Началась разработка проекта по реставрации находящегося в Северной Осетии древнего Нузальского храма – ценнейшего памятника федерального значения, переданного в 2015 году в пользование Владикавказской епархии.
С 3 по 6 сентября по благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида в регионе побывала группа высококвалифицированных реставраторов из Санкт-Петербурга. Специалисты прибыли по приглашению строительной компании «Хорс», которой по итогам государственного конкурса поручена разработка соответствующего проекта. Они провели архитектурно-археологические обмеры, произвели визуальный осмотр памятника, выполнили отбор раствора и каменной кладки объекта для проведения технологического исследования состояния материала, сообщает епархиальный сайт.
В беседе с епископом Леонидом возглавившая группу специалистов руководительница Коневских реставрационных мастерских Е.В. Грубина отметила, что передача Нузальского храма в пользование Церкви дает надежду на возрождение святыни.
– И для Осетии, и для всей России Нузальский храм имеет историческую ценность уже потому, что там сохранилась монументальная живопись домонгольского и монгольского периода, – подчеркнула она, отметив, что столь ранние образцы церковной живописи известны в основном на севере страны, прежде всего в Новгороде и Пскове.
По ее словам, сейчас главная задача – понять причины деформации здания и провести консервационные работы, чтобы не позволить ему дальше разрушаться. Скрупулезные исследования и бережная реставрация займут не один год.
Владыка заверил гостей, что во Владикавказской епархии хорошо осознают необходимость вдумчивой и методичной работы под строжайшим надзором профессионалов. «Нужно привести в порядок не только храм, но и всю окружающую среду, потому что Нузал должен стать объектом музейного показа. Ведение церковных служб в стенах храма не предполагается», – уточнил правящий архиерей.
В свою очередь Е.В. Грубина настоятельно рекомендовала закрыть доступ внутрь памятника на весь период реставрационных работ. «Пространство внутри церкви – не более трех метров, а фрески на ее стенах старше, чем фрески Дионисия. Любой случайно задевший рукой или рюкзаком стену с живописью может нанести ей необратимый урон, и даже дыхание человека, зашедшего туда зимой с мороза, может навредить росписи», – подчеркнула архитектор. По ее мнению, целесообразно рядом с часовней организовать экспозицию фресок в натуральную величину с дорисовкой утраченных фрагментов и подробными сопроводительными материалами.