Живем мы, будто вечные. Стараемся веселиться, выглядеть здоровыми, жизнерадостными. Нечасто задумываемся о последствиях греха, исказившего человеческую природу. Если же подступает болезнь, с ужасающей непреклонностью приоткрывается тайна земного бытия – освещается неправильное устроение нашей души. И вот больница. Чужие стены, чужие люди: соседи по палате, врачи, медсестры. Иные отношения и правила. Слишком близко страдания и смерть…
Казалось бы, вырвавшись из привычной круговерти, получаем время подумать о своей жизни. Но разве у всех хватит веры и честности проанализировать причины болезни или грядущей смерти и сделать правильные выводы? Когда дочка, выносившая мусорное ведро, поскользнулась на банановой кожуре и получила тяжелейшую черепно-мозговую травму, как объяснить обезумевшей матери смысл происходящего? Наслушаешься разговоров больных с их родственниками: «Вот Ивановна десять лет с циррозом печени живет, почему я так быстро умираю? Не пила, не курила». Или: «У меня двое деток, за что мне лейкоз крови?» Как важно в такие моменты поговорить о причинах и следствиях со священнослужителем! Ведь с ним к болеющим людям приходит Сам Христос. «…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9. 12). Церковь Христова всегда проявляла духовное попечение о больных, исполняя повеление Господа нашего Иисуса Христа «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6. 36). И у нас в России исключение составляли разве что семь десятков лет насаждавшегося в ХХ веке атеизма.
Теперь времена изменились, и право пациента на «допуск к нему священнослужителя» прописано в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». На основании этого закона подписываются соглашения о сотрудничестве между епархиями и различными учреждениями здравоохранения. Но остается множество нюансов, начиная с распорядка работы, скажем, того или иного отделения больницы и заканчивая сложившимися отношениями между медицинским персоналом и пастырем. В день памяти святого великомученика и целителя Пателеимона о священническом служении в лечебных заведениях, особенностях совершения Таинств в больнице, о причинах и следствиях болезней, а также о том, как не «выгореть», день за днем видя страдания людей, поговорим с протоиереем Максимом Потупчиком, настоятелем храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при городской клинической больнице №3 города Ставрополя.
Храм без «захожан»
– Богослужения в нашем больничном храме совершаются с вечера пятницы до окончания выходных и по праздникам, – начинает батюшка разговор. – Молебны – по просьбам людей или своей чередой. Храм святителя Луки незаметен с городских магистралей, поэтому верующие едут к нам целенаправленно, «захожан» обычно не бывает.
Особенность больничного служения состоит в том, что священник должен быть не только в храме, но и в больнице, не ждать, когда к нему придут страждущие. Ведь те, кто могут передвигаться самостоятельно, выписываются домой либо на долечивание в поликлинике. А тех, кто обездвижен, священник должен навестить, утешить, поддержать, приобщить Святых Христовых Таин.
Понятно, что здоровый и больной человек не могут поститься одинаково, так же, как и исполнять молитвенное правило. Вопрос о Таинстве Причастия всегда решается индивидуально. Если необходимо крещение тяжелобольного человека по его искренней просьбе, совершать это Таинство нужно без промедления, действовать не по букве, а по духу священнического служения. При этом невозможно использовать шаблон, общий подход ко всем ситуациям и больным. Нужно понять, как человек относится к своей болезни, какова степень его веры, готов ли он услышать что-то о Христе или нуждается только в словах утешения и поддержки. Остается неизменным только одно – окормление больных, которым нужно усиленное внимание и помощь. Послушание очень ответственное, поэтому каждый раз перед посещением больницы молитвенно прошу у Господа благословения на духовное попечение людей.
Отчего и для чего
Отец Максим, болезни даются нам за грехи?
– Из святоотеческого наследия мы знаем, что болезни даются за грехи, ради испытания веры, от лукавого, и – для того чтобы была явлена слава Божия.
Как это «от лукавого»?
– При попущении Господа. В житиях святых мы встречаем случаи попущения телесных болезней и даже одержимости. Святые терпели немощи, понимая, что это не Божие наказание, а промысел Спасителя ради духовного укрепления – вспомним пример праведного Иова. Однако такое бывает редко.
Значит, лукавый во время болезни завладевает нашим телом?
– Это не совсем так. В Евангелии Господь говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10. 29-30). Как правило, диавол действует через тело тогда, когда не может воздействовать непосредственно на душу. По слову преподобного Марка Подвижника, пока христианин сохраняет дарованную ему в Таинстве крещения благодать, подчиняя свою волю Богу, диавол остается неспособным к воздействию на его душу.
Блаженный Диадох Фотикийский пишет: «…пока Дух Святой обитает в нас, дотоле сатана не может войти в глубину души и обитать там». В разговоре с больными об этом полезно говорить и обращаться к свидетельствам Евангелия о многочисленных исцелениях, совершенных Господом по вере самих больных. А также подчеркивать, что иногда болезнь является прямым следствием греха, но попускается Богом для того, чтобы человек победил в себе грех. Бывают болезни тела, переходящие на болезни души, и наоборот. Ведь любая болезнь – это духовно-соматическое состояние: если душа болеет, то и тело болеет – одно первично, а другое вторично.
Просто чудо
Бывают в Вашей священнической практике удивительные случаи?
– Однажды я крестил в отделении реанимации человека, который был в сознании, но уже не мог разговаривать, находился на вспомогательной вентиляции легких. Через пять суток его выписали домой в добром здравии. Прошло десять лет, и он жив и здоров.
Каждый раз воспринимаю как чудо, когда удается поговорить с человеком, разобраться в его проблемах и страхах, ответить на вопросы. А еще лучше – помолиться вместе с ним. Ведь жизнь не заканчивается смертью. Христос с нами всегда!
На одной волне
Церковь рассматривается людьми как врачебница для души, а труд священника, молящегося о прощении грехов кающемуся, сравнивается с трудом врача, с той лишь разницей, что священник врачует душу больного, а врач – его тело. Вам помогает в служении медицинское образование?
– Конечно! Медицинская школа, которую я окончил (Ставропольский государственный медицинский университет), – с крепкими традициями и высококвалифицированным педагогическим составом. В ее стенах студентам дают знания и навыки общения с больными. Со многими докторами Ставрополя я знаком: кто-то преподавал в мединституте, с кем-то учились, с кем-то работали вместе. Некоторые стали прихожанами нашего храма. Знание образа жизни, служения, профессионального мышления врача помогает сглаживать конфликты между пациентами и докторами, если они возникают. Но лучше их предотвращать.
Важен личный пример. Когда сотрудники больницы видят священника трудящимся наравне с ними на благо больного, меняется порой настороженное отношение к священству и к Церкви в целом на благорасположение. Прихожу, начинаю разговор с обычных человеческих слов: «Как здоровье Ваше?» И все с благодарностью воспринимают этот вопрос. Да и сами доктора нуждаются в духовной помощи и утешении.
Реанимация
Некоторое время назад темой для довольно ожесточенного обсуждения стал вопрос о допуске родственников в реанимационное отделение. Как Вы относитесь к этому?
– Насколько готова реанимация к таким посещениям, не мне судить. Но хорошо, когда родственники имеют возможность прийти и помочь больному, позвать к нему священника.
А как посетителю следует вести себя в реанимации?
– Обстановка в нашей медицине далеко не радужная. Не хватает врачей, среднего и младшего медицинского персонала, и люди вынуждены работать буквально через сутки, через ночь. Это очень трудно. И надо понимать, что у каждого врача реанимации на попечении не один больной. Допустим, контролируются параметры жизнедеятельности (давление, пульс) или производятся иные манипуляции (режим такого контроля расписан по времени). Родственники в этом случае будут отвлекать, им ведь интересно поговорить о состоянии здоровья только своего близкого. Их можно понять, однако есть же выделенные часы для посещений, когда можно прийти, пообщаться с больным, задать вопросы врачу.
Нужно слушаться. Если врач сказал: «Выйдите!», следует сразу покинуть отделение реанимации. Есть случаи, когда необходимы срочные реанимационные мероприятия, и тогда уже не до толерантности, речь идет о минутах или даже секундах жизни человека. В этот момент доктор должен сконцентрироваться и принять правильное решение, а посторонние будут только мешать ему. Сказали: «На сегодня свидание закончено», значит, идите домой. Когда меня просят выйти (хотя такие случаи единичны), не спорю: «Да, конечно. Помогай, Боже!»
Как не выгореть
Находясь на больничном служении, Вы чаще других священнослужителей соприкасаетесь с болезнями и смертью людей. Что помогает Вам не терять присутствия духа? Или, говоря иначе, не сказывается ли на пастырском служении синдром профессионального «выгорания»?
– По поводу пастырского «выгорания»… В 2011 году в «Журнале Московской Патриархии» вышла хорошая статья протоиерея Павла Великанова. Вообще-то этот феномен известен нам из ряда произведений русской литературы конца ХIХ века. О нем же упоминает Святейший Патриарх Кирилл, говоря о пастырях, утративших молитвенное горение.
Если посмотреть на феномен «выгорания» глазами святых отцов, признаки его почти во всем повторяют признаки уныния и окамененного нечувствия. А «уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении не имеет того, что ей естественно, и не выдерживает мужественно искушений» (авва Евагрий). Тут же – клубок всех остальных страстей, приводящих к ощущению богооставленности. Причина всему – маловерие. Поэтому и главное лекарство от уныния – «осознанное ожидание Бога» в терпении и смирении, в понимании, что никем, кроме Творца, душа насытиться не может.
Беседовала Елена АНОХИНА
В основе материала –
публикация газеты «Ставропольский благовест»
Иллюстрации сайтов Ставропольской и Ржевской епархий,
а также Новозыбковского благочиния Клинцовской епархии