Home / Православие повсюду / Чем измерить Фаворский свет?

Чем измерить Фаворский свет?

О том, как вера и наука влияют на восприятие мира, возможно ли научными средствами «измерить благодать», а также о путях верующего ученого в науке, рассказал директор Полярно-альпийского ботанического сада-института, член-корреспондент РАН Владимир Константинович Жиров. Зоолог по высшему образованию, физиолог и биохимик растений по кандидатской и докторской диссертациям, десять лет назад он также получил богословское образование в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете.

Владимир Константинович, Вы пришли к вере еще в советские времена. Расскажите, как это было?

– До 25 лет к вопросам веры я относился с пиететом, но без всякого интереса. Но после окончания МГУ, когда уже работал в Полярно-альпийском ботаническом саду, я увлекся восточной эзотерикой и стал исповедовать буддизм, а через пять лет в результате одной судьбоносной для меня московской встречи я крестился и перешел в православную веру.

Какие-то препятствия Вам встречались на этом пути?

– Первые два года моей церковной жизни пролетели как на крыльях: это был некоторый «аванс» благодати. Однако на христианском пути нельзя обойтись без несения личного креста, так что искушения не заставили себя долго ждать.

В 1982 году, когда внешнеполитическая обстановка все более накалялась, вместе с ней росли идеологические требования. Религиозность сотрудников Академии наук считалась тогда симптомом политической неблагонадежности. Лично мне это грозило отказом в разрешении защищать диссертацию (для защиты требовалась особая характеристика), что реально означало перспективу до пенсии оставаться в старших, в лучшем случае, лаборантах. Выходом могло быть только «покаяние в мракобесии», причем уже слабеющая советская власть вполне удовлетворилась бы тогда его письменной, без публичного посыпания головы пеплом, формой. Но отступничество в любой его форме все равно остается отступничеством, и поэтому я сделал выбор, который, наверно, стал главным в моей жизни.

Проведя не слишком спокойную ночь накануне рокового заседания какого-там бюро и будучи морально готовым открыто поведать его членам свои убеждения, перед выходом из дома я наугад открыл Новый Завет и попал на такую нужную в тот момент строку из 12-й главы Евангелия от Луки: «Егда же приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи». В этот день заседание неожиданно отменили, и свою характеристику я получил без каких-либо расспросов.

Только много лет спустя я узнал, что благополучным исходом этой истории я обязан старому школьному другу Н.Е. Козлову, в то время – первому секретарю парткома Кольского филиала Академии наук СССР. Я всегда помню об этом.

Да, действительно, пути Господни неисповедимы… Но несмотря на то, что Ваша светская карьера сложилась вполне удачно, очевидно, что путь этот не был легким. До сих пор в нашем обществе существует традиционное противопоставление науки и религии. Не было у Вас искушения все бросить – я имею в виду не Церковь, а науку?

– Такое искушение было как раз в 1982-1983 годах в связи с проблемами, о которых мы только что говорили. По этому поводу я встречался с владыкой Исидором, возглавлявшим в то время Архангельскую кафедру. Я всерьез начал думать тогда о выборе духовного пути. Однако владыка в деликатной форме дал мне понять, что не следует уходить из науки под впечатлением от сложившейся ситуации; нужно руководствоваться только таким внутренним чувством, которое просто не оставит тебе другого выбора. Время показало, что он был прав: вскоре действительно многое изменилось, и моя принадлежность Церкви перестала расцениваться как неблагонадежность.

В другой раз идея уйти из Академии наук в Церковь возникла у меня в 2003 году после того, как я был избран членом-корреспондентом РАН. В том же году я поступил на миссионерский факультет Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, который закончил в 2007 году. Но я так и не ушел из Академии, к тому времени я уже десять лет руководил Полярно-альпийским ботаническим садом, и не нашлось подходящего преемника, способного реализовать мои планы. Очевидно, священнослужение – не мой путь.

Начались новые времена, и начались новые искушения для интеллигенции: стало все можно, все духовные практики на выбор. И исследования разные начались: то кристаллизацию освященной воды изучают, то регистрируют электроэнцефалограммы у священника во время евхаристического канона. Читала о таких исследованиях. Вы таким не увлекались? Биология как наука к этому располагает, наверное…

– Я считаю подобного рода исследования, по меньшей мере, методологически некорректными, а вообще-то – неблагочестивыми. Думаю, не стоит поощрять бессмысленные занятия тех, кто хочет с помощью средств этого физического мира исследовать нетварные энергии. Представьте себе физика, который попытается провести спектральный анализ Фаворского света. «Не гораздо разумен тот математик, который алгеброй Гармонию хочет поверить», – сказал в свое время Михаил Васильевич Ломоносов. Возможности науки ограничены, как и возможности человеческого разума.

Тем не менее, уровень обсуждения «космонавты в космос летали, Бога не видали» не перестает быть актуальным.

– Для тех, кто не вышел ни культурой, ни интеллектом. Когда-то святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который стал великим хирургом еще до начала своего архиерейского пути, высказался так: «Бога я не видел… Но оперировал на мозге и никогда не видел там также и ума».

Если всерьез заниматься фундаментальной наукой, то очень быстро понимаешь, как ограничены возможности человеческого познания. Я считаю, что для настоящего ученого постоянное недовольство собой – нормальное (и душеспасительное) состояние, т.к. оно препятствует самодовольству и гордыне. Альтернатива – когда узкий специалист мнит себя пупом Земли.

За долгие годы в науке и в Православии Вы, наверное, как-то вывели для себя формулу взаимоотношений между религиозным и научным путями познания?

– Такая формула есть, но не я ее вывел: наука, как и искусство, вторичны по отношению к религии, если угодно, являются продуктами ее секуляризации, т.е. омирщения. Я эту формулу полностью принимаю.

Владимир Константинович, каково Ваше восприятие мира на этом жизненном этапе? «Я знаю, что ничего не знаю»? Или «ничто не ново под Луной»?

– Начиная разговор о сегодняшней жизни, так или иначе приходишь к мыслям о том, что ждет впереди наших детей, внуков, правнуков… Известные афоризмы Сократа и Шекспира, на которые Вы ссылаетесь, – это умозаключения великих интеллектуалов, общий пессимистический настрой которых оправдывается реалистичностью восприятия условий их жизни, хотя они, думаю, были человечнее, чем наши сегодня. Признание реальности духовной деградации современного общества, проявляющейся в разрушении института семьи, политизации содомии, попытках регулировать разными способами численность народонаселения, является принципиальным условием душеспасения в наши дни. В свою очередь, для этого необходимо понимание ограниченности человеческого разума и возможностей порожденного им научного познания мира, которое не должно подменять собой религию.

Зоя КАБЫШ
Фото автора

Публикация «Православной миссионерской газеты»
(Мурманская епархия)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *