — материалы
сайта Петропавловской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *