Наверное, каждый прихожанин в какой-то момент обнаруживал, что сохраненный «на потом» кусочек просфоры покрылся плесенью, на изготовленной типографским способом или вообще на фотобумаге старой иконе уже почти невозможно разобрать изображение, а бутылка со святой водой изнутри вся зеленая. Что делать в этой ситуации? Об этом рассказал древлехранитель Пензенской епархии диакон Евгений Белохвостиков, комментируя происшедший недавно случай, когда в Пензе на берегу реки Суры обнаружили размокший сверток с православными иконами, запутавшийся в корнях деревьев. В комментариях пользователи эмоционально отреагировали на случившееся: «Какое кощунство», «Ничего святого», «Напоминает послереволюционные времена…» Верующим больно видеть попираемую святыню. Но в истории с образами, найденными на берегу Суры, все оказалось не так однозначно…
Без злого умысла
– Мы вряд ли узнаем, что заставило конкретного человека так поступить, но мне кажется, злого умысла тут не было. Сомневаюсь, что в свертке были старинные иконы, иначе находку давно бы передали в епархию или в один из музеев. Скорее всего, святыни пришли в негодность: выцвели или почернели так, что лики на них разглядеть невозможно. Такое случается, например, с современными бумажными, выполненными типографским способом иконами. Хозяин решил их утилизировать известным с древних времен способом – опустить в проточную воду. Только не учел, что сверток может прибить к замусоренному берегу. И вообще, этот способ использовать сегодня нежелательно, потому что в реки сбрасываются канализационные и промышленные отходы.
В наше время ветхие иконы, церковную литературу, устаревшие православные календари, остатки просфор, освященной пасхальной снеди и все прочее, что может гореть, как правило, сжигают и пепел ссыпают в так называемое непопираемое место, до которого не доберутся посторонние люди или домашние животные. Если речь идет о поломанном нательном крестике или разбившейся лампадке, можно просто завернуть предметы в ткань и зарыть поглубже.
Дачникам или жителям сел сделать это несложно – благо в огороде или близлежащем лесу всегда найдется подходящий уголок. А как быть горожанам? Выход один: отнести пришедшие в негодность предметы в храм. Работники уж точно знают, как утилизировать. Правда, предварительно стоит поинтересоваться, есть ли на прихрамовой территории такая возможность. Не при каждой церкви имеется достаточно места, чтобы развести костер.
В среде неграмотных с религиозной точки зрения людей бытует суеверие, что нельзя поднимать с земли чей-то нательный крестик, мол, вдруг недоброжелатель решил с его помощью порчу навести? Бог им судья, но человек верующий не допустит, чтобы по святыне топтались. Крестик следует поднять, очистить и отнести в храм.
А вдруг реликвия?
– А вот писаные иконы, старинные фотографии святынь или газетные и журнальные вырезки на православную тематику я бы не торопился сжигать, – советует диакон Евгений. – Они могут быть значимы как историческое свидетельство. Как-то одна пожилая женщина принесла в Спасский кафедральный собор потрепанный православный календарь за 1963 год. А мы помним, что это время атеистической пропаганды. Вообще удивительно, что такая продукция выпускалась. Правда, календарь своеобразный: вверху на странице – фотография Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а внизу крупным красным шрифтом напечатана… дата смерти Ленина – 21 января. Ниже, в центральной колонке, – даты главных советских праздников. И только по бокам, очень мелко, собственно сам церковный календарь. Да это просто памятник эпохи! Мы, конечно, его передали в музей епархии.
Еще один артефакт нашли в церкви села Стяжкино Нижнеломовского района, где подвизался священник Николай Болоховский (сейчас собираются материалы для канонизации пастыря). Там обнаружили большой храмовый образ Пресвятой Богородицы, поруганный в советское время. По сути, он уже не считается иконой, не подлежит реставрации. Но представляет историческую ценность, опять же, как памятник эпохи, и культурную – как образец талантливого письма неизвестного художника начала XX века.
Образки для бойцов
В церковной лавке Троицкого женского монастыря Пензы есть стеллаж, где прихожане могут оставить подержанные иконы, духовную литературу, другую печатную продукцию. Часть из этого утилизируется, а что-то может еще принести пользу.
– У нас как-то скопились карманные образки Спасителя, Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, других угодников Божьих, – поделилась настоятельница монастыря игумения Александра. – Причем в хорошем состоянии. Жалко было их сжигать. А тут к нам обратились волонтеры, доставляющие гуманитарную помощь в зону специальной военной операции, сказали, что бойцы просили привезти маленькие иконки. Мы передали часть новых образков и те, что оставили прихожане. Потом узнали, что всё это сразу же разошлось по рукам. Бойцы передали сестрам благодарность.
А еще были две старенькие, сильно выцветшие иконы, по-деревенски украшенные фольгой. Матушка Александра хотела было отдать их на сжигание, но вдруг увидела одна из них – это редкий Козельщанский образ Богородицы, а другая – Казанский образ. Посоветовалась с реставратором, можно ли восстановить. Теперь обе иконы как новенькие, обрели «место жительства» в келье игумении.
Лучше, конечно, свести ситуации с «испорченными» святынями к минимуму. Взяли просфору в храме – съешьте ближайшим утром натощак, не надо брать про запас. Не стоит наливать десятки литров крещенской воды, которая в пластиковых бутылях может позеленеть. И кулич можно освятить всего один, нарезать маленькими кусочками – хватит, чтобы разговеться всей семье.
Наталья СИЗОВА
Фото автора и Максима Буданова
Статья ИЦ «Пензенская правда»
цитируется по публикации издания
«Пензенский православный собеседник»