Уже в третий раз православные самой северной епархии России вместе с епископом Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом совершают крестный ход в Пустозерск – древний центр Печорского края, сообщает Пресс-служба Архангельской епархии.
Пустозерск построен в 1499 году московскими воеводами по наказу царя Ивана III на берегу одного из рукавов реки Печоры. А первое упоминание о храмах Пустозерска содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV, данной канинским и тиманским ненцам в 1545 году. Основанием ее послужила челобитная ненцев Ласки и Апицы, в которой было сказано о том, что еще предками их тоня Мелкая на морском побережье была «отдана к Преображению Спасову, и к Введению Пречистыя, да к Николе Чудотворцу…».
Соборным храмом Пустозерска была Преображенская церковь, о ней и упоминается в этой челобитной. Но в 1686 году, по благословению епископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова), на месте старой деревянной церкви на казенные средства отстроен новый деревянный соборный Преображенский храм. В храме был одношатровый придел – т в честь Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла, поборников и защитников Православия. При новом соборе находилась отдельно устроенная на столбах деревянная высокая колокольня в два яруса. В звоннице был набор из шести колоколов весом от 2 до 50 пудов. В 1816 году по прошению пустозерских крестьян рядом со старой церковью Преображения Господня был выстроен новый Преображенский храм. Позже, в 1843 году, известный исследователь Печорского края Василий Николаевич Латкин писал о нем в своих воспоминаниях, что «церковь эта довольно обширна и хорошо украшена; иконы покрыты богатыми, с серебряными с позолотой ризами. Много и других икон в серебряных ризах и окладах, серебряных сосудов и других дорогих вещей. Из храма окрест виды очень красивы: он находится на северном краю полуострова; перед ним лежит Городецкое озеро, за ним песчаные мысы и бор, покрытый мелким сосновым лесом; вдали видна деревня Устье».
И хотя дожить до наших дней этому и другим храмам русского севера было не суждено, все-таки побывать на месте древних святынь пожелали многие прихожане епархии, священнослужители, представители администрации, мэрии, учреждений культуры, правоохранительных органов, предприятий и организаций Нарьян-Мара, военнослужащие.
«Добрая традиция совершения молебна на месте, где некогда существовал первый город Русского Заполярья, становится знаковой чертой православной жизни Нарьян-Мара», – отметил владыка Иаков.