В праздник Преображения Господня престольное торжество отметили прихожане одного из старейших храмов Подмосковья, находящегося в селе Большие Вяземы Одинцовского района. Белокаменный двухэтажный храм – согласно преданию, ровесник кремлевской колокольни «Иван Великий» − возведен в конце XVI века по инициативе и на средства Бориса Годунова в его подмосковной вотчине. Отдельно от церкви тогда же была поставлена оригинальной архитектуры трехпролетная звонница.
Кстати, братом-близнецом храма в Больших Вяземах является Троицкий храм в селе Хорошево (ныне эта территория входит в городскую черту), также строившийся при Годунове на его землях.
Собственно, и тот, который стоит в Больших Вяземах, первоначально был Троицким. В честь Преображения Господня его главный престол переосвящен в конце XVII столетия, когда владельцем бывшей государевой подмосковной вотчины стал князь Борис Алексеевич Годунов.
В многовековой истории храма немало интереснейших страниц, в том числе запечатлевших трагические события времен польско-литовской интервенции и наполеоновского нашествия. И поляки, и французы, хозяйничая в Больших Вяземах, недрогнувшей рукой «отметились» на церковных стенах. Граффити на латыни и на польском, с именами и датами, предоставляют современным историкам обширный исследовательский материал.
Но, конечно, наибольший след в жизни этого сельского прихода оставил XX век. Нынешние прихожане чтят имена новомучеников Вяземских: иерея Василия Горбачева, диакона Николая Запольского и церковницы Елизаветы Тимохиной, погибших на Бутовском полигоне. В этот же период здесь, в Больших Вяземах, было безвозвратно утрачено многое из церковного убранства и имущества. Но главное – веру – богоборцы вытравить из народа не смогли.
Богослужебная жизнь в приходе возобновилась в 1992 году, и с этого момента он постепенно становится одним из наиболее значимых духовных центров Западного Подмосковья. Возможно, это произошло во многом благодаря таланту настоятеля протоиерея Павла Карташева − кандидата филологических наук, автора целого ряда книг церковно-просветительского содержания, адресованных и взрослым и юным. Он сумел объединить вокруг храма людей по- настоящему неравнодушных и талантливых. Их стараниями окрепла воскресная школа для детей и взрослых, создан приходской киноклуб, множество различных кружков и курсов. И, конечно, достоин всяческого внимания христианский православный интернет-журнал «Правкруг», созданный одноименным содружеством православных журналистов, педагогов, деятелей искусства, члены коего также окормляются в Преображенском приходе Больших Вязем.
Вообще, этот уголок Подмосковья можно назвать значимым пунктом на культурной карте России: совсем рядом с храмом, буквально стена в стену, − усадьба, где расположен историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина. Александр Сергеевич еще ребенком бывал вместе с бабушкой в Вяземах на воскресных богослужениях – благо, имение М.А. Ганнибал Захарово находилось совсем неподалеку. Есть предание, что в усадьбе в Больших Вяземах у своего друга, профессора Московского императорского университета, историка и поэта С.П. Шевырёва бывал Н.В. Гоголь, который не мог не посетить и здешний храм. Музейная атмосфера проникнута духом русской литературной жизни девятнадцатого столетия. Понять ее без знания основ Православия невозможно, поэтому для многочисленных туристов, приезжающих в Большие Вяземы, посещение храма – непременная точка экскурсионного маршрута.
Всем, кто попадает в Большие Вяземы на престольный праздник, предоставляется редкая возможность молиться в исторических интерьерах XVI века с неповторимой старинной акустикой. На столпах, стенах и своде храма можно видеть остатки росписей и следы пресловутых «исторических граффити». В обновленном иконостасе детально воссозданы характерные детали церковного убранства годуновского времени.
Богослужения в Преображенской церкви обычно совершаются летом, остальную часть года службы бывают в нижней Никольской церкви.
По церковным праздникам в Больших Вяземах народу всегда много, а уж в день престольного торжества – тем более. Летом помимо постоянно живущих здесь людей в приход вливается немалое число дачников, но они здесь не превалируют численно, в отличие от многих иных сельских церковных общин Московской области.
Для каждого верующего человека – и местного жителя и дачника − участие в праздничном богослужении и последующем крестном ходе – особая радость, а уж о детишках и говорить нечего. Надолго останется в их памяти завораживающая красота храма с горящими перед иконами свечами, колокольный звон, нарядные, веселые дяди и тети с корзинками, пакетами и подносами, полными спелых фруктов.
По доброй традиции после богослужения всех прихожан угощают освященными плодами: наливными яблочками, румяными грушами, сахарными арбузами и экзотическими бананами. Никто «тощ и неутешен» да не отыдет!
Ольга Кирьянова