Что общего между Святой горой Афон, тысячелетие русского присутствия на которой будет отмечаться в наступившем году, и одной из молодых епархий Русской Церкви, учрежденной в 2013-м в Нарымском крае?
Долгожданная святыня
Таким мостиком в 2015 году стала новая святыня этой суровой земли – написанная в иконописной мастерской скита Буразери на Афоне икона Пресвятой Богородицы «Троеручица». Над образом трудились схиархимандрит Арсений с иноками-святогорцами. После написания икона была доставлена в Хилендарский монастырь и афонскими старцами освящена у самого древнего образа «Троеручицы».
Во время паломнической поездки на Афон архиереи Томской митрополии – митрополит Томский и Асиновский Ростислав и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан – доставили святыню на Томскую землю. 10 июля состоялась торжественная встреча иконы в Томске, после чего святой образ посетил малые города и села Томской и Колпашевской епархий.
В сентябре долгожданная святыня прибыла в Колпашево. Местом ее постоянного пребывания стал Вознесенский кафедральный собор города. С конца сентября здесь каждую неделю стали совершать молебны с акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом «Троеручица».
Экскурсию ведет… владыка
Готовились к прибытию святыни в молодой епархии заранее. Так, в преддверии встречи иконы в соборе прошла фотовыставка «Афон – земля Пресвятой Богородицы».
Первую экскурсию провел епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан.
Получивший в монашестве имя в честь одного из подвижников Святой Горы – преподобного Силуана Афонского, владыка не раз бывал на Афоне и многое смог рассказать посетителям экспозиции.
«При всём уважении к архиерейскому достоинству со стороны святогорцев на Афоне чувствуешь себя всё же больше монахом, чем архиереем, – делился архипастырь после своего пятого посещения Святой Горы, но первого паломничества, совершенного в епископском сане. – Живешь общей всей Святой Горе жизнью – и на службе, и на трапезе, и на тихих афонских тропах. Какая-то простота во всем и между всеми, но не уродливая простота невежества и дерзости, а органичная и гармоничная простота любви к Богу и братьям. Здесь, вслед за апостолом Павлом, особенно отчетливо постигаешь, что хотя и различны дарования и служения в Церкви, но Дух один и тот же, в котором нет ни иудея, ни эллина, ни первого, ни последнего, ни большего, ни меньшего, но все и во всем – Христос».
Основу экспозиции составили фотографии, сделанные во время неоднократных паломнических поездок владыкой и его спутниками.
Во время экскурсии епископ Силуан, рассказывая об Афоне, делился своими личными впечатлениями.
По его мнению, Афон не понять, если не исходить его своими ногами:
– Святая гора для паломников – это не только посещение монастырей, общение с монахами, но и монашеские тропы. Чтобы Афон прочувствовать, нужно три вещи: быть на молитве, общаться с афонскими монахами и пройти по Афону пешком… Сами переходы между монастырями – тоже испытание веры, терпения, молитвы. Ты же ходишь по этим тропам с молитвой, и тишина вокруг особенно к ней располагает».
Фотовыставка состояла из нескольких разделов, которые дают представление об истории Святой Горы, основных типах организации монастырской и пустыннической жизни на ней, главных святынях Афона, подвигах и трудах святогорцев, трудностях и радостях паломнического посещения земного Удела Пресвятой Богородицы. Этим темам был посвящен и рассказ архипастыря.
Центром жизни афонского монастыря является богослужение, напомнил владыка:
– Вслед за молитвой, конечно, главное – это труд. Праздность – это грех, она никому не полезна, и наименее всего – монаху. Есть много работ по хозяйству: шить и чинить одежду, готовить пищу и убирать – все сами. Есть слесарные, есть швейные работы, есть поварское послушание, и каждому дается делать то, к чему он более всего способен. Кто-то пишет иконы, кто-то ловит рыбу, кто-то выращивает овощи, кто-то красит стены и крыши, кто-то собирает виноград, кто-то оливки месит, делая из них масло. Есть послушания и общие. Так, сбор оливок – это общее дело. В определенное время года, когда наступает пора, братство во главе с игуменом идет собирать оливки. Игумен должен быть первым во всем – и в молитве, и в трудах.
Земля святости
Церковное предание относит зарождение монашеской жизни на Афоне к IV столетию по Рождестве Христовом, первые исторические свидетельства о монашестве на Святой Горе встречаются с VII-VIII веков. Первое документальное свидетельство о наличии на Афоне русского монастыря относится к 1016 году, когда в одном из актов Великой лавры была оставлена запись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал».
Что же вот уже тысячу лет русских людей привлекает на Святую Гору? В самом именовании Афона Святой Горой кроется ответ на этот вопрос, уверен епископ Силуан: «Святость – не просто слово, не только высокий и красивый эпитет, связанный с историческим фактом выделения данного места для монашеской жизни. Святость – реальная, глубокая и всецелая причастность Богу, Его вечной жизни. Афон освящается и пребывающим на нем благословением Пресвятой Богородицы, и бесчисленным множеством удивительных святынь, и, особенно, молитвой и боголюбивой жизнью его насельников. Святая Гора дышит Богом, и это святое дыхание, это тихое, но всепобеждающее веяние Духа Святого отзывается в сердцах всех, кто посещает эти места. Явственное ощущение благодати Божией, умножающей в душах мир, радость, усердие к духовной жизни, непреодолимо влечет туда всех тех, кто это ценит и этого ищет, порой даже не осознавая в полной мере предмет своих внутренних исканий».
По воспоминаниям владыки, во время паломничества в святогорских обителях и на афонских дорогах ему довелось встречать людей самых разных национальностей, образовательного уровня и социального положения, имеющих непохожие характеры и противоположный темперамент. «Но все они словно преображаются на Святой Горе, проявляя свои лучшие, наиболее глубокие и христианские качества, – рассказывает епископ Силуан. – Нам так часто и как-то очень легко, естественно, не нарочито, предлагали помощь в различных обстоятельствах, что к этому начинаешь привыкать».
Что же самое главное для паломника на Афон? Важно помнить, что Афон – не простая земля, а святая, земной удел Богоматери. А все божественное открывается только смирению, напоминает архипастырь: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать! С таким, смиренным, устроением и следует отправляться в паломничество на Святую Гору».
Валентина ГОРОДНИЧЕВА
по информации Пресс-службы Колпашевской епархии