После трехлетней реставрации и комплексных исследований 17 октября в Государственной Третьяковской галерее показали картину А.И. Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». Эта работа известного художника и педагога, который также является отцом автора знаменитого полотна «Явление Христа народу», тесно связана с Русской духовной миссией в Китае: ранее картина составляла часть настенной живописи храма Сретения Господня на Южном подворье Русской духовной миссии в Пекине.
Проведенные в 2015–2017 годах реставрация и комплексные исследования позволили не только вернуть полотну первозданные живописные качества, но и выяснить подлинную иконографию сюжета картины, что повлекло за собой обнаружение интересных фактов истории ее создания и дальнейшей непростой судьбы. Художник запечатлел эпизод из жития святителя Амвросия Медиоланского, запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами. Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было исполнено Андреем Ивановым в ряду других заказов для Сретенского храма Духовной миссии в Пекине.
Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII века Китайская миссия была самой ранней в ряду зарубежных представительств Русской Церкви. Каменное здание для храма на Южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в 1736-м церковь освятили в честь Сретения Господня.
Картина с изображением Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа для фасада Сретенского храма в Пекине, полученного профессором Петербургской академии художеств А.И. Ивановым. В числе четырех сюжетных композиций она была отправлена с очередной, одиннадцатой духовной миссией в 1830 году в Пекин. А первый заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен Ивановым в 1823-м. Таким образом, для Сретенского храма художник написал восемнадцать работ, судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения «Амвросия Медиоланского» в Россию, остаются неизвестными. В XX веке Русская духовная миссия подверглась жестоким гонениям, многие церковные здания были разрушены, а художественные ценности оказались утрачены. Здание Сретенского храма сохранялось до 1986 года, когда оно было разрушено; на его месте ныне возведено здание Верховного суда КНР.
Монументальное полотно живописца Андрея Ивановича Иванова поступило в коллекцию Третьяковской галереи в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А.А. Арендта.
На вернисаже, в ходе которого была представлена отреставрированная картина, присутствовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, представители Китайского Патриаршего подворья в Москве, сообщает сайт ОВЦС.
Духовные песнопения, связанные с именем святителя Амвросия Медиоланского, исполнил хор храма святителя Николая в Толмачах.