Возрастающий интерес горожан к традициям и истории родного края способствует стремительному развитию в России такого уникального направления экскурсионной работы, как этнографический (или, как его еще называют, сельский) туризм. В маршруты для татарстанского этнотуризма могут войти и храмы Покровского благочиния Чистопольской епархии. Познакомиться с церквями в селах Балчиклы и Кашаево на днях приезжали участники тематического выездного заседания – депутаты Совета Нижнекамского муниципального района, эксперты комиссии по реализации законодательства о языках и журналисты, сообщает епархиальный сайт.
Обе церкви являют собой примеры самобытного архитектурного деревянного зодчества. Необыкновенно красивые, уютные – эти современные постройки идеально воссоздают атмосферу покоя и молитвенного духа, царящего в сельских храмах.
История Петропавловского храма в Балчиклы крепко связана она с историей этого села, основанного ещё в XVIII веке – места традиционного проживания кряшенского народа. До 1860-х годов жители относились к категории государственных крестьян. Как известно, село без церкви не стоит. Вот и его жители православного вероисповедания построили на небольшом взгорке красивую каменную церковь. В богоборческий период XX века этот храм разрушили до основания. В 2000 году на его месте был построен молельный дом. Спустя еще тринадцать лет, после официального образования прихода святых Петра и Павла, здесь начались масштабные работы по возведению нового деревянного храма, выполненного по уникальной технологии «без единого гвоздя». Любопытно, что при закладке его фундамента рабочими была найдена монета 1813 года, что косвенно указывает на историческую преемственность прежней и новой построек.
Настоятель храма иерей Вячеслав Федоров ознакомил гостей с историей храма и особенностями богослужения на кряшенском языке, прочитав отрывок из Евангелия и исполнив с певчими клироса песнопение «Царице моя, Богородице».
Следующим пунктом посещения выездной комиссии стало Кашаево – расположенное в необыкновенно красивом месте село, населенное сейчас в основном дачниками. На данный момент мало что из сохранившегося здесь свидетельствует о древней истории села. А ведь первое упоминание о нем датировано 1680 годом! Крестьяне, число которых в 20 веке доходило до 500 человек, веками занимались здесь земледелием, разведением скота и лесозаготовительным промыслом. Храм, разрушенный с приходом советской власти, был построен на средства известного мецената этих мест купца Стахеева. Сейчас главным украшением Кашаево является красивая деревянная церковь. Освященная 7 декабря 2007 года во имя Иоанна Крестителя, она является подворьем Раифского Богородицкого мужского монастыря. Этот храм также построен по русской старинной технологии – без единого гвоздя. Примечательно, что рабочие, прежде чем приступить к возведению церкви, учились этому ремеслу у специалистов в Санкт-Петербурге. Само же строительство длилось два года.