Home / Православие повсюду / Чердынь заповедная

Чердынь заповедная

Множество людей отправляется поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры, Дивеевской обители, путешествуют на Валаам или Соловки или по другим привычным паломническим маршрутам. Но есть по лицу нашей земли уникальные святые места, которые не столь известны паломникам. Одним из таких заповедных уголков Пермского края является Чердынь.

На протяжении веков паломники совершали свой молитвенный путь к северным святыням земли Пермской, обретая здесь мир с Богом и мир в своей душе. Дело в том, что именно под Чердынь, в Ныроб, в 1601 году по указу царя Бориса Годунова был сослан и там мученически скончался Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя из рода Романовых − Михаила Феодоровича. С тех пор пермская земля свято чтит его память.

В свою очередь Романовы на протяжении трех веков с благодарностью отвечали жителям и Ныроба, и Чердыни, возводя в глубинке православные храмы, ставшие ныне памятниками архитектуры государственного значения и памятниками ЮНЕСКО.

Православная Церковь смогла сохранить молитвенную память о страстотерпце − боярине Михаиле Никитиче, которая и легла в основу проводимых теперь в Ныробе ежегодных праздников в день его памяти 19 сентября.

Позвольте, спою свою священническую песнь о нашей малой родине.

Когда впервые оказываешься на севере родного Пермского края, то первое, что так впечатляет, −  это сохранившаяся старина с ее глубокой православной историей. Наши северные храмы по архитектуре очень напоминают московские средних веков. Проезжая Соликамск, воочию убеждаешься в верности слов: «Соликамск-городок − Москвы уголок». Далее на север, ближе к Чердыни,  открывается бескрайнее море лесных просторов и сосновых боров. И сама Чердынь, что удивительно, сохранила в себе древний дух простоты и силы Православия. Здесь происходит буквально чудо врачевания души. Душа обретает свою истинную Родину! Здесь некогда подрезанные православные корни прививают к себе молодые побеги и исцеляют их, подобно тому, как мать прижимает к себе больного ребенка, чтобы его боль утихла, и дитя успокаивается.     

А после память навсегда запечатлевает исцеляющую любовь родного Отечества, которая вновь и вновь притягивает к себе христианскую природу человеческой души, наполняя ее глубоким историческим смыслом, теплом и светом.

Ныроб вообще является отдельной страницей в книге истории Пермской земли. Здесь Северный Урал навсегда сроднился с историей Московского государства, неся в своих недрах скорбь и славу невинного страдальца − боярина Михаила Никитича Романова.  Его святые страдания стали свидетельством о Христовой Истине для жителей дремучей Ныробки, а оставшиеся здесь его вериги (цепи) − символом святости и источником надежды на великую милость Божию. На протяжении столетий жители северного Прикамья видели в этом страдальце из царского рода своего небесного покровителя…

Сегодня некогда разорванная память вновь привлекает сюда богомольцев, и возрождаемая на этом месте молитва с каждым годом привлекает к себе все новых и новых паломников.

Вот и наш приход во имя великомученика и целителя Пантелеимона  по сложившейся с 2010 года ежегодной традиции совершил очередную паломническую поездку за 300 верст − в Чердынь, которая была в XV веке cтолицей Пермского края, а ныне является его северной границей.

Паломнический путь в древнюю столицу Перми Великой пролегает через малые города и веси, берущие свое начало от коми-пермятских поселений и строгановских вотчин, освященных святым крещением в XVXVI веках.

Здесь особенно чувствуется духовное влияние старых уральских монастырей с их архитектурой и укладом жизни, присущим, впрочем, всякому монастырскому укладу. Но северный, прикамский, особенно выразителен.

Вот и Усолье − родина Строгановых. Это городок на берегу Камы, сохранивший в себе черты старины XVIII века. Начиная с XVI столетия, соледобытчики Строгановы воздвигали там монастыри, храмы и собственные купеческие палаты, которые после безбожного советского периода с трудом восстанавливаются по сей день. Уже более чем десяток лет настоятели монастырей и храмов стараются воссоздать порушенное, пытаясь сохранить исторический облик духовного, культурного  наследия для нас и наших потомков.

Не менее уникально еще одно старинное прикамское поселение − Орел-городок, основанный в 1564 году и сохранивший в себе историю похода казака Ермака Тимофеевича. По некоторым архивным данным, Ермак начал свой боевой поход на Сибирское ханство именно из Орла, который татары называли Кергедан.

Но главное достояние городка − храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.  В 1735 году усердием Строгановых вместо деревянной церкви была построена каменная. Ее гармонично сочетающийся архитектурный стиль московских храмов XVIII века и уральского классицизма дополняется удивительно хорошо сохранившимся старинным иконостасом с иконами царского изографа Ивана Максимова.

Отдельную страницу в нашем путешествии всегда занимает Соликамск. Название города  произошло от двух слов – «соль камская», потому как город возник при соляных промыслах, организованных купцами Калинниковыми еще в 1430 году. В Соликамске с его уникальным архитектурным ансамблем храмов и построек XVIIXVIII веков явно ощущается дыхание седой старины. Но, к великому сожалению, сейчас ни в одном из центральных храмов города не совершаются богослужения, потому как по сей день здания соборов и церквей занимает краеведческий музей Соликамска.

В Богоявленском храме, основанном в 1668 году, помимо причудливого его внешнего облика с обилием изразцов, достоин всякого внимания резной иконостас начала XVIII века с редчайшими иконами мастеров Строгановской школы.  Здесь же находится cвятыня Пермской митрополии − складень с изображением святителя Николая Чудотворца, подаренный соликамцам царем Иоанном Грозным в 1552 году. И приложиться к иконе возможно лишь в часы работы музея, который также «любезно» предоставляет ее только раз в год для поклонения жителям Перми на  время проведения православной выставки.

За Соликамском начинается прямой путь к Чердыни, пролегающий вдоль сосновых боров и густых северных лесов; он открывает путешественнику строгую красоту уральской тайги. И чем глубже на север в уральские леса, тем больше встречаются древние коми-пермятские поселения, несущие по сей день архитектурный отпечаток прошлых столетий: Вильгорт, Камгорт, Искор  Пянтег, Бондюг и т.д.

Кстати, вся деревянная скульптура, представленная Пермской художественной галереей под кощунственным названием «Пермские боги», взята в 1922− 1929 гг. из этих мест, точнее, из местных храмов.

Древность, которая продолжает жить незаметной для современного суетливого глаза жизнью, обладает удивительной притягательностью. Бесспорно, хоть раз побывав на этой земле, освященной в XV веке Православной верой, человек сердцем буквально привязывается к духовной старине, найдя в ней долгожданную опору и силу…

Дорога домой всегда короче и быстрей. Паломники, находящиеся под впечатлением от увиденного и наполненные красотой православной старины, не могут удержать в себе чувства и по сложившейся доброй традиции выражают их пением. Практически на протяжении всего пути мужская и женская половины по очереди затягивают казачьи песни, былины и романсы. А после, когда исчерпан их запас, продолжают изливаться песнями военных лет и школьной поры, так крепко осевшими в памяти еще с советских времен.

На обратном пути паломникам предоставляется возможность погулять по таежному лесу, выискивая среди сосен и голубого мха коричневые  шляпки белых грибов. И пусть это выглядит как прогулка, а не настоящий сбор грибов, недостающая добыча «тихой охоты» восполняется на выезде из Чердыни. Автобусы с туристами и автомобили останавливаются здесь, чтоб приобрести дары леса у местных жителей, которые выстраиваются вдоль трассы на сотни метров, предлагая желающим свои заготовки и соления.

Заканчивается же поездка всегда благодарственным молебном Господу нашему Иисусу Христу и пением тропарей Божией Матери и святым.

В последующие дни мы еще много обсуждаем свои впечатления, делясь друг с другом добрыми воспоминаниями о святых местах и том, как каждый тем или иным образом проявлял себя в паломническом путешествии, после которого невозможно остаться равнодушным и с замкнутым сердцем при виде всенаполняющей красоты.

Священник Ярополк Призюк

В основе материала — публикация портала Пермской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *